Урок окружающего мира по теме «Пернатые изобретатели». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Основные цели и задачи:

  1. Выяснить особенности перьевого покрова птиц, связанные с приспособлением к полету; сформировать знания о внешнем строении пера, о типах перьев.
  2. Развивать речь, внимание, мышление, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать эмоциональную отзывчивость, навык самостоятельного добывания знаний.
  3. Воспитывать интерес к предмету, к познанию окружающего мира, доброту, заботливое отношение к пернатым. Воспитывать коммуникативные умения, веру в свои силы. Создать условия психологической комфортности для каждого ученика.

Вид урока – развивающий урок на деятельностной основе.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ОЭР

Форма урока: урок – исследование

Технология – технология деятельностного метода обучения

ТСО: проектор, экран, компьютер

Оборудование:

Демонстрационный материал:

  • презентация
  • чучело птицы

Раздаточный материал:

  1. коллекция перьев (Приложение 1);
  2. лист исследователя (Приложение 2);
  3. отдельные перья;
  4. ножницы;
  5. лупы;
  6. ручки с цветными стержнями;
  7. сигнальные карточки;
  8. буклеты (Приложение 3).

Литература:

  1. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов – М.: Просвещение, 2010.
  2. Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации/ А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов – М.: Просвещение, 2010.
  3. Электронное энциклопедическое издание “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
  4. Электронная Большая Детская энциклопедия
  5. http://dnevnik111.diary.ru/p115487945.htm рисунки на перьях птиц
  6. фотографии летящих самолётов http://yandex.ru/yandsearch?stype
  7. http://yandex.ru/yandsearch?stype- фотографии птиц
  8. https://bio.1sept.ru/article строение пера
  9. http://detkam.e-papaголоса птиц

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Орг. момент. Приветствие Приветствие
II.Мобилизационная часть урока. - Каждый человек, рождаясь и взрослея, познаёт окружающий мир с помощью исследований. И сегодня наши познания пройдут в форме исследовательской работы. Итак, мы с вами в детской научной лаборатории и вы в ней – исследователи. У каждого на столе – индивидуальный лист, в который вы будете заносить результаты наших исследований.  
III.Актуализация базовых знаний. Выход на тему урока. Слайд 2.Прослушивание грамзаписи “Голоса птиц”.

- Кто издает эти прекрасные звуки?

Показ чучела птицы.

- В чем главное отличие птиц от всех животных?

- Кто же такие птицы?

Слайд 2. Определение понятия “Птицы”.

- Перья есть только у птиц. Вот поэтому их называют пернатые. Слайд 2. Пернатые.

- Для чего птице перья?

Учитель обобщает ответы детей

- Птицы.

- Наличие перьевого покрова.

- Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

- Без перьев птице не обойтись. Это её “одежда”. Перья спасают птицу от царапин и ушибов, от намокания и пересыхания, от холода и жары. Но главное предназначение перьев – это, конечно, осуществление полета. Птицы способны летать благодаря наличию перьев. Высказывают свое мнение (удерживают воздух вокруг тела, сохраняя тепло; защищают от намокания; для полета).
- Вы догадались, что является объектом нашего исследования? Слайд 3. Перья. - Перья.
IV.Изучение нового материала

1. Исследовательская работа.

Опыт № 1. Типы перьев.

- Учеными установлены особенности пера, позволяющие птице летать. Опыт № 1 поможет нам разобраться в типах перьев и установить первую особенность.

Слайд 4. Опыт № 1. Типы перьев.

- У вас на столах – коллекции перьев (Приложение 1). Рассмотрите.

- Под каким номером самое маленькое пушистое перышко?

- Потрогайте его.

- Каково перышко на ощупь?

- Как мы называем такие перья?

Рассматривают коллекцию перьев.

- Под номером 1.

Ощупывают перышко.

- Нежное, мягкое, пушистое.

- Пуховые перья.

Подписывают в коллекции название 1 типа перьев.

Самостоятельная работа со статьёй. Слайд 4. Пуховые перья.

- Верно. Это первый тип перьев. Подпишите.

- Пуховые перья располагаются на туловище птицы и защищают ее от перегрева и охлаждения.

- Второй тип перьев вы определите самостоятельно, внимательно изучив статью “Какие бывают перья?” в листе научного исследователя (Приложение 2).

- Расскажите о своих исследованиях. Как называется 2 тип перьев?

Слайд 4. Контурные перья.

- Подпишите.

- Почему их назвали контурные?

- Каждое контурное перо имеет свое название.

Рассмотрите и потрогайте перо №2.

- Какое оно на ощупь?

- Как вы думаете, где у птиц находятся самые прочные, упругие перья?

- Что птица делает крылом?

- Как же называются такие контурные перья?

Слайд 4. Контурные маховые перья.

Самостоятельно работают со статьёй: “Какие бывают перья?”.

- Контурные перья.

Подписывают в коллекции название 2 типа перьев.

- Располагаются сверху и образуют внешний вид птицы, ее контур.

Ощупывают перо № 2.

- Крепкое, упругое.

- В крыле.

- Машет.

- Маховые перья.

Подписывают первый вид контурных перьев.

Вывод. - Подпишите.

- Маховые перья по–другому называют полетные. Почему?

- Верно, маховые перья играют главную роль при полете птицы.

- Если маховые перья расположены в крыле, то где будут находиться перья № 3?

- Раньше хвосту приписывалось значение руля. Предположите, как будут называться эти перья?

Слайд 4.Контурные рулевые перья.

- Предназначены для полета.

- В хвосте.

- Рулевые.

Вывод. - Подпишите.

- Но как выяснилось учеными, рулят птицы в полете всё же с помощью крыльев. А хвост выравнивает движение поворота птицы и служит для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх.

- Как видите, и рулевые перья тоже служат для...

- Значит, как и маховые, они также по – другому называются полетными.

- Посмотрите на перо № 4. С каким пером есть сходство?

- В чем отличие?

- Эти полупуховые перья располагаются поверх пуховых и покрывают все туловище птицы. Отсюда название. Какие? (покровные или кроющие)

Слайд 4.Контурные покровные перья.

Подписывают второй вид контурных перьев.

 

- Полета.

- С пером № 1.

- Перо № 4 наполовину в пухе.

- Покровные.

Вывод. - Подпишите: покровные.

- Покровные перья придают телу птицы обтекаемую форму (без углов, ровную, гладкую), что позволяет облегчить полет. Значит, эти перья тоже какие?

- Итак, с какими двумя типами перьев вы познакомились?

- Одинаковые ли они?

- Какие из них полетные?

Подписывают третий вид контурных перьев.

- Полетные.

- Пуховые и контурные.

- Нет.

- Контурные.

Вывод опыта № 1. - Вот она,1 особенность, позволяющая птице летать! Контурные перья – это полетные перья.

- Запишем в лист исследователя 1 особенность.

- Таким образом, оперение птиц состоит из разных перьев, но только контурные способствуют полету.

- Отложите коллекцию. Возьмите отдельное перо.

Записывают в иссл. лист 1 особенность. Контурные перья – это полетные перья.
Опыт №2. - Опыт № 2.

Слайд 5. Опыт № 2.

-Возьмите ножницы, отрежьте кончик пера.

- Какое перо внутри?

- Вот поэтому оно какое? Положите перо на ладонь.

Учитель кладет перо на ладонь.

Откладывают коллекцию, берут перо.

Ножницами отрезают кончик пера.

- Пустое, полое.

Кладут перо на ладонь.

- Перо легкое.

- Полету.

Вывод опыта № 2. -  А если оно легкое, то способствует чему?

- Вот 2 особенность пера, позволяющая птице летать – легкость.

- Запишем в лист исследователя 2 особенность. Перья легкие.

- Посмотрите, как легко и красиво летит перышко.

Учитель берет покровное перышко и пускает его.

- Возьмите свое перо и запустите.

- Не было бы у птиц лёгких перьев, они не смогли бы летать.

Записывают в иссл. лист 2 особенность: перья легкие.

Встают, берут перо и запускают. Перо летит.

V.Физкультурная минутка. - Давайте и мы, как птицы помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем. Что мы сидим?

- У нас физминутка! Повторяем движения за героями.

Слайд 6. Физминутка.

Дети становятся на физкультурную минутку.

Выполняют движения, глядя на экран.

IV.Продолжение изучения нового материала. 1.Исследовательская работа.

Опыт № 3.

- Во 2 опыте мы срезали конец пера.

- Кто знает, как называется этот конец пера?

- Поэтому мы проведем опыт № 3, в ходе которого исследуем строение пера и выявим 3 особенность, позволяющую птице летать.

Ответы детей.
  Слайд 7. Строение пера.

- Возьмите перо в руки.

Учитель беседу сопровождает показом на пере и каждая часть пера показывается на слайде.

- Перо имеет упругий стержень – ствол. Покажите друг другу, где он? Проведите по стволу пальчиками.

Слайд 7. Ствол.

- Конец ствола, который вы срезали, называется очином Слайд 7. Очин.

в память о тех временах, когда авторучек не было и люди писали гусиным пером. Перо затачивали (очиняли) маленьким ножичком, который так и называется – перочинный.

- То, что отходит от ствола – это опахало.

Слайд 7. Опахало.

- Опахало состоит из множества тонких и узких пластин.

Берут перо.

Находят ствол, показывают друг другу и проводят по нему пальцами.

Учитель разрывает пластинки.

- Это бородки.

Слайд 7. Бородки.

- Разъедините на своих перьях бородки. Помогите друг другу, один держит перо, другой разъединяет бородки.

- А теперь возьмите лупу и посмотрите внимательно на бородки.

- Что на них заметили?

- Вот эти пушинки называются бородочки.

Разъединяют бородки, помогая друг другу.

Берут лупы, рассматривают бородки.

- Пушинки.

Слайд 7. Бородочки.

Они прикреплены к бородкам, как хвоинки на еловой лапе.

- А теперь соедините бородки обратно.

Глажу перо, показываю, как соединяются бородки.

- Чудеса! Бородки снова скрепились. Это потому, что на пушистых бородках есть незаметные крючочки, которые невозможно рассмотреть даже через лупу.

Но я их вам непременно покажу, только на слайде.

Гладят перо и бородки соединяются.
Вывод опыта № 3. Слайд 7. Крючочки.

- Вот бородки, на них бородочки с крючочками. Крючочки, как застежки – липучки, скрепляют бородочки.

- Итак, мы рассмотрели строение пера. Подпишите все его части в листе исследователя.

- Такая конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Вот почему перья теплые, прочные и упругие. Именно такие, прочные и упругие, нужны птице для ...

- Может ли птица летать, имея слабые и непрочные перья?

- Вот она, 3 особенность пера, позволяющая птице летать! Перья какие?

- Запишем в лист исследователя 3 особенность. Перья прочные и упругие.

- Сделаем вывод. Чему же способствует такое строение пера?

Подписывают части пера в листе исследователя.

- Полета.

- Нет.

- Прочные и упругие.

Записывают в иссл. лист 3 особенность: перья прочные и упругие.

- Полету.

Один ученик с пером рассказывает строение пера у доски. Остальные проверяют отвечающего, сверяясь с экраном.

- А теперь проверим, как вы запомнили строение пера.

Слайд 8. В ходе ответов на экране высвечиваются правильные ответы.

Если ребенок затрудняется, учитель помогает наводящими словами.

- Перо имеет упругий...(ствол)

- Конец ствола называется...

- От ствола отходит ...

- Опахало состоит из тонких и узких пластин. Это ...

- На бородках маленькие ...

- У бородочек есть ...

 

 

 

 

 

- Ствол.

- Очин.

- Опахало.

- Бородки.

- Бородочки.

- Крючочки.

Итоги опытов №1, № 2, № 3. - Итак, уважаемые младшие научные сотрудники, подведем итог наших исследований.

- Каково главное предназначение перьев?

- Какие 3 особенности пера, обеспечивающие птице полет, мы выявили в ходе наших исследований?

- Осуществление полета.

- Перья прочные и упругие. Они легкие. Контурные перья – полетные перья.

2.Эвристическая беседа. - Да, птицы способны летать. Полет для птиц –

Слайд 9. Полет птиц.

это поиск пищи и мест гнездований, это способ охоты и бегства, это способ защиты. Кроме обычного машущего полета птицы могут

Слайд 9. Полет птиц.

парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко опускать и поднимать крылья, что те будут хлопать друг о друга.

Полет – это восхитительная тайна, в которую человек получил возможность проникать. Изучив эту тайну, человек смог подняться в небо. Каким образом?

Слайд 10. Самолеты.

- Да, живую модель птицы человек использовал в самолетостроении. Птица дала человеку и полет фантазии, и полет идей.

Слайд 11. Рисунки на пере.

- Эти шедевры выполнены красками на настоящих птичьих перьях. Птицы научили человека летать и создавать красоту. А мы, люди, порой становимся их врагами. И кто же, если не мы, сохранит это чудо природы? Но чтобы сохранить жизнь птиц, о них надо много знать. Вы согласны?

- Думаю, наш урок пополнит ваши знания о птицах. И это мы сейчас проверим. Я предлагаю тест.

 

 

 

 

 

 

- На самолетах, вертолетах и т. д.

VI.Обобщение знаний по теме

1.Проверка изученного Тест.

Слайд 12.Тест.

Учитель проводит тест.

1.Перья есть не только у птиц.

2.Контурные перья – это полетные перья

3. Перо внутри полое.

4. Оперение птиц состоит из одинаковых перьев.

5. Конец пера называется зачин.

6. Главное предназначение перьев – осуществление полета.

- А теперь ручкой с красным стержнем соедините по порядку свои ответы.

- Какая фигура получилась?

Слайд 12. Тест. Проверка.

Учащиеся работают в исследовательских листах, выражая “да”, “нет” в виде точек в соответствующей графе теста.

Учащиеся ручкой с красным стержнем соединяют по порядку все ответы.

2. Оценка знаний. - Вот такую оценку вы заслужили сегодня на уроке. При правильности всех ответов получается фигура в виде “5”.
VII.Домашнее задание. - Копилку ваших знаний пополнит буклет, который я вручаю в качестве Д/З. Здесь вы найдете материал урока, а также познакомитесь с очень интересными дополнительными сведениями о птицах, узнаете о них новое.

Учитель вручает буклеты. (Приложение 3).

 
VII.Итог урока. Рефлексия - У вас на столе цветные карточки. Выскажите свою работу на уроке.

Слайд 13. Рефлексия.

  • Если было интересно, легко, во всём разобрались – красный цвет.
  • Если было интересно, но иногда были трудности - зеленый цвет.
  • Если не разобрались в теме, было не очень интересно – желтый цвет.

Учитель тоже высказывает цветом свою работу и крепит сердечко на доску.

Слайд 14. Слова Конфуция.

- Закончить урок я хочу словами Конфуция: “Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота полета”.

Слайд 15.

- Спасибо за урок!

Дети прикрепляют к доске карточку соответствующего цвета.