Основные цели и задачи:
- Выяснить особенности перьевого покрова птиц, связанные с приспособлением к полету; сформировать знания о внешнем строении пера, о типах перьев.
- Развивать речь, внимание, мышление, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать эмоциональную отзывчивость, навык самостоятельного добывания знаний.
- Воспитывать интерес к предмету, к познанию окружающего мира, доброту, заботливое отношение к пернатым. Воспитывать коммуникативные умения, веру в свои силы. Создать условия психологической комфортности для каждого ученика.
Вид урока – развивающий урок на деятельностной основе.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ОЭР
Форма урока: урок – исследование
Технология – технология деятельностного метода обучения
ТСО: проектор, экран, компьютер
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- презентация
- чучело птицы
Раздаточный материал:
- коллекция перьев (Приложение 1);
- лист исследователя (Приложение 2);
- отдельные перья;
- ножницы;
- лупы;
- ручки с цветными стержнями;
- сигнальные карточки;
- буклеты (Приложение 3).
Литература:
- Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов – М.: Просвещение, 2010.
- Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации/ А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов – М.: Просвещение, 2010.
- Электронное энциклопедическое издание “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”
- Электронная Большая Детская энциклопедия
- http://dnevnik111.diary.ru/p115487945.htm рисунки на перьях птиц
- фотографии летящих самолётов http://yandex.ru/yandsearch?stype
- http://yandex.ru/yandsearch?stype- фотографии птиц
- https://bio.1sept.ru/article строение пера
- http://detkam.e-papaголоса птиц
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент. | Приветствие | Приветствие |
II.Мобилизационная часть урока. | - Каждый человек, рождаясь и взрослея, познаёт окружающий мир с помощью исследований. И сегодня наши познания пройдут в форме исследовательской работы. Итак, мы с вами в детской научной лаборатории и вы в ней – исследователи. У каждого на столе – индивидуальный лист, в который вы будете заносить результаты наших исследований. | |
III.Актуализация базовых знаний. Выход на тему урока. | Слайд 2.Прослушивание грамзаписи
“Голоса птиц”. - Кто издает эти прекрасные звуки? Показ чучела птицы. - В чем главное отличие птиц от всех животных? - Кто же такие птицы? Слайд 2. Определение понятия “Птицы”. - Перья есть только у птиц. Вот поэтому их называют пернатые. Слайд 2. Пернатые. - Для чего птице перья? Учитель обобщает ответы детей |
- Птицы. - Наличие перьевого покрова. - Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. |
- Без перьев птице не обойтись. Это её “одежда”. Перья спасают птицу от царапин и ушибов, от намокания и пересыхания, от холода и жары. Но главное предназначение перьев – это, конечно, осуществление полета. Птицы способны летать благодаря наличию перьев. | Высказывают свое мнение (удерживают воздух вокруг тела, сохраняя тепло; защищают от намокания; для полета). | |
- Вы догадались, что является объектом нашего исследования? Слайд 3. Перья. | - Перья. | |
IV.Изучение нового материала 1. Исследовательская работа. Опыт № 1. Типы перьев. |
- Учеными установлены особенности пера,
позволяющие птице летать. Опыт № 1 поможет нам
разобраться в типах перьев и установить первую
особенность. Слайд 4. Опыт № 1. Типы перьев. - У вас на столах – коллекции перьев (Приложение 1). Рассмотрите. - Под каким номером самое маленькое пушистое перышко? - Потрогайте его. - Каково перышко на ощупь? - Как мы называем такие перья? |
Рассматривают коллекцию перьев. - Под номером 1. Ощупывают перышко. - Нежное, мягкое, пушистое. - Пуховые перья. Подписывают в коллекции название 1 типа перьев. |
Самостоятельная работа со статьёй. | Слайд 4. Пуховые перья. - Верно. Это первый тип перьев. Подпишите. - Пуховые перья располагаются на туловище птицы и защищают ее от перегрева и охлаждения. - Второй тип перьев вы определите самостоятельно, внимательно изучив статью “Какие бывают перья?” в листе научного исследователя (Приложение 2). - Расскажите о своих исследованиях. Как называется 2 тип перьев? Слайд 4. Контурные перья. - Подпишите. - Почему их назвали контурные? - Каждое контурное перо имеет свое название. Рассмотрите и потрогайте перо №2. - Какое оно на ощупь? - Как вы думаете, где у птиц находятся самые прочные, упругие перья? - Что птица делает крылом? - Как же называются такие контурные перья? Слайд 4. Контурные маховые перья. |
Самостоятельно работают со статьёй:
“Какие бывают перья?”. - Контурные перья. Подписывают в коллекции название 2 типа перьев. - Располагаются сверху и образуют внешний вид птицы, ее контур. Ощупывают перо № 2. - Крепкое, упругое. - В крыле. - Машет. - Маховые перья. Подписывают первый вид контурных перьев. |
Вывод. | - Подпишите. - Маховые перья по–другому называют полетные. Почему? - Верно, маховые перья играют главную роль при полете птицы. - Если маховые перья расположены в крыле, то где будут находиться перья № 3? - Раньше хвосту приписывалось значение руля. Предположите, как будут называться эти перья? Слайд 4.Контурные рулевые перья. |
- Предназначены для полета. - В хвосте. - Рулевые. |
Вывод. | - Подпишите. - Но как выяснилось учеными, рулят птицы в полете всё же с помощью крыльев. А хвост выравнивает движение поворота птицы и служит для торможения полета, когда она готовится сесть на ветку или круто подняться вверх. - Как видите, и рулевые перья тоже служат для... - Значит, как и маховые, они также по – другому называются полетными. - Посмотрите на перо № 4. С каким пером есть сходство? - В чем отличие? - Эти полупуховые перья располагаются поверх пуховых и покрывают все туловище птицы. Отсюда название. Какие? (покровные или кроющие) Слайд 4.Контурные покровные перья. |
Подписывают второй вид контурных
перьев.
- Полета. - С пером № 1. - Перо № 4 наполовину в пухе. - Покровные. |
Вывод. | - Подпишите: покровные. - Покровные перья придают телу птицы обтекаемую форму (без углов, ровную, гладкую), что позволяет облегчить полет. Значит, эти перья тоже какие? - Итак, с какими двумя типами перьев вы познакомились? - Одинаковые ли они? - Какие из них полетные? |
Подписывают третий вид контурных
перьев. - Полетные. - Пуховые и контурные. - Нет. - Контурные. |
Вывод опыта № 1. | - Вот она,1 особенность, позволяющая
птице летать! Контурные перья – это полетные
перья. - Запишем в лист исследователя 1 особенность. - Таким образом, оперение птиц состоит из разных перьев, но только контурные способствуют полету. - Отложите коллекцию. Возьмите отдельное перо. |
Записывают в иссл. лист 1 особенность. Контурные перья – это полетные перья. |
Опыт №2. | - Опыт № 2. Слайд 5. Опыт № 2. -Возьмите ножницы, отрежьте кончик пера. - Какое перо внутри? - Вот поэтому оно какое? Положите перо на ладонь. Учитель кладет перо на ладонь. |
Откладывают коллекцию, берут перо. Ножницами отрезают кончик пера. - Пустое, полое. Кладут перо на ладонь. - Перо легкое. - Полету. |
Вывод опыта № 2. | - А если оно легкое, то способствует
чему? - Вот 2 особенность пера, позволяющая птице летать – легкость. - Запишем в лист исследователя 2 особенность. Перья легкие. - Посмотрите, как легко и красиво летит перышко. Учитель берет покровное перышко и пускает его. - Возьмите свое перо и запустите. - Не было бы у птиц лёгких перьев, они не смогли бы летать. |
Записывают в иссл. лист 2 особенность:
перья легкие. Встают, берут перо и запускают. Перо летит. |
V.Физкультурная минутка. | - Давайте и мы, как птицы помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем. Что мы сидим? - У нас физминутка! Повторяем движения за героями. Слайд 6. Физминутка. |
Дети становятся на физкультурную
минутку. Выполняют движения, глядя на экран. |
IV.Продолжение изучения нового
материала. 1.Исследовательская работа. Опыт № 3. |
- Во 2 опыте мы срезали конец пера. - Кто знает, как называется этот конец пера? - Поэтому мы проведем опыт № 3, в ходе которого исследуем строение пера и выявим 3 особенность, позволяющую птице летать. |
Ответы детей. |
Слайд 7. Строение пера. - Возьмите перо в руки. Учитель беседу сопровождает показом на пере и каждая часть пера показывается на слайде. - Перо имеет упругий стержень – ствол. Покажите друг другу, где он? Проведите по стволу пальчиками. Слайд 7. Ствол. - Конец ствола, который вы срезали, называется очином Слайд 7. Очин. в память о тех временах, когда авторучек не было и люди писали гусиным пером. Перо затачивали (очиняли) маленьким ножичком, который так и называется – перочинный. - То, что отходит от ствола – это опахало. Слайд 7. Опахало. - Опахало состоит из множества тонких и узких пластин. |
Берут перо. Находят ствол, показывают друг другу и проводят по нему пальцами. |
|
Учитель разрывает пластинки. - Это бородки. Слайд 7. Бородки. - Разъедините на своих перьях бородки. Помогите друг другу, один держит перо, другой разъединяет бородки. - А теперь возьмите лупу и посмотрите внимательно на бородки. - Что на них заметили? - Вот эти пушинки называются бородочки. |
Разъединяют бородки, помогая друг
другу. Берут лупы, рассматривают бородки. - Пушинки. |
|
Слайд 7. Бородочки. Они прикреплены к бородкам, как хвоинки на еловой лапе. - А теперь соедините бородки обратно. Глажу перо, показываю, как соединяются бородки. - Чудеса! Бородки снова скрепились. Это потому, что на пушистых бородках есть незаметные крючочки, которые невозможно рассмотреть даже через лупу. Но я их вам непременно покажу, только на слайде. |
Гладят перо и бородки соединяются. | |
Вывод опыта № 3. | Слайд 7. Крючочки. - Вот бородки, на них бородочки с крючочками. Крючочки, как застежки – липучки, скрепляют бородочки. - Итак, мы рассмотрели строение пера. Подпишите все его части в листе исследователя. - Такая конструкция образует плотную, упругую, почти непроницаемую для воздуха пластинку. Вот почему перья теплые, прочные и упругие. Именно такие, прочные и упругие, нужны птице для ... - Может ли птица летать, имея слабые и непрочные перья? - Вот она, 3 особенность пера, позволяющая птице летать! Перья какие? - Запишем в лист исследователя 3 особенность. Перья прочные и упругие. - Сделаем вывод. Чему же способствует такое строение пера? |
Подписывают части пера в листе
исследователя. - Полета. - Нет. - Прочные и упругие. Записывают в иссл. лист 3 особенность: перья прочные и упругие. - Полету. Один ученик с пером рассказывает строение пера у доски. Остальные проверяют отвечающего, сверяясь с экраном. |
- А теперь проверим, как вы запомнили
строение пера. Слайд 8. В ходе ответов на экране высвечиваются правильные ответы. Если ребенок затрудняется, учитель помогает наводящими словами. - Перо имеет упругий...(ствол) - Конец ствола называется... - От ствола отходит ... - Опахало состоит из тонких и узких пластин. Это ... - На бородках маленькие ... - У бородочек есть ... |
- Ствол. - Очин. - Опахало. - Бородки. - Бородочки. - Крючочки. |
|
Итоги опытов №1, № 2, № 3. | - Итак, уважаемые младшие научные
сотрудники, подведем итог наших исследований. - Каково главное предназначение перьев? - Какие 3 особенности пера, обеспечивающие птице полет, мы выявили в ходе наших исследований? |
- Осуществление полета. - Перья прочные и упругие. Они легкие. Контурные перья – полетные перья. |
2.Эвристическая беседа. | - Да, птицы способны летать. Полет для
птиц – Слайд 9. Полет птиц. это поиск пищи и мест гнездований, это способ охоты и бегства, это способ защиты. Кроме обычного машущего полета птицы могут Слайд 9. Полет птиц. парить, пикировать, трепетать на месте. Они могут делать незначительные взмахи, а могут так глубоко опускать и поднимать крылья, что те будут хлопать друг о друга. Полет – это восхитительная тайна, в которую человек получил возможность проникать. Изучив эту тайну, человек смог подняться в небо. Каким образом? Слайд 10. Самолеты. - Да, живую модель птицы человек использовал в самолетостроении. Птица дала человеку и полет фантазии, и полет идей. Слайд 11. Рисунки на пере. - Эти шедевры выполнены красками на настоящих птичьих перьях. Птицы научили человека летать и создавать красоту. А мы, люди, порой становимся их врагами. И кто же, если не мы, сохранит это чудо природы? Но чтобы сохранить жизнь птиц, о них надо много знать. Вы согласны? - Думаю, наш урок пополнит ваши знания о птицах. И это мы сейчас проверим. Я предлагаю тест. |
- На самолетах, вертолетах и т. д. |
VI.Обобщение знаний по теме 1.Проверка изученного Тест. |
Слайд 12.Тест. Учитель проводит тест. 1.Перья есть не только у птиц. 2.Контурные перья – это полетные перья 3. Перо внутри полое. 4. Оперение птиц состоит из одинаковых перьев. 5. Конец пера называется зачин. 6. Главное предназначение перьев – осуществление полета. - А теперь ручкой с красным стержнем соедините по порядку свои ответы. - Какая фигура получилась? Слайд 12. Тест. Проверка. |
Учащиеся работают в исследовательских
листах, выражая “да”, “нет” в виде точек в
соответствующей графе теста. Учащиеся ручкой с красным стержнем соединяют по порядку все ответы. |
2. Оценка знаний. | - Вот такую оценку вы заслужили сегодня на уроке. | При правильности всех ответов получается фигура в виде “5”. |
VII.Домашнее задание. | - Копилку ваших знаний пополнит буклет,
который я вручаю в качестве Д/З. Здесь вы
найдете материал урока, а также познакомитесь с
очень интересными дополнительными сведениями о
птицах, узнаете о них новое. Учитель вручает буклеты. (Приложение 3). |
|
VII.Итог урока. Рефлексия | - У вас на столе цветные карточки.
Выскажите свою работу на уроке. Слайд 13. Рефлексия.
Учитель тоже высказывает цветом свою работу и крепит сердечко на доску. Слайд 14. Слова Конфуция. - Закончить урок я хочу словами Конфуция: “Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота полета”. Слайд 15. - Спасибо за урок! |
Дети прикрепляют к доске карточку соответствующего цвета. |