Первостепенная цель образования по математике - овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования. Всем известно, какую роль в школьном курсе обучения имеют вычислительные навыки. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии, черчению нельзя решить, не обладая навыками элементарных способов вычисления. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с изучением математики и других точных наук. Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти, полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, что в современных условиях не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными. Вычисления – основа для формирования умения пользоваться алгоритмами, логическими рассуждениями. Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись, как в повседневной жизни, так и во время учёбы в школе. Поэтому неслучайно вычислительная линия является одной из основных содержательных линий школьного курса математики, играет существенную роль в подготовке учащихся к их дальнейшему обучению, развивает такие необходимые при подготовке к ЕГЭ качества, как гибкость мышления, способность к обобщению и анализу, математическая грамотность .Следует отметить, что в последнее время уровень навыков вычислений и тождественных преобразований у учащихся резко снизился: они плохо и нерационально считают, кроме того, при вычислениях все чаще прибегают к помощи технических средств – калькуляторов.
Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. Для формирования у школьников сознательных и прочных вычислительных навыков используют различные методические приемы и формы, такие как устный счет, тренажеры, игры “Быстрый счетчик”, “Математическая эстафета” и многие другие. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовать ход вычислений, убеждать в правильности полученных результатов. Пять - семь минут устного счета на уроке недостаточно не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления. В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменное, устное и письменное с промежуточными устными вычислениями. На протяжении многих лет в-пятых-шестых классах я использую такую форму письменных вычислений, как “Конвейер”. Важнейшими вычислительными умениями и навыками в этих классах являются:
- выполнять основные действия с десятичными числами;
- применять законы сложения и умножения к упрощению выражений;
- использовать признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9;
- округлять числа до любого разряда;
- умение находить числовое значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями;
- уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с различными знаменателями, умножение и деление дробей;
- уметь выполнять совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями;
- применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями;
- использовать распределительный закон умножения;
- выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
По каждой теме заготавливаются наборы карточек от пятнадцати до двадцати заданий. На карточке записан ее номер и задание. Например:
На парту выкладывается по 2-3 карточки. Ученик записывает ее номер и задание, а затем передает ее по конвейеру. Выполняет задание и получает новую карточку по конвейеру. Затем все повторяется. Схема движения карточек по конвейеру (см. рисунок).
В заданиях должны быть отражены три уровня сложности: база, повышенный и высокий. Это позволяет обеспечить каждому обучающемуся возможность достижения планируемых результатов обучения с учетом его индивидуальных особенностей. Время на выполнение и процентное отношение количества карточек по уровням сложности может варьироваться в зависимости от уровня обученности класса. Я практикую 10-12 минут и по уровням сложности - 40%, 40%, 20%. Задания для карточек по различным темам курса математики 5-6 классов берутся из различных источников, начиная с учебника и кончая различными дидактическими материалами. Можно приготовить один комплект карточек для каждого ряда, а можно и три различных. В последнем случае после работы над ошибками повторить этот же “Конвейер”, но поменять наборы карточек. Динамичность его сводит к минимуму списывание. На первый “Конвейер” потребуется гораздо больше времени, так как дети впервые пробуют работать с таким видом заданий. Перед началом “Конвейера” необходимо ознакомить учащихся с правилами:
- получив карточку, запиши ее номер, а затем задание;
- передай карточку по конвейеру и приступай к ее выполнению (первый вариант передает карточку назад, а второй вперед; на первой и последней партах карточки передаются друг другу против часовой стрелки);
- после выполнения взять новую по конвейеру и повторить те же самые шаги;
- нельзя у себя держать более 1-2 карточек. Если не успеваешь решить, то нужно все-равно передавать карточки, рано или поздно они опять придут к тебе по конвейеру;
- во время работы приветствуются такие виды обращений, как “Пожалуйста, возьми карточку”, “Будь добр, передай карточку” и т.п.;
- не накоплять у себя карточки, иначе конвейер встанет. Работа конвейера зависит от слаженности всех.
Основное назначение “Конвейера” – формировать у детей прочные навыки письменных вычислений, эффективно развивая попутно внимание и оперативную память детей – необходимые компоненты успешного овладения школьным курсом математики. Оттачивается не только вычислительные навыки, формируется “числовая зоркость”. Эта форма работы позволяет развивать у детей коммуникативность, сотрудничество, толерантность. Кроме этого здесь присутствует еще и элемент игры. Еще известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудности, которые надо преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Л. С. Выготский отмечал, что игра сама по себе – “источник развития и создает зону ближайшего развития”. Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Проверка полученных знаний посредством решения заданий в привлекательной, интересной для детей форме способствует накоплению знаний, умений, навыков, придании уроку более неформального характера; позволяет увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить темп урока; возрастает комфортность обучения. Ребята с интересом работают, соревнуются в скорости и правильности выполнения заданий.