Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. К.Д.Ушинский почти как афоризм сформулировал эту мысль: “Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело”. Русский методист Д.И.Тихомиров утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо “приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием”.
Уверенное владение навыком чтения – одно из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Причина кроется в том, что в последние десятилетия во внутреннем мире детей произошли определенные изменения, обусловленные различными внешними факторами современной жизни.
Известно, что чтение представляет собой сложный акт, который включает технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Ведь если ребенок не может быстро и безошибочно опознать букву, прочитать ее в сочетании с последующими, синтезировать слово, а затем соотнести прочитанное орфографически слово с его орфоэпическим аналогом, имеющимся в его памяти, то он не поймет во всей полноте смысл даже хорошо узнаваемого по сюжету предложения, не говоря уже о тексте. Современный ребенок в большей степени нуждается в тщательном и неторопливом формировании технических навыков чтения.
Чтение – важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Отсюда и проистекает практика повседневного контроля за уровнем техники чтения.
Техника чтения совершенствуется от класса к классу. Чтобы этот процесс проходил интересно и результативно, начиная с первого класса, на протяжении многих лет работы, я веду мониторинг по отслеживанию техники чтения.
Индивидуальное отслеживание техники чтения
При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность.
Для полного представления о качестве чтения в конкретных классах и школе в целом следует вести отслеживающие техники учения по двум уровням - учитель, администратор - и следующим направлениям: темп чтения, правильность, выразительность, осмысленность.
Целесообразно проверку техники чтения проводить в первую неделю сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом. Мне это помогает разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы. Традиционно выделяют 3 такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требованиям; дети, которые не выполняют требования программы.
Выявив первоклассников, умеющих читать, детей, знакомых с буквами и пробующих читать по слогам, и учащихся, на которых следует обратить дополнительное внимание для создания успешности обучения тех, кто незнаком с грамотой.
Определив состояние техники чтения на начало учебного года, начертила график, где по горизонтали отмечаю даты проведённых наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту. (График № 1)
График отражает темп и качество чтения ученика за год и показывает, что ученик относится к числу сильных учащихся. Его чтение по темпу превышает нормативные требования. Чтение выразительное и осознанное.
На нашем графике это отмечено знаком "плюс". Однако допускаются ошибки при чтении.
Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимся, цветом отмечается выразительность чтения. Для этого кружок закрашивается цветом (красный – чтение выразительное; синий – требует работы над выразительностью; зелёный – читает невыразительно, но очень старается). Знаком (плюс) минус отмечаются осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывается о прочитанном.
Работа с индивидуальным графиком
Индивидуальный график техники чтение показывает, что ученики 1 группы относятся к числу сильных учащихся. Их чтение на начало учебного года по темпу соответствует и превышает нормативным требованиям первого полугодия. Чтение выразительное и осознанное. Ученики могут отвечать на вопросы учителя, выделять главную мысль, просто пересказывать. На моём графике это отмечено знаком “плюс”. Однако ученики допускают ошибки.
Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником необходимо определить и зафиксировать качество ошибок (ошибки в окончании слов, повторы, постановка ударения и пр.) Это я фиксирую на обороте того же графика.
Анализируя графики учеников, можно сделать вывод, что скорость чтения повышается ежемесячно (у отдельных незначительное снижение) и дальше будет соответствовать требованиям конца учебного года.
Ученики 2 группы соответствуют нормам, но отличается снижение скорости чтения и увлечения числа ошибок. Возможно, ребенок читал мало, болел. Ученики 3 группы отстают в технике чтения: это объясняется тем, что в 1 классе при логопедическом обследований у этих детей было выявлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи. После коррекции дефектного произношения звуков эти ученики посещают логопедические занятия по коррекционной дисграфии и дислексии с логопедическим заключением: нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи (речевые карты у логопеда ). Однако и сейчас при чтении эти ученики допускают ошибки специфического характера (пропуски гласных, слогов, перестановки слогов, недочитывание окончаний). Такие ошибки, обусловленные фонематическим недоразвитием речи значительно снижают технику чтения.
Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения, но и улучшает ее. Так строится индивидуальное отслеживание качества техники чтения учащихся начальных классов.
Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей от учителя колоссальных временных затрат. Однако время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета для каждого учебная года.
Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции.
На первых порах, когда на графике отражено только одно или два измерения, он не дает полной картины состояния дел. Однако систематическое фиксирование результатов на подобных графиках, коррекционная индивидуальная работа с учеником, всегда принесет положительные результаты.
А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он стремительно идет ввысь! Как они довольны, если уменьшилось число допущенных ими ошибок! Ведь это показатель их труда.
Да, успешные в учебе ребята будут видеть плоды своего прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На графике нужно заложить другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пять или даже 10 словам. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получил свой график, на котором цена деления будет равняться одному слову.
В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнить его с предыдущим результатом. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.
А теперь рассмотрим вариант, в котором темп чтения не растет. Чем учитель сможет поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Да изменением цвета в кружке, характеризующем осмысленность чтения! Ведь если красный цвет показывает выразительность чтения, а синий - её отсутствие, то зеленый цвет может обозначать: “Читает невыразительно, но очень старается”. Это незначительное изменение в графике, отмечающее стабилизацию, и будет являться маленьким поощрением.
Имея график – показатель изменения качества техники чтения конкретного ученика учитель может намечать соответствующую работу с каждым учеником, стимулировать его продуктивную деятельность, подбирать методы и приемы, адекватные его потребностям, проводить беседы с родителями, привлекать их тем самым к проблемам ребенка.
Групповой график отслеживания техники чтения
Разделив класс на условные группы, я использую в своей работе групповой график отслеживания техники чтения, который объединяет учеников читающих в одном темпе. (График № 2).
График отражает темп чтения учеников одной условной подгруппы, темп чтения которых соответствует нормативным требованиям.
В зависимости от уровня чтения группы отделяется цена деления вертикальной шкалы. При вычерчивании графика необходимо применять различные цвета, фиксирующие данные отдельного ученика, но можно использовать и различные виды линий.
Определив группы учащихся, читающих в одном темпе, учитель может устроить между ними самое настоящее соревнование. Кто прочитает больше страниц за неделю? (Это фиксируется в дневнике чтения). Кто нашел в тексте ответы на вопросы и т.д.
Дети, стараясь прочитать больше страниц, чем одноклассники, постоянно отрабатывают навык чтения. При этом желательно, чтобы ребенок ежедневно фиксировал число страниц, прочитанных вслух самостоятельно. Поэтому в своем классе я завожу читательские дневники, в которых запись ведется каждый день, контролируется родителями и проверяется учителем.
Однако надо понимать, что нельзя сравнивать успехи одного ребенка с успехами другого, т.к. человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь развития. Необходимо научить детей радоваться самому малому продвижению вперед каждого учащегося, уважать труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку.
Отслеживание техники чтения класса в целом
Мы рассмотрели варианты отслеживания техники чтения индивидуально каждого учащегося класса и группы детей, читающих в одном темпе. Их цель – дифференциация и индивидуальная работа на уроке.
О работе учителя в целом администрация школы может судить по обобщенному графику состояния техники чтения класса. На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала.
Фиксацию данных может проводить как учитель, так и завуч по начальным классам. Контрольную проверку техники чтения завучу следует проводить 1 раз в год.
Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно сигнализирует руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей.
Отслеживание техники чтения класса в целом |
||
на начало года | I полугодие | |
выше нормы | 82% | 65% |
норма | 9% | 17% |
ниже нормы | 9% | 17% |
выразительно | 41% | 43% |
без ошибок | 9% | 43% |
(график 3)
Очень важна помощь родителей, поэтому на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку.
Конечно, важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в среднем и старшем звене.