Урок окружающего мира по теме "Великий круговорот жизни". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; учить бережно относиться к природе.

Оборудование:

  • презентация «Круговорот жизни» (Приложение 1)
  • схема «Круговорот жизни»
  • карточки: «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители»;
  • костюмы героев сказки «Король Лев»: Муфаса и Симба.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

На экране изображение природы, звучит спокойная музыка (Приложение 1. Слайд 1).
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня вас ожидает интересная, дружная работа и я уверена, что вы с ней справитесь.
– Мы продолжим говорить о природе, о её составляющих и о бережном отношении к ней. (Слайды: 2-5)

Природа милая, тебе одной я внемлю,
Ты подарила небеса и землю,
И их помощником я буду век от века.
Уж потому, что я родился человеком!

2. Повторение изученного

– Вспомните, ребята, какая бывает природа? (Живая и неживая)
– Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, камни)
– Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы)
– В чём отличие живой природы от неживой? (Живые существа дышат, питаются, развиваются, приносят потомство, умирают).
– Хорошо. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (В царстве грибов).
– Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
– Какие бывают грибы? (Съедобные и несъедобные).
– Какое значение для леса имеют грибы?
– Как правильно собирать грибы?
– У вас было задание приготовить сообщение о грибах.

(К доске выходят рассказчики).

Выступление учащихся

На экране дети видят изображения грибов. (Слайды 6-14)

– Какие грибы занесены в красную книгу, почему? (Решёточник красный, грифола курчавая, паутинник фиолетовый и другие) (Слайд 15).

Дети кратко рассказывают об этих грибах.

3. Сообщение темы и задач урока

– О грибах сегодня мы ещё вспомним, а сейчас посмотрите на этих героев из сказки. Вы их узнали? (Слайд 16)
– Верно, это герои сказки «Король Лев» Муфаса и Симба.
– Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну. Сейчас мы это услышим.

Инсценирование отрывка из книги «Король Лев».

Король лев:
– Всё, что ты видишь вокруг, находится в очень хрупком равновесии. Надо уважать все живые существа – от ползающих муравьёв до несущихся антилоп.
Симба воскликнул:
– Но ведь мы едим антилоп!
Король Лев:
– Верно. Но дай мне объяснить. Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. А антилопы затем едят её. Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!
Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм и мы с вами являемся его частицей.
– Сегодня на уроке мы узнаем, как происходит круговорот жизни на Земле. (Слайд 17)

4. Круговорот жизни – рассказ учителя

– Основу круговорота жизни составляют три группы организмов:
1. Организмы-производители;
2. Организмы-потребители;
3. Организмы-разрушители.
 (На доске карточки с надписями)
– Посмотрите на схему «Круговорот Жизни» (Слайд 18)

Организмами-производителями учёные называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать и производить питательные вещества  (сахар и крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.

Организмы-разрушители – это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря им остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. Но каждое из этих звеньев необходимо.

Огромную роль в круговороте жизни играет почва (Слайд 19). В ней накапливается перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием грибов и бактерий превращаются в перегной. Из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвётся, если исчезнет хотя бы одно звено.

5. Работа по учебнику

1) – Откроем учебник на странице 124
– Прочитаем текст. Рассмотрим рисунок.

2) Беседа по прочитанному

– Назовите основные звенья круговорота жизни. (Организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители).
– Почему растения называют организмами-производителями, а животные – организмами-потребителями?
– Какие организмы названы организмами-разрушителями? Какова их роль в круговороте жизни?
– Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни, например растений. Что произойдёт?

Ответы детей.

6. Физминутка

– Встаньте, ребята. Поиграем в игру. Я буду называть грибы. Если гриб съедобный, то вы приседаете за ним и мысленно кладёте его в корзину. Если гриб несъедобный – машете руками. (Опёнок осенний, желчный гриб, подберёзовик, ложноопёнок, маслёнок, бледная поганка, рыжик, волнушка розовая, мухомор, сыроежка).

7. Работа в тетрадях

– Откройте тетрадь на странице 56. Прочитаем первое задание.
Выполните его. Прочитайте второе задание.  Выполните.

Проверка.

8. Закрепление

1) Работа в парах.

– Ребята, сейчас вам предстоит составить свою модель « Круговорота жизни».

(На партах: лист А-3, заранее заготовленные картинки с изображением растений, животных, грибов; клей).

Выступление учеников. Они с помощью своей модели рассказывают о круговороте жизни.

2) Выполнение теста.

– А сейчас мы с вами ответим на вопросы теста. Вам нужно выбрать правильные ответы на вопросы. (На столе у каждого ученика листок с тестом).
Проверка с помощью экрана. (Слайды 21, 22).
Оценка своей работы.
– Поставьте себе оценку. Если всё правильно – 5, 1-2 ошибки – оценка 4, 3 и более ошибок – оценка 3.

9. Итог урока

– Ребята, прочитаем вывод. (Слайд 23)
Все живые организмы и почва – участники единого круговорота жизни на нашей планете.
– Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни? (Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных).
– Верно, ведь мы с вами тоже являемся частью природы и для жизни нам нужен свежий воздух, чистая вода, свет солнца. Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом! Прочитаем «Правила друзей природы»  (Слайд 24)
– И в заключение урока, мы с вами споём «Песенку друзей природы».

Звучит музыка. Дети исполняют песню.

10. Оценки

11. Домашнее задание