Современные стандарты профессионального образования, в том числе среднего, направлены на формирование профессиональных компетенций. Компетентный специалист должен обладать не только суммой знаний и механическим владением профессиональными умениями, но и уметь принимать решения, выбирать правильный путь, использовать собственные личностные качества, такие как целеустремленность, коммуникабельность, творчество, активность и другие.
Перечень общих и профессиональных компетенций, который необходимо сформировать у будущего учителя начальных классов, представлен в Федеральном государственном образовательном стандарте по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Поскольку компетентности – сложные конструкции, включающие в себя несколько компонентов, необходимо оценивать каждый такой компонент. За основу были взяты структурные компоненты компетентности, выделенные А. Петровым в [5]:
- когнитивный, то есть совокупность знаний, на основе которых формируется компетентность;
- деятельностный, то есть практический опыт;
- операционно-технологический, то есть совокупность умений и навыков практического решения задач;
- личностный, то есть совокупность важных для данной предметной деятельности индивидуально-психологических качеств и способностей, направленность личности;
- ценностно-мотивационный, то есть совокупность ценностных ориентаций, мотивов, адекватных целям и задачам деятельности, мировоззренческая позиция;
- рефлексивный, то есть способность осмыслять, оценивать, прогнозировать деятельность и ее результаты, креативность.
Существуют различные рекомендации по способам формирования и оценки компетенций, вопросам компетентностного образования посвящено множество трудов (Байденко В.И., Зимняя И.А., Хуторской А.В., Шадриков В.Д. и др.). Использование современных информационных технологий играет не последнюю роль в формировании общих и профессиональных компетенций. К занятию, направленному на формирование профессиональных компетенций, выдвигаются следующие требования: наглядность, эмоциональность, яркость, смена видов деятельности, обеспечение активности обучающегося, роль преподавателя как консультанта и организатора, выбор рациональных методов стимулирования и контроля. В настоящее время, в условиях активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, многие из этих требований можно реализовать с использованием интерактивной доски на различных дисциплинах и МДК.
Компоненты общих и профессиональных компетенции, связанные с использованием интерактивной доски:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
формируются в большей степени на дисциплине Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности.
Невозможно освоить технологию работы с интерактивной доской, записывая теорию в тетрадь. Большая часть практических умений, а, значит, основное содержание компетенций, формируются при работе с ПО для интерактивной доски.
Таким образом, необходима такая организация учебного занятия по теме “Практическое применение устройств ПК в образовательном процессе”, при которой создаются условия эффективного формирования у студентов компонентов указанных компетенций.
Перед изучением данной темы студентам был предложен тест, направленный на диагностику сформированности компонентов перечисленных выше ОК и ПК. Анализ результатов свидетельствует о том, что у большинства студентов не только не сформированы указанные компоненты перечисленных выше компетенций, но и отсутствует их когнитивная (знаниевая) составляющая.
Поэтому в качестве домашнего задания на занятии, предшествующем изучению темы, студенты получили вопросы к семинару, охватывающие теоретический материал, подлежащий изучению. Таким образом, первым этапом занятия по теме “Практическое применение устройств ПК в образовательном процессе” стал мини-семинар, на котором студенты совместно с преподавателями обсудили компоненты ИД, виды ИД в зависимости от способа отображения информации и технологии определения положения маркера на доске, а также рассмотрели цели использования ИД на занятиях в начальной школе.
На следующем этапе занятия студентам были продемонстрированы возможности использования интерактивной доски SmartBoard680 и ее программного обеспечения на примере готовых заданий для младших школьников (Приложение 1).
Далее студентам был предоставлен выбор одного из разноуровневых заданий, предусматривающих разработку и создание в программе Smart Notebook дидактического материала для учащихся начальной школы, с обязательным использованием предложенных нами инструментов.
На заключительном этапе занятия каждый студент провел демонстрацию и защиту своей работы (Приложение 2):
- указал предметную область, к которой относится дидактический материал;
- сформулировал цель применения материала;
- обозначил этап урока, на котором он будет использован.
После изучения темы нами был проведен повторный тест, анализ результатов которого показывает, что сформирована когнитивная составляющая указанных ОК и ПК, приобретены практические навыки работы с ПО, повысилась мотивация к использованию ИД в будущей профессиональной деятельности.
На данный момент нельзя говорить о сформированности ОК и ПК у студентов 1 курса. Дальнейшее развитие указанных компетенций возможно при:
- использовании ИД преподавателями информатики;
- использовании ИД преподавателями других дисциплинам и МДК;
- использовании ИД студентами на занятиях по дисциплине “Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности” для демонстрации и защиты выполненных практических работ (например, при защите проекта);
- использовании ИД студентами в ходе педагогической практики.
Список источников.
- Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 314с.
- Голодов Е.А., Гроцкая И.В., Бельченко В.Е.Интерактивная доска в школе. – Волгоград: Учитель, 2011г. - 86с.
- Горюнова М., Семенова Т.,Солоневичева М. Интерактивные доски иих использованиевучебном процессе (+ CD-ROM). – Спб: БХВ-Петербург - 336с.
- Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: учебное пособие. – М.: СОЛНО-ПРЕСС, 2013. – 192с.
- Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Alma Mater: Вестник высшей школы, 2005, №32. – С.54-58.