Исследовательский метод в преподавании химии

Разделы: Химия


Одним из требований ФГОС на сегодняшний день является обретение опыта проектной деятельности. По моему мнению, введение в учебный процесс методов проектной деятельности помогают ученикам приобрести умения планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Формирование у школьников мотивации к проектной деятельности осуществляется посредством исследовательского метода обучения.

Особенности исследовательского метода обучения были рассмотрены М.И. Махмутовым и Л.А. Казанцевой [1,2]. Исследовательский метод трактуется М.И. Махмутовым как обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации самостоятельной работы учащихся творческого типа по изучению нового материала путем постановки проблемных заданий практического или теоретического характера с целью самостоятельного усвоения учащимися новых понятий и способов интеллектуальных действий [2]. При этом, “регулятивность” понимается как необходимость для “упорядочения” учебного материала и выбора способов педагогически целесообразного взаимодействия учителя и ученика, необходимого для решения определенного круга дидактических и воспитательных задач.

В процессе применения исследовательского метода у учеников формируются четыре блока умений:

- интеллектуальные: умения анализировать, сравнивать, осуществлять индуктивные и дедуктивные умозаключения, абстрагирование;

- организационные: умения учеников применять приемы самоорганизации в исследовательской деятельности. К ним относятся: умения планировать исследовательскую деятельность, осуществлять самоконтроль, регулировать свои действия для достижения поставленных целей;

- коммуникативные: умения и способности учеников применять приемы сотрудничества в процессе исследовательской деятельности. Например, обсуждение задания и распределение обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль, обсуждение результатов учебно-исследовательской деятельности;

- творческие: умения видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезу, находить нестандартные способы решения задачи и др.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области химии. Это объясняется тем, что сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и окружающей среды.

Поэтому химия как наука и учебный предмет дает больше возможности для организации исследовательской деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика. Главная задача учителя – это передать знания ученику и научить его обучаться. И этому во многом учит организация научно-исследовательской деятельности школьников.

Так, при изучении раздела “Металлы” рекомендуется две исследовательские работы. Первая - на тему “Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник?” Целью данной работы является исследовать возможные пути попадания ионов алюминия в организм человека через использование в быту алюминиевой посуды; опытным путем подтвердив непригодность алюминиевой посуды для приготовления и хранения пищи.

Вторая работа – “Роль металлов в жизни человека”, где цель является формирование экологической культуры.

Правила применения исследовательского метода при выполнении рекомендованных работ могут быть следующими:

1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения (учитывая уровень сложности материала, уровень обученности школьников и т.д.) дает школьникам творческую самостоятельную работу (задание теоретического или практического характера), содержащую учебную проблему;

2) постановкой задания учитель должен побуждать школьников самостоятельной теоретической и практической работе по сбору необходимой информации, фактов (из книг, опыта, эксперимента), их систематизации и поисковой (по анализу фактов, постановки проблем и ее решению) деятельности;

3) контроль и оценка проводится по рациональному способу выполнения самостоятельных работ, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и доказывать свои выводы;

4) для оптимизации формирования у школьников исследовательских умений и навыков необходимо применение анализа, сравнения, индукции, дедукции, абстрагирования, моделирования, наблюдения, описания, систематизации, классификации, обобщения, коллективной “мозговой атаки” и т.д.[3].

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике, а также обеспечивает ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются химическое мышление и культура, являющихся одной из главных задач школы.

Литература.

1. Махмутов М. И. Современный урок / М. И Махмутов. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

2. Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования / Л.А. Казанцева. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1999. – 135с.

3. Новикова, Е.В. Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов / Е.В.Новикова, Г.А.Шайхутдинова // Вестник Казанского технологического университета.– 2014. – №7. – С.346-349.