Цель: познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных инструментов.
Задачи
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков;
- совершенствование исполнительской культуры хорового пения
Воспитательная:
- пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
- воспитание любви к искусству своего народа.
Развивающие:
- развитие исполнительско-творческих навыков и умений.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы: беседа, анализ, исполнение, игра, разыгрывание, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.
Формирование УУД:
Личностные: выражать положительное
отношение к процессу познания, проявлять желание
узнавать новое.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку.
Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
- Народную песню.
- Почему называют народная песня?
- Потому, что их сочинил народ.
- Правильно.
Народная песня – это песня, слова и музыка которой сложились, исторически и нет определённого автора.
- Какие русские народные песни вы знаете?
- “Светит месяц”, “Блины”, “Ах, вы сени, мои сени”, “Во поле береза стояла”.
- Правильно, молодцы. Давайте попробуем спеть песню “Во поле береза стояла”
Все поют песню “Во поле береза стояла”.
3. Постановка учебной задачи.
А теперь, попробуем определить цель нашего урока.
- С какой музыки мы начали сегодняшний урок, ребята?
- С народной песни “Светит месяц”.
- А какие инструменты сопровождали музыку?
- Русские народные инструменты.
- Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
- О русских народных инструментах
Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.
4. Открытие нового знания
Запишите тему нашего урока “Оркестр русских народных инструментов”.
- Ребята, что такой оркестр?
- Оркестр – это когда играет много инструментов.
- Правильно.
Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Запишите в тетрадях.
- Какие оркестры вы знаете? В Туве есть оркестры?
- Да. Оркестр национальных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр.
-Правильно. В Туве есть национальный оркестр, духовой оркестр и симфонический оркестр, а оркестр русских инструментов у нас, к сожалению нет.
В России много оркестров народных инструментов. Например, Русский Академический Оркестр г.Новосибирска, Оркестр русских народных инструментов им.Андреева, оркестр русских народных инструментов "Музыка России", Оркестр русских народных инструментов “Коробейники”, государственный оркестр русских народных инструментов под управлением В.П.Попова, оркестр русских народных инструментов “Мозаика” и т.д. Запишите названия оркестров.
Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Например, духовой оркестр, в состав входит духовые музыкальные инструменты.
Сегодня мы с вами будем говорить об оркестре русских народных инструментов.
- Почему называют русские “народные” инструменты?
- Потому, что инструменты делал народ.
В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные.
- Какие инструменты называются струнными?
- Это инструменты со струнами.
- Правильно, инструменты, где звук издает струна.
- Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?
- Балалайка, гусли, домра.
- Правильно.
Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны.
Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была самым распространенным инструментом.
Гусли – это самый древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли доска с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17. Гусли появились в XI в.
Домра – это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами.
- Какую группу инструментов вы еще знаете?
- Духовые инструменты.
- Как вы думаете, почему они так называются?
- Потому, что при игре в духовом инструменте звук издается при вдувании в трубку.
- Правильно, звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.
- Какие музыкальные инструменты относятся к духовым инструментам?
- Дудочка, свистульки, рожок.
К группе духовых инструментов относятся: свистулька, жалейка, свирель, рожок, кугиклы. Запишите в тетрадях.
Свистулька – русский народный духовой инструмент. Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.
Жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки.
Свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.
Рожок – духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: “пастушеский”, “песенный“, “владимирский”. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.
Кугиклы – духовой музыкальный инструмент. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра.
- Следующая группа ударные инструменты. Почему “ударные”?
- Потому, что играем на них ударами.
- Правильно. Звук извлекают ударом по инструменту.
- Какие русские ударные инструменты вы знаете?
- Ложки, бубен, трещотка.
- Правильно. Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук.
Бубен – ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Его встряхивают или ударяют ладошкой.
Трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур.
5. Слушание музыки.
- А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.
Прослушивание песни “Светит месяц” в исполнении русских народных инструментов.
- Какой инструмент солирует, ребята?
- Это балалайка.
- Правильно. А теперь послушаем эту же песню в исполнении духовых инструментов. Солирующий инструмент свирель.
- Какой инструмент солирует, ребята?
- Свирель.
- Как звучит свирель?
- Нежно.
- Теперь послушайте звук ударных инструментов.
- Какие инструменты вы услышали?
- Ложки, трещотки и бубен.
- Как звучат ударные инструменты?
- Слышатся легкие, ритмичные хлопки.
- Ребята, вы наверное устали давайте немножко потанцуем под музыку.
6. Физминутка.
Ритмичные движения под музыку.
7. Вокально-хоровая работа.
- Сейчас мы будем разучивать песню “Светит месяц”. Все внимательно слушаем и запоминаем мелодию.
Слушание песни.
- Вы услышали, как нужно петь эту песню, а теперь приступим к разучиванию.
Разучивание песни по куплетам и фразам.
- Ребята, давайте попробуем спеть, играя на шумовых инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
- Вам понравилось играть на инструментах?
- Да.
- Теперь, повторим то, что мы сегодня говорили.
8. Закрепление.
- Как называются музыкальные инструменты, которые создал народ?
- Русские народные инструменты.
- А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?
- Оркестр русских народных инструментов.
- Из каких групп музыкальных инструментов состоит оркестр?
- Струнных, духовых, ударных.
- Правильно, молодцы. Какие инструменты относятся к струнным инструментам?
- Балалайка, домра, гусли.
- К духовым инструментам?
- Рожок, свирель, свистульки, кугиклы.
- А к ударным инструментам?
- Трещотка, ложки, бубен.
- Молодцы, ребята вы многое узнали на этом уроке.
9. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Да.
- Кому понравился урок поднимите красную карточку, а кому не понравился, поднимите синюю.
10. Домашнее задание.
- Запомнить названия групп и инструментов русского народного оркестра.
- Нарисовать свой любимый инструмент и повторить песню.