Урок информатики по теме «Что такое алгоритм». 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики.

Задачи урока:

Дидактические:

Обеспечить условия:

- для изучения и закрепления основных понятий по теме;

- для усвоения, закрепления темы;

- научить учащихся правильно составлять и записывать алгоритмы;

- скорректировать гибкость мышления на основе упражнений на составление алгоритмов;

Воспитательные:

- воспитание чувств коллективизма и взаимопомощи, культуры общения;

- развитие познавательного интереса, логического мышления.

Развивающие:

- развитие мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

- воспитывать интерес к предмету.

Подходы: личностно-ориентированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютеры для обучающихся, проекционное оборудование (проектор, компьютер, экран)

Структура урока:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Актуализация знаний (5 мин);
  3. Изучение нового материала (12 мин);
  4. Закрепление нового материала (12 мин);
  5. Релаксация (2 мин);
  6. Практическая работа на компьютере (10 мин);
  7. Подведение итогов урока (2 мин);
  8. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

1 мин

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (слайд 5)
Учащиеся включаются в урок
2. Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

5 мин

Ребята, наверняка, многим из вас, пока вы добираетесь до школы, нужно переходить дорогу.

Вспомните порядок ваших действий при переходе дороги, где нет регулирования движения светофором. (слайд 6)

У вас на столах лежат оценочные листы (приложение 1), в ходе всего урока вы будете сами выставлять себе баллы за выполненные задания. (не справился - 0, были затруднения – 1, справился с заданием – 2)

 

Ответы учащихся

Задание 1 (форма работы: работа в паре)

Составить последовательность действий перехода дороги по сигналам светофора (слайд 7). У каждой группы на столе лежат карточки – подсказки с указанием действий. (слайд 8) Установите последовательность действий и разложите карточки в правильном порядке. (слайд 9).

Учащиеся составляют последовательность действий
Скажите, а если мы поменяем местами некоторые действия, каков будет результат наших действий? Нарушится ли последовательность действий?

Действия шли в строгом порядке, то есть по определённому плану. Как по-другому можно назвать слово “план”?

Ответы учащихся:
(последовательность шагов, инструкция, способ действий)
Существует более “научное” слово. Его вы отгадаете, решив ребус.

Это и будет тема сегодняшнего урока. (слайд 10) Цель урока: сфoрмировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики (слайд 11).

Учащиеся решают ребус

(Ответ – Алгоритм)

3. Изучение нового материала.

12 мин

Давайте вернёмся к заданию, которое мы сейчас выполняли. Скажите последовательность действий перехода дороги по сигналам светофора это алгоритм? Ответы учащихся
Так что же такое алгоритм? Просмотр видеоролика (приложение 2) (слайд 12) Смотрят видеоролик
- От какого слова произошло слово “алгоритм”?

- Что первоначально означало слово алгоритм?

- Что означает в настоящее время слово алгоритм?

(слайд 13) Выполним задание в рабочей тетради с. 142 № 162

Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. (слайд 14)

 

Ответы учащихся после просмотра видеоролика

 

Р.Т. с. 142 №162

4. Закрепление нового материала

12 мин

Задание 2. После чётко сформулированного определения “Алгоритм” выполняем задание в рабочей тетради с.144 №164 (слайд 15)

Задание 3. Работа по разноуровневым карточкам (слайд 16)

Уровень А (приложение 3)

Уровень В (приложение 4)

Уровень С (приложение 5)

Ключ ответа (приложение 6)

Учащиеся выполняют упражнение в тетради, далее сверяют его с доской.

 

Индивидуальная работа по карточкам. Взаимопроверка.

5. Релаксация “Кораблик”

2 мин

(слайд 17) Учитель показывает и объясняет алгоритм: "Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать - ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую - расслабляем!

Сядьте и послушайте:

Снова руки на колени, а теперь немного лени...

Напряженье улетело и расслабилось все тело...

Наши мышцы не устали и еще послушней стали".

Повторяют за учителем
6. Компьютерный практикум

10 мин

Практическая разноуровневая работа в программе Paint (слайд 18)

Уровень А (приложение 8)

Уровень В (приложение 9)

Уровень С (приложение 10)

Выполнение алгоритма в программе Paint
7. Подведение итогов урока

2 мин

Молодцы, ребята, сегодня вы очень хорошо поработали. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте общее количество баллов за выполненные задания. Поднимите руки у кого 8 баллов, от 4 до 7 баллов.

Какое задание было самое сложное для вас? Самое простое?

Оценочные листы сдайте на проверку. (Слайд 19)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делятся своими впечатлениями от урока.
8. Домашнее задание

1 мин

Запишите домашнее задание:
Уровень Задание
Супер продвинутый Параграф 14, Рабочая тетрадь с.143 №163, 165, 166, составить алгоритм рисования робота в программе Paint.
Продвинутый Параграф 14, Рабочая тетрадь с.143 №163, 165, составить алгоритм рисования робота в программе Paint.
Базовый Параграф 14, Рабочая тетрадь с.143 №163, 165.

(Слайд 20)

Урок окончен. До свидания.

Записывают в дневник
9.   Резервный материал  

Список используемых источников

  1. http://www.youtube.com/watch?v=dvZ0yvnzYPU&spfreload=10
  2. http://a.slave.urok.1sept.ru/articles/213562/
  3. Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013
  4. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013
  5. http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2013/12/19/urok-v-4-klasse-chto-takoe-algoritm
  6. http://muzofon.com/search/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%20%
    D1%88%D1%83%D0%BC%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%8F
  7. http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%
    B8%D1%82%D0%BC%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%
    D0%B4%D0%B0%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B&uinfo=
    sw-1440-sh-900-ww-1423-wh-775-pd-1-wp-16x10_1440x900