Музыкально-ритмическое занятие для 1-го класса по программе II вида. Тема: «Высота звука. Ноты»

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель – формирование умения выделять и произносить звуки, слогосочетания, ноты разной высоты по порядку и вразброс при выполнении разминки, игре на музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука “П”

Задачи:

- познакомить детей с нотами с помощью игры “ Домики на лесенке”;

- учить исполнять звуки, слоги, ноты различной высоты по порядку и вразброс;

- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских инструментах;

- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;

- корректировать ритмико – интонационную сторону речи, работать над слитным и раздельным произнесением до 6 – 8 слогов на одном выдохе со звуком “ П”. Автоматизация звука “ П” в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;

- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии;

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, треугольник, маракасы, барабан, металлофон, таблички с речевым материалом, картинки.

План урока:

1. Автоматизация звука “П”

2 .Разучивание нот

3. Выполнение разминки

4. Игра на музыкальных инструментах

5. Разучивание песни “ Тик- так...” на фортепиано

I . Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята!

- Вы меня слышите?

- Как ты слышишь?

.... Спроси у .... Как он слышит?

- Проверьте свои слуховые аппараты

- Какое будет сейчас занятие?

II. Основная часть:

1  Работа над автоматизацией звука “П”

Будем хорошо говорить со звуком “П”. Что будем делать?..

Послушайте, как я буду говорить слоги:

Па по пу пи пе

Скажем вместе: па по пу пи пе

Учитель: ап оп уп ип еп

Скажем вместе: ап оп уп ип еп

Учитель: апа опа упа епа ипа

Повторяем вместе.

Послушайте как я буду говорить.

Папопупипепапопу – слитно (на выдохе до 6–8 слогов с движениями)

Апа по упа пе - раздельно

Скажем вместе

Послушайте, как я буду говорить.

Па по пу пе пи. Как я говорила?

Папопупипе. Как я говорила?

Будем говорить слова. Что будем делать?

Папа пианино аппарат

- Слушайте, какое слово я скажу.

- аппарат

- папа

- пианино

Что мы говорили?

2. Разучивание нот.

- Будем разучивать ноты

- Что будем делать?

- Ребята, посмотрите какие красивые домики на лесенке. В этих домиках живут ноты.

- Кто тут живет?

Давайте откроем дверку домика на самой низкой ступеньке.

- как называется эта нота?

- “до”. Она низкая . Послушайте, как я ее пою (рука ниже груди)

- Споем ее вместе

- Молодцы

(дети поочередно открывают двери в домиках с восходящими ступеньками, по образцу с учителем и без учителя называют ноты и пропевают их в восходящем и низходящем порядке с движениями рук.)

- Какая самая высокая нота?

- Какая самая низкая нота?

- Споем ноты вразброс.

- Нота “Ре”. Выше чем “до” ?

- нота “ ми” ниже, чем “ фа”?

- Сколько всего нот?

3. Выполнение разминки

- Встали в одну линию.

Сначала слушайте музыку.

- Какая музыка? На что похожа?

- Торжественная, веселая.

- Да, это марш. Что будем делать?

- Да, маршировать

- Маршируем 2 круга под музыку

- что ты делали?

- маршировали

- Встаньте в круг

- Будем выполнять движения по моей инструкции

- “Ниже” “ Выше” “ Шире” Уже” круг

- Что мы делали?

- Молодцы!

4. Работа по разучиванию нот на музыкальных инструментах

- ребята, посмотрите на картинки.

- какие изображены здесь музыкальные инструменты

- барабан, треугольник, маракас, пианино, металлафон

(учитель берет поочередно эти музыкальные инструменты и играет на них.

Ребята, отвернитесь. Послушайте, на каком инструменте я играю.

- правильно, на треугольнике.

- Как он звучит? Высоко или низко

- Правильно. Высоко

Споем высоко звуки Па по пу с движением руки

- А это какой инструмент звучит.

- правильно, барабан. Как он звучит? Высоко или низко?

- Правильно. Низко

Споем низко звуки с движением руки “Па по пу”

- Теперь подошли все к пианино.

- Слушаем, как я играю и пою ноты.

Споем вместе ноты снизу вверх

- Что мы делали?

Споем ноты сверху вниз.

А играю и пою ноты, а вы повторяете

- Коля, сыграй ноты на пианино снизу вверх и сверху вниз, а мы споем ноты с движением

- (дети поочередно разучивают нотный стан снизу вверх и сверху вниз)

- играем и поем ноты

Что мы делали?

5. Работа по разучиванию на пианино песни “Тик-так”

- А теперь я сыграю и спою песенку на пианино

- Слушаем

- Тик (высоко) так(низко) тик (высоко) так (низко)

- Тикают часики(нормальной высоты)

- Тик(высоко) так (низко) тик (высоко) так (низко)

- Ровно стучат (нормальной высоты)

Что я делала?

- Правильно, пела, играла на пианино

- Я исполняла песню на пианино.

- Что я делала?

Сейчас будем учить эту песню( на карточке написаны слова песни)

Сначала я прохлопаю ритм со словами.

Теперь вместе прохлопаем ритм со словами

- Что мы делали?

Теперь разучиваем играть эту песню на пианино

- Какие ноты я нажимаю?

- Споем их.

- Сначала смотрим и слушаем как я играю эту песню и пою

- Вместе прохлопаем ритм и споем.

- Играем эту песню на пианино

- Коля играет, а мы поем и хлопаем.

- По очереди играем и поем.

- Что мы делали?

- О чём говорится в песенке?

- Про часы.

- Какая песенка?

- Веселая.

Теперь споем и сыграем по очереди эту песню в быстром темпе.

В каком темпе мы пели сейчас песню? В быстром или медленном?

Правильно, в быстром темпе пели эту песню.

III. Подведение итогов

  • Какой был урок?
  • Что интересного было на уроке,

Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!