Цель – формирование умения выделять и произносить звуки, слогосочетания, ноты разной высоты по порядку и вразброс при выполнении разминки, игре на музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука “П”
Задачи:
- познакомить детей с нотами с помощью игры “ Домики на лесенке”;
- учить исполнять звуки, слоги, ноты различной высоты по порядку и вразброс;
- учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских инструментах;
- развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
- корректировать ритмико – интонационную сторону речи, работать над слитным и раздельным произнесением до 6 – 8 слогов на одном выдохе со звуком “ П”. Автоматизация звука “ П” в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;
- воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии;
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, треугольник, маракасы, барабан, металлофон, таблички с речевым материалом, картинки.
План урока:
1. Автоматизация звука “П”
2 .Разучивание нот
3. Выполнение разминки
4. Игра на музыкальных инструментах
5. Разучивание песни “ Тик- так...” на фортепиано
I . Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята!
- Вы меня слышите?
- Как ты слышишь?
.... Спроси у .... Как он слышит?
- Проверьте свои слуховые аппараты
- Какое будет сейчас занятие?
II. Основная часть:
1 Работа над автоматизацией звука “П”
Будем хорошо говорить со звуком “П”. Что будем делать?..
Послушайте, как я буду говорить слоги:
Па по пу пи пе
Скажем вместе: па по пу пи пе
Учитель: ап оп уп ип еп
Скажем вместе: ап оп уп ип еп
Учитель: апа опа упа епа ипа
Повторяем вместе.
Послушайте как я буду говорить.
Папопупипепапопу – слитно (на выдохе до 6–8 слогов с движениями)
Апа по упа пе - раздельно
Скажем вместе
Послушайте, как я буду говорить.
Па по пу пе пи. Как я говорила?
Папопупипе. Как я говорила?
Будем говорить слова. Что будем делать?
Папа пианино аппарат
- Слушайте, какое слово я скажу.
- аппарат
- папа
- пианино
Что мы говорили?
2. Разучивание нот.
- Будем разучивать ноты
- Что будем делать?
- Ребята, посмотрите какие красивые домики на лесенке. В этих домиках живут ноты.
- Кто тут живет?
Давайте откроем дверку домика на самой низкой ступеньке.
- как называется эта нота?
- “до”. Она низкая . Послушайте, как я ее пою (рука ниже груди)
- Споем ее вместе
- Молодцы
(дети поочередно открывают двери в домиках с восходящими ступеньками, по образцу с учителем и без учителя называют ноты и пропевают их в восходящем и низходящем порядке с движениями рук.)
- Какая самая высокая нота?
- Какая самая низкая нота?
- Споем ноты вразброс.
- Нота “Ре”. Выше чем “до” ?
- нота “ ми” ниже, чем “ фа”?
- Сколько всего нот?
3. Выполнение разминки
- Встали в одну линию.
Сначала слушайте музыку.
- Какая музыка? На что похожа?
- Торжественная, веселая.
- Да, это марш. Что будем делать?
- Да, маршировать
- Маршируем 2 круга под музыку
- что ты делали?
- маршировали
- Встаньте в круг
- Будем выполнять движения по моей инструкции
- “Ниже” “ Выше” “ Шире” Уже” круг
- Что мы делали?
- Молодцы!
4. Работа по разучиванию нот на музыкальных инструментах
- ребята, посмотрите на картинки.
- какие изображены здесь музыкальные инструменты
- барабан, треугольник, маракас, пианино, металлафон
(учитель берет поочередно эти музыкальные инструменты и играет на них.
Ребята, отвернитесь. Послушайте, на каком инструменте я играю.
- правильно, на треугольнике.
- Как он звучит? Высоко или низко
- Правильно. Высоко
Споем высоко звуки Па по пу с движением руки
- А это какой инструмент звучит.
- правильно, барабан. Как он звучит? Высоко или низко?
- Правильно. Низко
Споем низко звуки с движением руки “Па по пу”
- Теперь подошли все к пианино.
- Слушаем, как я играю и пою ноты.
Споем вместе ноты снизу вверх
- Что мы делали?
Споем ноты сверху вниз.
А играю и пою ноты, а вы повторяете
- Коля, сыграй ноты на пианино снизу вверх и сверху вниз, а мы споем ноты с движением
- (дети поочередно разучивают нотный стан снизу вверх и сверху вниз)
- играем и поем ноты
Что мы делали?
5. Работа по разучиванию на пианино песни “Тик-так”
- А теперь я сыграю и спою песенку на пианино
- Слушаем
- Тик (высоко) так(низко) тик (высоко) так (низко)
- Тикают часики(нормальной высоты)
- Тик(высоко) так (низко) тик (высоко) так (низко)
- Ровно стучат (нормальной высоты)
Что я делала?
- Правильно, пела, играла на пианино
- Я исполняла песню на пианино.
- Что я делала?
Сейчас будем учить эту песню( на карточке написаны слова песни)
Сначала я прохлопаю ритм со словами.
Теперь вместе прохлопаем ритм со словами
- Что мы делали?
Теперь разучиваем играть эту песню на пианино
- Какие ноты я нажимаю?
- Споем их.
- Сначала смотрим и слушаем как я играю эту песню и пою
- Вместе прохлопаем ритм и споем.
- Играем эту песню на пианино
- Коля играет, а мы поем и хлопаем.
- По очереди играем и поем.
- Что мы делали?
- О чём говорится в песенке?
- Про часы.
- Какая песенка?
- Веселая.
Теперь споем и сыграем по очереди эту песню в быстром темпе.
В каком темпе мы пели сейчас песню? В быстром или медленном?
Правильно, в быстром темпе пели эту песню.
III. Подведение итогов
- Какой был урок?
- Что интересного было на уроке,
Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!