Семья – является первой ступенью, на которой ребёнок получает знания о родном языке. Именно в семье создаются социально-культурные условия, в которых ребёнок начинает овладевать речью. Но, к сожалению, с каждым годом наблюдается увеличением детей с нарушением речи. Одной из причин отставания в речевом развитии, является недостаточное общение родителей со своими детьми. У некоторых родителей это связано с отсутствием времени, вследствие занятости, но основная часть родителей, не владеет необходимой информацией и практическими навыками, чтобы общаться со своими детьми.
Поэтому, считаю актуальным ведение работы, по предоставлению родителям необходимой информации по преодолению нарушений речи, как в домашних условиях, так и в команде с логопедом.
С этой целью была разработана программа социально-педагогического направления, речевой клуб «Занимательные звуки». Многие отечественные педагоги, которые занимались проблемой воспитания и обучения детей с нарушением речи (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Личный опыт лишь подтверждает эти слова и поэтому мы предложили систему работы в данном направлении.
В основе программы речевого клуба лежит совместная работа детей и родителей, где они получают практический опыт по работе над теми или иными звуками, примеры игр с детьми в домашних условиях.
Новизной программы является её инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй (игры-практикумы, заседания, консультирование по электронной почте на сайте ДОУ, изготовление стендовой информации и выпуск буклетов по наиболее интересующим родителей вопросам, о которых можно узнать при помощи такого метода работы – как анкетирование). Программа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребёнка. Учитывая это, работа по данной программе способствует повышению компетентности родителей, их психолого-педагогической культуры в процессе совместной работы родителей и детей.
Цель программы: практическое овладение детьми нормами правильной речи, путем привлечения родителей к активному участию в коррекционно-образовательном процессе, т.е. совместными усилиями помочь ребёнку-с проблемами речевого развития овладеть внятной, чёткой, грамматически правильной речью.
В программе по организации речевого клуба «Занимательные звуки» реализуются следующие задачи:
- Повышение эффективности коррекционной работы посредством активного привлечения родителей к процессу преодолению речевых нарушений у детей;
- Формирование правильного произношения у детей с ФФНР;
- Расширение и обогащение словаря по всем лексическим темам;
- Совершенствование высших психических функций.
- Формировать осознанное отношение семьи к коррекционному обучению и воспитанию детей.
- Воспитывать между родителями и детьми чувство сотрудничества
Принципы реализации программы.
Принцип комплексного подхода
В организации работы речевого клуба, необходимо участие разных специалистов. При этом важно не только проводить консультации с ребёнком, но и работать со всей семьёй;
Принцип единства
коррекционно-педагогического процесса.
Гармоническое развитие ребёнка осуществляется
путём согласованных действий семьи и логопеда,
чтобы дополнить или компенсировать недостатки
системы семейного воспитания;
Принцип сотрудничества между
родителями и логопедом, родителями и детьми.
Родители становятся полноправными участниками
образовательного процесса, партнёрами,
сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу,
решающими общие задачи по коррекционному
воспитанию;
Принцип учёта интересов или принцип
решения задач через интерес, что означает
поддержку заинтересованности родителей в
сотрудничестве;
Принцип интеграции
Объединение нескольких видов деятельности на одном мероприятии способствует наиболее эффективному усвоению предложенных навыков .
Принцип новизны
Для максимального вовлечения родителей в коррекционный процесс используются нетрадиционные формы работы: игры-практикумы, заседания, выпуск журналов, выпуск буклетов по интересующим родителей вопросам, а также консультирование по электронной почте на сайте нашего учреждения.
Структура программы
Программа представляет собой систематизированный материал по организации и ведению речевого клуба «Занимательные звуки»:
- Перспективное планирование
- Календарно-тематическое планирование
- Формы педагогического просвещения родителей
- Приложение
В перспективном планировании представлены 18 тем мероприятий речевого клуба «Занимательные звуки» (дети 5-6 лет) и 18 тем мероприятий клуба «Занимательная азбука» (дети 6-7 лет), по каждой, из которой разработан теоретический и практический материал в виде дидактических и словесных игр, интеллектуальных заданий и различных речевых ситуаций. Все разработанные и систематизированные темы и игры направлены на привлечение внимания родителей к проблеме ребенка. Научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.
В Приложении представлен необходимый для проведения заседаний, консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов, игр-практикумов, бесед, конкурсов, анкетирования материал.
Ожидаемый результат при реализации программы
- повышение уровня заинтересованности родителей в работе с детьми;
- активизировать детей и родителей при их совместной работе;
- увеличить положительную динамику речевого развития детей;
- наладить контакт: сделать отношения более доверительными между родителями и детьми, родителями и логопедом;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития;
- осознание родителями важности своей деятельности в образовании ребёнка, а также помочь родителям выбрать в воспитании своего ребёнка позицию, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;
- включенность родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- расширить знания родителей о дидактических играх, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи ребёнка;
- приобретение новых и обогащение имеющихся знаний родителей в области речевого развития.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы
определяется с помощью обсуждения каждого
мероприятия, листов отзывов, опросов,
анкетирования, бесед.
Кроме того, об эффективности реализации
программы можно говорить по результатам
численности посещения и активности родителей
на мероприятиях, уровня родительской
удовлетворенности и эффективности
использования форм работы, анализа степени
удовлетворенности педагогов работой по
реализации программы, мониторинга
воспитательно-образовательного процесса
освоения детьми образовательных областей на
конец учебного года с участием родителей.
Формы работы с родителями
1. Консультации для родителей по запросам
родителей, по интересующим и волнующим вопросам
речевого развития ребёнка.
2. Родительские конференции по обмену опытом
семейного воспитания, где может выступить
специалист на актуальную тему («Роль семьи в
воспитании ребенка с недостатками речи»). К
конференции готовятся выставка детских работ,
педагогической литературы; материалов,
отражающих коррекционную работу.
3. Заседание ( совместное развлечение дети и
родители). Является одним из самых
привлекательных, востребованных, и самым трудным
в организации, позволяет родителям увидеть
изнутри проблемы своего ребенка. Закрепление
детьми пройденного материала.
4. Дни открытых дверей проводятся для
ознакомления родителей с организацией
коррекционно-воспитательной работы с детьми,
успехами и проблемами ребёнка, особенностями
работы с ним.
5. Семинар-практикум. Проводится с целью
приобретения не только новых знаний, но и
получения необходимых практических навыков для
дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе
обучения и воспитан6ия.
6. Круглый стол – происходит обсуждение или
освещение каких-либо вопросов, все родители
имеют равные права, высказываются по очереди или
в определенном порядке.
7. Тестирование и анкетирование – позволяет
выявлять наиболее актуальные проблемы для
родителей.
Но кроме этого используем новаторские, нетрадиционные формы педагогического просвещения родителей:
1. Совместные проекты детей и родителей, которые
обеспечивают современный интегрированный
подход в воспитании и обучении детей.
Усваивается лучше, так как ребёнок делает сам.
2. Экран успеваемости, который предоставляет
детям информацию о успеваемости детей.
3. Консультации родителей через электронную
почту сайта дошкольного учреждения.
Условия, способствующие достижению оптимальных результатов в совместной деятельности ДОУ и семьи.
- Единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи.
- Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче.
- Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей.
- Планирование педагогами в календарном плане различных форм общения с родителями, взаимосвязь разных форм.
- Создание необходимой развивающей среды и методической базы для организации работы с родителями;
- Педагоги и родители должны быть равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Этапы работы речевого клуба
1 этап – изучение семей воспитанников,
их отношения к процессу воспитания и образования
ребёнка;
2 этап – повышение педагогической
компетенции родителей по вопросам речевого
развития ребёнка в семье;
3 этап – организация совместной
детско-родительской деятельности в рамках клуба;
4 этап – родительские общественные
объединения
5 этап – решение задач речевого
развития в процессе активного взаимодействия
детей и взрослых – родителей и педагогов.