Тема: «Путешествие в царство игрушек»
Цели:
- продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире прошлого и настоящего;
- расширять представления о родном крае;
- углублять и уточнять представления о Родине – России;
- развивать представления об истории, культуре, обычаях своего народа;
- воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ и страну.
Задачи:
- углублять представления о русской народной игрушке;
- расширять осведомленность детей о культуре и истории русского народа;
- совершенствовать речь как средство общения;
- помогать детям более точно характеризовать увиденное своими глазами;
- приучать детей к самостоятельности;
- формировать уважение, любовь к истории и культуре своего народа.
Лексика: археолог, свистулька, фукурума, пандора, скатка, скрутка, колода, филимоновска, дымковская, каргопольская.
Интеграция образовательных областей: «познание»; «коммуникация»; «художественно-эстетическое»; «чтение художественной литературы».
Оборудование и материал к занятию:
- выставка кукол
- разрезные картинки, пазлы «Любимые игрушки»
- иллюстрации: дымковская, каргопольская, филимоновская, городецкая, т.д. игрушки;
- набор дидактических игр: «Одень куклу в национальный костюм»; «Собери картинки о куклах-оберегах», «Из чего сделаны игрушки»;
- лоскуты ткани;
- сундучок с куклами.
Предварительная работа:
- Беседы о игрушках
- Мини-музей в группе «Игрушки из моего детства»
- Д/и «Одень куклу в национальный костюм»
- Слушание песен о игрушках
- Аппликация на тему: коллаж «Жигулевский хоровод»
- Ручной труд: «Кукла-скрутка» (из ткани)
- Чтение: Т.Д. Нуждина «Мир вещей»
- Русский народный фольклор «Путешествие в прошлое кукол-оберегов».
- Разучивание потешк и песен об игрушках.
- Составление загадок об игрушках и создание альбома «Загадки о игрушках»
Взаимодействие в семьей:
- Составление детских рассказов о любимой игрушке;
- Подбор художественной литературы о игрушках;
- Папка-передвижка на тему: «Роль куклы в нравственном воспитание детей данного возраста».
Последующая работа:
- Экскурсия в краеведческий музей г. Тольятти «Японская кукла».
- Организация выставки в группе «Куклы своими руками»;
- Слушание П.И.Чайковский «Детский альбом»
- Мастер-класс «Куклы обереги своими руками»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Игра тренинг на эмоционально-личностное развитие «Комплимент»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Слушающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Затем он говорит комплимент своему соседу. Упражнение проводиться по кругу.
Рефлексия
Воспитатель спрашивает у детей:
– Что ты чувствовал, когда слушал приятные
слова, обращенные к тебе?
– Понравился ли тебе комплимент, который тебе
сказали?
– Чьи комплименты тебе особенно запомнились?
– Легко ли тебе было сказать комплимент другому
человеку?
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в страну «Кукляндию». Как вы думаете, кто живет в этой стране?
Дети: В этой стране живут куклы.
Воспитатель: Что бы попасть в страну «Кукляндию» надо выполнить задания.
Первое задание: Отгадай загадку.
Есть ноги, но не ходит,
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может. (Кукла)
Второе задание: Кроссворд «Игрушки».
1. Я белым одеялом
Всю землю одеваю
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)
2. Скатерть бела
Весь свет одела (Снег)
3. Купил муку, купил творог
Испек рассыпчатый … (пирог)
4. Две подруги, две сестры
Рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.
Что это за сестры? (Руки)
5. Какой звук чаще слышно в словах: шкаф, шуба, мишка, машина?
6. Овальное, зеленое,
внутри мякоть зеленая
и черные семечки
кисловато сладкое… (киви)
7. Чем едят, запеканку, омлет. (Вилка)
Третье задание: Рассказать стихотворения о куклах.
Первый ребенок:
В.Берестов
«Портниха»
Мама платье шила дочке.
И остались лоскуточки.
Лоскуточки мы возьмем,
Кукле платьице сошьем.
Второй ребенок.
М. Львовский
«Девочка и кукла»
Куклу девочки купили,
И на праздник подарили,
О которой так мечтала,
Праздник долго ожидала!
Кукла глазками мигает,
Свое имя называет,
И любимая игрушка,
Дремлет рядом на подушке!
С куклой девочка играет,
Украшенья одевает,
Очень модный был наряд,
Глазки девочки горят!
Третий ребенок:
Е. Ранеева
«Кукле Даше»
Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день ее проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы –мама.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. Мы можем смело отправляться в путь.
II. Путешествие в страну «Кукляндию»
Воспитатель: А теперь закроем глазки и произнесли волшебные слова: «Мы глаза свои закроем, а потом мы их откроем. И в Кукляндии очутимся.
Звучит магнитофонная запись. Слушание песен об игрушках: «Русские матрешки», авт.А. Осьмушкин, муз. В. Тимнов. «Свистульки».
Воспитатель: Ребята, мы прослушали разные мелодии, ответьте, пожалуйста, о чем это музыка?
Дети: О матрешках.
Воспитатель: Правильно, матрешка это хозяйка в нашей волшебной стране. Веселая, расписная матрешка появилась чуть больше 100 лет. Сто лет назад привезли к нам в Россию из Японии деревянную игрушку – веселого старичка. Он был с секретом – в нем пряталась вся его семья. Называется это игрушка «Фукурума». Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Имя матрешка получила спонтанно – так ее назвали кто-то в мастерской в процессе производства от имени Матрена означающая мать семейства.
III. Словесное упражнение
Словесная игра «Опиши матрешку»
Воспитатель: Из чего сделана матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Кто ее сделал?
Дети: Русский художник Сергей Малютин.
Воспитатель: Почему ее называют матрешкой?
Дети: От имени Матрена.
Воспитатель: Сколько лет назад появилась матрешка в России?
Дети: Сто лет назад.
Воспитатель: Откуда привезли Фукуруму?
Дети: Из Японии.
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали!
IV. Волшебный сундучок-ларец
(Оглядываюсь по сторонам и вижу «Волшебный ларец»).
Воспитатель: Посмотрите-ка, детишки, что это за волшебный ларец?
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Дети: Нет!
Воспитатель: Есть ли там сокровища?
Дети: Да!
Воспитатель: Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундучке? Это же куклы! Есть даже такие, с которыми дети играли очень давно, когда еще не было не пластмассы, не стекла, не красок, не искусственных волос. Дети играли в деревянные куклы (достает из сундука и показывает, дает потрогать куклу детям)
Воспитатель: На что она похожа? Интересно играть с такой куклой?
Дети: Она похожа на палку, у нее нет не рук ни ног.
Воспитатель: Да, она совсем не похожа на современную куклу. Посмотрите вокруг нас сотни самых обыкновенных вещей, но они для нас как таинственные незнакомцы. Откуда они? Зачем они? Игрушки тоже вещи, которые придали для детских забав взрослые. У каждой игрушки своя биография, своя удивительная история. Появление игрушек на Руси имеет огромную историю.
(Достаю из сундучка и показываю детям, даю потрогать).
Воспитатель: Вот посмотрите ребята, из чего сделана эта кукла? Как она украшена?
Дети: Она сделана из глины, и расписана красками.
Воспитатель: Да! Самые древние игрушки из глины, создавались не для забавы, они учавствовали в древних обрядах. Игрушки охраняли, оберегали людей от всякого зла. Яркий цвет, пронзительный свист отпугивали зло. Так считали наши прапрадеды и прапрабабушки. С начала игрушки были просто из глины и не цветные. Со временем любуясь и наблюдая за природой, наши предки увидели разнообразие красок вокруг себя, и стали их украшать красками. Краски делали из разных растений, цветов, коры деревьев. Это искусство делать из глины игрушки дошло и до наших времен.
V. На выставке народных игрушек
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, каких только нет игрушек на нашей выставке! Дымковские, Каргопольские, Филимоновские и др.Называли их так по местности, где изготовляли игрушки. Не только игрушки изготовляли в этих местах, но и мастерили свистульки (показ свистулек и игрушек из глины). У каждой игрушки свои характерные узоры: Большие и малые красные круги, символ зерен-точки, хлебные колоски, веточки растений, радужные полоски изображали птиц и др. (Рассматривание игрушек из глины).
Дети пробуют свистеть и обыграть в общении с друг другом.
Воспитатель: А глиняной куклой удобно, интересно играть? Почему?
Дети: С глиняной куклой интересно играть, но не удобно. Она могла упасть и разбиться.
Воспитатель: А как вы думаете, какую куклу потом придумали?
Дети: Соломенную.
Воспитатель: Правильно. Сначала собрали солому, затем варили, что бы она стала мягче, эластичней и блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла.
(Достаю из сундука, показываю детям, даю потрогать куклу).
Воспитатель: Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети: Интересно, но она не прочная.
Воспитатель: Да, она легко ломается, но прошло много лет и человек придумал другую куклу, тряпичную. (Достаю из сундука и показываю детям, даю ее потрогать).
Воспитатель: А почему она так называется?
Ответ детей: Потому что она сделана из ткани.
Воспитатель: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать это значит переплетать нитки, в результате получается ткань. Что люди шили из ткани?
Дети: Шили себе одежду, кукол.
Воспитатель: Ребята, а с тряпичной куклой интересно играть? Почему?
Дети: Интересно играть, но она быстро пачкается.
Воспитатель: Правильно, тряпичная кукла быстро пачкается. А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился из нее делать различные предметы и куклы. Куклы были разные, большие и маленькие, с искусственными волосами, их называли пупсик». (Показываю, даю потрогать куклу).
Воспитатель: Что вы можете о ней рассказать?
Дети: Ее можно купать, расчесывать, одевать и раздевать.
Воспитатель: Правильно! Девочки, а какая у вас любимая игрушка?
Дети: Кукла…
VI. Д/игры. Разрезные картинки и пазлы
- «Одень куклу в национальный костюм».
- «Собери картинки о куклах-оберегах».
- «Из чего сделаны игрушки (Опиши)».
Физкультминутка
Мы милашки, симпатичные кукляшки.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – привели, два – присели
Руки кверху все подняли
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселее.
VII. Д/игра «Что сначала, что потом»
Звучит спокойная мелодия. Дети раскладывают от самой первой, до современной куклы.
VIII. Игрушки для мальчиков
Воспитатель: Мальчики, а какая у вас любимая игрушка?
Дети: Мячик, машинки и …
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас с вами поиграем в игру. Игра называется: поменяй местами слоги и прочти, какой игрушке более две тысячи лет. Посмотрите на доску и прочтите слоги: ре-де-вян-ный чик-мя.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: Деревянный мячик.
Воспитатель: Мячик, это древняя игрушка. Более две тысячи лет назад дети и взрослые играли с мячом в игры похожие как сейчас у нас. Это был хоккей, только играли летом. Играли не командами, а сражались две деревни. Иногда набиралось до двухсот человек, а поле игровое было до двух километров. В двух концах поля были из столбов ворота. А мяч был из кожи, набитый травой, или шитый из тряпок. И мяч гоняли палками, или что-то похожее на клюшку. Трогать мяч руками было запрещено».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру.
Д/игра с мячом.
Назови слово на последний звук. Правило:
использовать только слова связанные с игрушками.
Кукла – автомобиль – лиса и т.д.
IX. Заключение
Воспитатель: Ребята, вы просто сегодня молодцы! Меня порадовали своими ответами. Вам понравилось путешествие в прошлое игрушек?
Дети: Да, конечно, было очень интересно.
Рефлексия:
Воспитатель: А что больше всего вам понравилось?
Дети: Все было интересно.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что интересно рассказали про каждую игрушку.
Воспитатель: Какой впечатление у вас вызвали игрушки прошлых лет?
Дети: Игрушки красивые, яркие, милые, добрые, они нам напоминают в какие игрушки играли наши прапрабабушки и прапрадедушки.
Воспитатель: О какой игрушке вы мечтаете сейчас?
Дети: О своих любимых игрушках, которые остались у нас дома.
Воспитатель: А от кого вы бы хотели получить игрушку своей мечты?
Дети: От Деда Мороза, от мамы и папы, крестной, т.д.