Задачи:
- продолжать развивать фонематический слух у детей, умение выделять заданный звук и определять место его в словах;
- продолжать учить детей звуковому анализу и синтезу звуков и слов;
- учить детей дифференцировать звуки «К-Х» в словах, в речи;
- развитие мелкой моторики рук (в прописях и выкладывании фишек);
- продолжать развивать психические процессы (внимание, память) и смысловую сторону речи.
Материал: панно с картинками, буквы на карточках, предметные картинки, флажки синего цвета, схема, пеналы с фишками, игра «Собери буквы».
Ход занятия:
1. Организационный момент
– Сегодня будем путешествовать по стране
звуков, букв. А чтобы попасть в эту страну надо
определить 1-й звук в словах и найти нужную букву.
(панно с картинками: Волк, Матрёшка,
Пароход, Фонарь, Топор, Ножницы; карточки с
буквами: В М П Ф Т Н).
Какие это звуки? (согласные, твёрдые,
обозначаются, синим кружком) – символы.
2. Дети садятся на места
Мы с вами попали в страну согласных звуков.
Продолжаем знакомиться и различать согласные
звуки.
Ребята посмотрите на карточки, назовите слова и
определите первый звук в этих словах. Найдите
нужные буквы (карточки с буквами).
Произнесите звуки «К» и «Х». Какие это звуки? (Согласные,
твёрдые, обозначаются, синим кружком).
Чем они отличаются? (Звук «К» –
произносится отрывисто, а звук «Х» – длительно).
3. Задание на внимание и развитие фонематического слуха
«Поднять флажок» если услышите звук «К» среди
других звуков.
«Хлопнуть в ладоши» если услышите звук «Х» в
словах (конфета, Хлеб, кукла, уХо, ракета,
Холодильник, петуХ).
4. Игровое задание на развитие внимания и памяти
«Повтори слоговую цепочку»
ко-хо-хо ак-ах-ах
ху-ку-ку ух-ук-ук
кы-хы-кы ых-ык-ык
Физминутка
Речь с движением «Как животных нам назвать»
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (Дети шагают на месте)
С людьми они не знаются,
В лесу живут, скрываются (хлопают в ладоши)
По картинкам всяк их знает (складывают ладони в виде книжки)
Волк, лиса, медведь и заяц (загибаем пальцы)
Дом их – заросли густые (изображают крышу дома)
Они – дикие, лесные (изображают деревья, поднимая руки вверх и растопыривая пальцы)
5. Будем продолжать учиться определять «Где живут звуки «К» и «Х» в словах?» (схема, пеналы с фишками)
Слова: Кот, оКно, пауК; уХо, Хлеб, петуХ
6. Поиграем со словами
«Подбери нужное слово по смыслу»
– Чем виляет собака? (Хвостом)
– Спортивная игра с шайбой? (Хоккей)
– Что можно приготовить из молока и крупы? (Кашу)
– Какое домашнее животное даёт молоко? (Корова,
коза)
– Герой русской народной сказки румяный и
круглый? (Колобок)
– Колючее растение в пустыне? (Кактус)
7. А теперь поиграем со звуками
«Звуки поссорились», а мы их будем мирить (развитие звукового синтеза)
к-о-т у-х-о
м-а-к п-а-у-к
м-у-х-а б-ы-к
Физминутка
Пальчиковая зарядка «Звери»
Ёж, медведь, барсук, енот (большой палец поочерёдно
Спят зимою каждый год соединяем с другими)
Волка, зайца, рысь, лису
Их зимой найдёшь в лесу.
8. Задание на зрительное восприятие и узнавание, внимание
«Закрыть фишками все буквы «К и Х» (карточка с буквами и фишками).
9. Игра на ковре «Собери буквы» – на зрительное узнавание, память.
Итог занятия, оценка