Тип урока: изучение нового материала.
Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи:
- Учебные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
- Развивающие: создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения, логического мышления и развития математической речи, обогащать и усложнять словарный состав, развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; учить самооценке.
- Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе, воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
УУД, формируемые на уроке:
- Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
- Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений: внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами .
- Познавательные: познакомить с правилами сравнения, сложения и вычитания масс; продолжить закрепление знаний об общем принципе измерения величин.
- создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, делать вывод; для проявления инициативности и самостоятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе; упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи на определение массы предметов на основе задач изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: учебник к УМК М.И.Моро 1 класс, интерактивное оборудование, компьютер, мультимедийное приложение у учебнику математики 1 кл.
Наглядные пособия: весы, гири, геометрические фигуры.
Ключевые слова: масса, величина, килограмм.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник математики к УМК М.И.Моро для 1 класса (2 часть), рабочая тетрадь, карточки с заданиями, математический веер.
Автор учебника: М.И.Моро и др.
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
1. Самоопределение в деятельности орг. момент |
– Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
волнение и усталость. неуверенность и страх
совершить ошибку. надеюсь, вы настроились на
отличную работу. Сегодня на уроке вам
понадобится внимание, умение думать и
работать дружно. Садитесь. |
Ребята садятся. Исследователь – это человек, который
занимается исследованиями. |
|
2. Актуализация знаний. | На доске запись: 5 см ...4см ;
8...3см; – Сформулируйте задание. – Какое из предложенных заданий выполнить невозможно? Почему?
На доске краткая запись задачи: – Мы говорили с вами о длине отрезка., т. е.работали с понятием ВЕЛИЧИНА (табличка с понятием вывешивается на доске). Давайте вспомним, что такое величина? Величина – это свойство предмета. которое..... – Какие действия мы можем выполнять с величинами? |
Поставить знаки <, >,=. Невозможно выполнить второе задание, т.к.
нельзя сравнить число и величину. Составляют задачу. Работают с числовым веером. Изменяют условие задачи. Решают задачу, работают с числовым веером. Заканчивают формулировку: которое можно измерить и записать с помощью числа. – Сравнивать. складывать, вычитать. |
|
3. Построение учебной задачи. Открытие нового знания. | На доске геометрические фигуры. – Внимательно рассмотрите их, что можете о них сказать? (Обсудите, работая в парах). У учителя 2 коробочки с соком. – Рассмотрите и сравните их. – Но я уверяю вас, что эти коробочки разные. В чём может состоять отличие? (обсуждение в парах) – Есть свойство, которое мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить его. предметы надо взять в руки. – Что теперь можно сказать? – Одна коробочка легче, а другая тяжелее. Как
называется такое свойство предметов? |
Работа в парах. – Есть сходство по цвету, форме и размеру. Работа в парах, выдвижение гипотез. Учитель предлагает нескольким ребятам взять коробочки в руки и поделиться своими ощущениями. – Масса предмета. – Орфограмма "удвоенная согласная" |
На доске табличка: Цель урока: познакомиться с единицами измерения массы, научиться взвешивать предметы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Мультимедийное приложение к уроку. – Возьмите в руки пенал и карандаш. Что можете сказать о массе этих предметов? – Встаньте, пожалуйста. Возьмите в одну руку портфель, а в другую учебник. Сравните. – Как сравнить предметы по массе? – Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки. В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать. – Какие весы вы знаете? Мультимедийное приложение к уроку. |
Просмотр . Сравнивают массу пенала и карандаша. – Измерить при помощи весов. Делятся своим опытом. |
|
Физкультминутка. | – Встаньте из-за парт и представьте себя чашечными весами. Левая рука – левая чашка весов, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам. – весы находятся в равновесии; |
||
5. Практическая работа | Демонстрация медицинских и бытовых
электронных весов. – Я принесла на урок героиню одной из моих любимых сказок. Как вы думаете, какую сказку я имела в виду? Кто автор? Практическая работа: взвешивание репки с использованием разных мерок. Результат: 1 репка = 2 кусочка мела; Вывод: 2 = 5. Но ведь 5 > 2. Нет ли здесь ошибки? – Ошибки нет, т.к. мы использовали разные мерки.
Удобно ли это? На доске табличка "КИЛОГРАММ" (обратить
внимание на написание слова) – Раньше люди
пользовались различными мерками: камнями,
яблоками и др. Затем у каждого народа появились
свои меры массы. Но все они были неудобны в
использовании, так как возникала путаница. Люди
долго не могли придумать единую мерку. И более 200
лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку
и назвали ее – килограмм. Мультимедийное приложение. |
Ребята высказывают свои предположения.
– Килограмм. Просмотр. |
Учитель показывает игрушечную репку.
Учитель предлагает ребятам взять гирю 1 кг в руки и поделиться своими ощущениями |
6. Первичное закрепление во внешней речи | Работа с учебником. Страница 36 №1
№2 Мультимедийное приложение к учебнику. |
Читают задание и устно выполняют его. Решение предложенной задачи в тетрадях. |
|
7. Самостоятельная работа | Работа в парах: уравновесить
математические весы. Проверка по эталону.
Самооценка. – Поднимите руки, кто поставил себе высокую оценку? Кто допустил 1-2 ошибки? Кто пока не смог с заданием? |
Работа на карточках в парах. Самопроверка. Самооценка. |
|
Физкультминутка | Встаньте, пожалуйста. – Поднимите вверх руки, кто считает, что 2 кг меньше. чем 4 кг. – Спрячьте ручки за спину, если считаете, что 9кг меньше. чем 8кг. Решите задачу: Мама купила 3 кг яблок. а груш на 2 кг больше. Чему равна масса купленных груш? Поднимите руки к плечам те, кто считает. что масса груш 5кг . Присядьте столько раз, на сколько 8кг больше чем 4 кг. |
||
8. Включение в систему знания и повторение | – Составьте задачу, используя
наглядный материал. – Прочитайте запись решения задачи, используя название компонентов действий. – Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока: является ли масса величиной? – Почему? – Какие действия мы выполняли , работая с массой предметов? – С какой мерой измерения массы мы познакомились? – Какие ещё меры измерения массы вы знаете? – Достигли ли мы цели нашего урока? |
Составляют задачу. Решение записывают в
тетрадь. Ребята отвечают на вопросы учителя. |
На доске карточки с изображением яблока, винограда и груши. |
9. Рефлексия | – Похлопайте в ладошки те, кому на уроке
было интересно. – Потопайте ножками те, кому на уроке было скучно. – Встаньте. кто хочет познакомиться с новыми величинами. – Спасибо за работу! Вы молодцы! Урок окончен. |