Цель: Научить решать графические задачи.
Воспитательная цель: успешно сдать экзамен и быть конкурентоспособным.
Ход урока
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Проверка домашнего задания.
1. Тело, падающее без начальной скорости с некоторой высоты h1, прошло последние h2 = 30 м за время t2 = 0,5 с. Найти высоту падения h1 и время падения t1. Сопротивлением воздуха пренебречь.
Решение: За начало координат О возьмем точку, находящуюся на высоте h1 от поверхности Земли, ось OY направим вертикально вниз (см. рис.).
Время будем отсчитывать с момента начала движения тела. В начальный момент времени y0 = 0, oy= 0. Проекция ускорения на ось OY равна аy = g. Тогда уравнение, выражающее зависимость координат тела от времени, будет иметь вид:
. (1)
В момент времени t1 – t2 координата тела будет равна:
. (2)
Когда тело упадет на землю, у = h1, t = t1. Согласно уравнению (1)
. (3)
Подставив это значение h1 в уравнение (2), получим:
.
Отсюда после преобразований найдем
. (4)
Подставив численные значения в формулы (4) и (3) получим
Ответ: = 6,3 с, h1 = 195 м.
3. Актуализация знаний, умений, навыков.
1. По графику зависимости координаты х от времени t, изображенной на рисунке построить графики зависимости и
На рисунке ОА и ВС – участки парабол.
Решение: Соответствующие графики показаны на рис. б) и в). При построении их учтено, что в течение промежутка времени от 0 до t1 тело двигалось равноускоренно, от t1 до t2 – равномерно, от t2 до t3 – равнозамедленно, от t3 до t4 – находилось в состоянии покоя.
2. По графику зависимости ускорения от времени установите скорость в момент времени 15 с, если в момент времени 1 с скорость равна 3 м/с.
Решение: Для удобства решения задачи обозначим точки, соответствующие временам t = 2, 5, 9, 12, 15 секунд соответственно А В С Д Е. Каждый участок зависимости рассмотрим отдельно.
На участке ОА тело двигалось равномерно (без ускорения) и в конце 2-ой секунды (в т. A) будет иметь скорость =3 м/с. На участках АВ и СД тело двигалось с переменным ускорением. Но, как видно из рисунка, ускорение на этих участках изменяется линейно с течением времени – на участке АВ оно растет, на участке СД оно (ускорение) уменьшается. Поэтому на участках АВ и СД можно считать движение равноускоренным с ускорением, найденным как среднеарифметическое, т.е.
30 м/c2.
Принимая движение на участке АВ эквивалентным равноускоренному, вычислим скорость в конце 5-ой секунды, используя формулу:
,
где t – время движения на участке АВ, t = 3 с
93 м/с.
На участке ВС тело двигалось равноускоренно, с а = 60 м/c2, поэтому скорость υС в конце 9-ой секунды равно:
.
На участке СД скорость рассчитывается та же, как и на участке АВ с учетом ускорения:
.
На участке ДЕ тело двигалось без ускорения (равномерно), значит скорость его не изменилась к концу 15-ой секунды.
Ответ: υЕ = 423 м/с.
4. Закрепление знаний, умений, навыков.
Попробовать решить самостоятельно, проверить, написав правильное решение на доске.
1. Тело движется с начальной скоростью 2 м/c в течении 6 с. Построить графики пути и скорости.
2. Дан график зависимости координаты движения от времени. Построить график проекции скорости и пути от времени движения для t [0; 8 с].
Дано: |
x = x(t); t [0; 8 с] |
Построить: |
vx = vx(t); S = S(t) |
Для 0 t 2 с график координаты – прямая линия, следовательно, движение равномерное и прямолинейное.
Определим проекцию скорости
, = –2 м/с < 0.
Движение происходит в направлении, противоположном положительному направлению оси ОХ (координата уменьшается).
S1 = v1t S1 = 2t
при t = 2 с, S1 = 2 м/с • 2 с = 4 м.
Для 2 t 6 с – координата не изменяется – тело не движется:
v2x = 0 и S2 = 0 Sобщ = S1 + S2 Sобщ = 4 м.
Для 6 t 8 с – график координаты – прямая линия. Следовательно, движение равномерное прямолинейное в направлении оси ОХ, так как коор-дината увеличивается.
Определим ; = 2 м/с > 0
S3 = v3 (t – t03) S = 2 м/с (t – 6 с) S = 2 м/с (8–6) с = 4 м.
Путь за 8 с равен: S = S1 + S3 = 8 (м).
Построим графики зависимости проекции скорости и пути от времени для этого движения.
5. Домашнее задание.
Решить тест. Приложение.