Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, социализация, здоровье, физкультура.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: кратковременный (3 месяца).
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Экспериментальная база: подготовительная группа д\с «Оленёнок».
Схема взаимодействия участников проекта
- Воспитатель
- организует обсуждение, беседы, рассматривание журналов, книг;
- работа по определению последовательности выполнения поделок с усложнением;
- помогает детям при изготовлении(организует знакомство со свойствами материалов);
- оказывает помощь участникам, если испытывают затруднения в выборе материала, в формировании замысла; организует выставку.
- Эколог
- экскурсия с детьми, сбор природного материала;
- занятия по ознакомлению с цветами, растениями;
- рассматривание иллюстраций (природоведческого содержания);
- уход за растениями.
- Музыкальный руководитель
- оказывает помощь в подборе музыкального материала;
- подбирает музыкальное сопровождение для презентации.
- Медики
- лечебные процедуры с помощью лечебных трав; фиточай, шиповник.
- Дети
- активно участвуют в деятельности
- Родители
- просмотр телепередач с детьми;
- совместное изготовление поделок;
- участвуют в мастер-классах;
- присутствуют на презентации.
Основным направлением работы по проекту является развитие творчества, как продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт нечто новое, оригинальное, реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Для реализации проектной деятельности необходимо создание условий для развития возможностей и способностей детей, осуществлять индивидуально-личностный подход к ребёнку, стимулирующий его деятельность. Обеспечение свободы выражения своих чувств, эмоций.
Введение (актуальность)
Все мы знаем, что дети изначально талантливы.
Поэтому педагогу очень важно помочь развить эти
способности в ребёнке, предоставить возможности
как можно раньше проявлять их в реальной жизни.
Сегодня, как никогда прежде, ощущается
потребность в развитии нравственных качеств
детей, творческих способностей, формирование
бережного отношения к природе.
Жизнь каждого человека неразрывно связана с
природой. И недаром уже на протяжении многих лет,
существует такой обычай украшать свои дома
растениями. Сейчас очень широко используют
засушенные растения, цветы при изготовлении
поделок для интерьера. Любование растениями,
выполнение работ помогают справиться с плохим
настроением. Поделки с использованием даже сухих
растений, злаков, создают иллюзию контактов с
природой, красотой формы.
По сей день, не потерял своей актуальности
принцип «жизненности», объединяющий все виды
изобразительной деятельности. И это не
удивительно, ведь на первое место поставлено
положение: дети должны наблюдать окружающий мир.
Вот почему при разработке проекта, я применяла
комплексный подход при проведении занятий. Это
разные виды художественной деятельности (лепка,
рисование, роспись, аппликация и т.д.), знакомство
с изобразительным искусством. Учёные доказали,
что такое сочетание видов деятельности
значительно обогащают художественную палитру.
Одну и ту же задачу дети решают на разном
материале и в разных ситуациях: и в
плоскостном и в объёмно-пространственном
оформлении.
Важность проекта в том, чтобы развить у детей
эстетическое отношение к окружающему, через
личную позицию в изобразительной деятельности.
Перед детьми, в ходе проекта, ставились задачи –
находить адекватные способы изображения,
экспериментировать, сравнивать, проверять,
искать новые пути. Благодаря такому подходу, дети
приобретают уверенность, становятся более
раскрепощёнными в творчестве.
На первом этапе, происходит знакомство со
свойствами материалов, способами, познание связи
действий с полученным результатом. В дальнейшем
знания углубляются в свободной деятельности,
экспериментировании. В процессе занятий, у детей
формируются такие важные качества личности, как,
целеустремлённость, самостоятельность, инициативность – основные компоненты
творческой деятельности.
В качестве ведущего принципа проекта был выделен
принцип интеграции. Разнообразие форм занятий
разного типа даёт возможность выполнять учебные
и творческие задачи, как индивидуально, так и
коллективно. Интеграция видов деятельности в
проекте даёт основание говорить о новом аспекте
структуры детской изобразительной деятельности,
её планировании. Но усвоение практических
навыков остаётся одним из главных направлений
проекта. Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям с учётом их
возрастных особенностей, ведь каждый ребёнок
отдаёт предпочтение тому или иному виду
деятельности.
Заняться разработкой проекта меня подтолкнули
наблюдения за творчеством детей, их вопросы,
высказывания об образах природы. И не
удивительно, что тематикой проекта, мы
определили осень. Ведь именно осенью происходят
кардинальные изменения в природе, с растениями.
Дети наблюдают разнообразие цвета.
Мы все знаем, как детям нравится наблюдать за
растениями, собирать цветы. Но вот пройдёт
немного времени и вся эта красота исчезнет,
наступит зима. Я поинтересовалась у детей, а
можно продлить очарование лета, осени. Как это
можно сделать? Подвела к мысли, что можно
запечатлеть красоту в своих работах.
Использовать природный материал в оформлении
интерьера детского сада, дома, в рисунках,
поделках.
Проблема: Смогу ли я заинтересовать детей, выполнением работ с элементами фитодизайна (из природного материала).
Детская мотивация: научиться своими руками, делать поделки, рисунки из природного материала, чтобы украсить детский сад, в подарок.
Объект: природный материал.
Предмет: использование природного материала в изобразительной деятельности
Цель проекта: формирование бережного, эстетического отношения к природе, через изобразительную деятельность. Развитие художественного вкуса, воображения детей.
Задачи:
- Развивающие:
- развивать способности к поисковой деятельности: умение планировать этапы действий в соответствии с поставленной проблемой, продумывать содержание работы, выбирать необходимый материал, способы;
- развивать у детей способность к созданию выразительного образа, посредством изобразительной деятельности, дизайна;
- развивать коммуникативные навыки общения, сотрудничества.
- Обучающие:
- совершенствовать уровень практических навыков;
- продолжать формировать способности соотносить передаваемый образ с особенностями того или иного периода осени;
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах свое настроение;
- отрабатывать приёмы лепки, рисования, аппликации.
- Воспитательные:
- вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту осенней природы;
- развивать эстетическое восприятие.
Гипотеза:
Если я смогу создать детям условия для работы с разнообразным природным материалом, применяя разные способы и приёмы, если познакомлю с вариантами построения композиций, то дети научатся выполнять интересные поделки, и у них сформируется устойчивый интерес к природному миру. Дети узнают о разных возможностях применения природного материала в изобразительной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Сформируются знания, умения и навыки в
изобразительной деятельности, дети научатся
решать композиционные задачи.
2. Разовьется умение видеть прекрасное, казалось
бы, в самых простых предметах, придумывать,
фантазировать.
3. Занятия расширят кругозор детей, придадут
уверенности в себе.
4. Сформируется любовь и бережное
отношение к явлениям природы,
эстетическое восприятие.
В ходе обсуждения с детьми определилась «детская проблема: «Сможем ли мы воплотить свои фантазии об осени с помощью разного материала, создать красивые и интересные работы».
Подготовка к исследованию (методы и приемы):
- проведение наблюдений, экскурсий;
- сбор материала, круп, растений;
- уход за растениями в зимнем саду, группе;
- экспериментирование с материалом;
- беседы с детьми о творчестве: «Зачем нужны красивые предметы? Из чего их можно сделать? Что такое дизайн?»;
- подбор и рассматривание журналов, иллюстраций, обсуждение композиций;
- занятия рисование, аппликация, лепка, ручной труд;
- кружковые занятия.
Формы работы по реализации проекта:
- Наблюдения и экологические экскурсии, занятия.
- Создание видеофильмов, презентаций.
- Познавательное чтение.
- Продуктивная деятельность, создание плакатов, выпуск газет.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.
- Инсценировки и театрализации.
Этапы разработки проекта (последовательность работы воспитателя)
- Определение проблемы.
- Обсуждение с детьми.
- Наметить этапы реализации проекта.
- Изучение литературы.
- Творческий поиск, подбор материала.
- Создание уголка для экспериментирования.
- Взаимодействие с другими специалистами.
- Составление перспективного плана. (тематика работ)
- Проведение бесед, занятий.
- Индивидуальная работа.
- Организация презентации проекта. Выставка работ.
- Подведение итогов.
План действий по реализации проекта:
- Погружение детей в игровую ситуацию и создание мотивации к деятельности.
- Введение в проблему.
- Поэтапное решение.
- Обсуждение результатов деятельности (методы).
- Систематизация полученной информации.
- Продуктивная деятельность детей.
- Презентация результатов продуктивной деятельности.
Этапы проекта
- Подготовительный.
- Организационный.
- Практический.
- Заключительный (Презентационный).
Этапы |
Формы работ |
Задачи |
Срок |
Время проведения |
1. Подготовительный | 1) Обсуждение с детьми, выявление знаний,
определение проблемы. 2) Определить подгруппу детей. 3) Создание проблемной ситуации: А, что если мы..? |
1) Развивать активность 2) Формировать интерес к деятельности. 3) Развивать эмоциональную отзывчивость, настрой к деятельности. |
Сентябрь-октябрь | 1-я половина дня |
2. Организационный | 1) Определение плана действий. 2) Систематизировать информацию. 3) Рассказ воспитателя. 4) Беседа с детьми, рассматривание журналов. 5) Занятия по экологии. |
1) Познакомить детей с понятием
«фитодизайн» 2) Воспитывать желания сделать необычные работы. 3) Познакомить с возможностями материала. 4) Дать представление детям о предметах живой и неживой природы. 5) Систематизировать знания о натюрмортах, пейзажах. |
Сентябрь-октябрь | 1-я и 2-я половина дня |
3. Практический | 1) Осуществление проектной
деятельности. 2) Занятия кружка 3) Обсуждение (апробирование) разных, предложенных детьми вариантов |
1) Учить детей создавать выразительные
работы. 2) Учить детей использовать ранее полученные знания при решении следующих познавательных задач: - создание оригинальных эстетических поделок - самостоятельный выбор материала, приёмов. 3) Формировать бережное отношение к природе. |
Октябрь, ноябрь | 2-я половина дня |
4. Заключительный | 1) Доработка деталей, определение
названий работ. 2) Приглашение гостей, объявление. 3) Проведение выставки, представление своих работ. 4) Награждение участников. 5) Разрешение проблемы, определение новой. |
1) Обобщить знания детей о возможностях
дизайна. 2) Учить детей представлять свои работы. 3) Развивать уверенность в своих силах. 4) Развивать способности к эстетической оценке. 5) Упражнять в приемах разных видов деятельности. |
Конец ноября. | 2-я половина дня |
Продукт детской деятельности:
Альбом рисунков;
Презентации по экологии: “Красная книга”,
“Береги природу»;
Оформление полочки красоты в группе;
Вернисаж детского творчества.
Практическая значимость (Для чего можно использовать работы):
- В подарок.
- Для украшения детского сада, своей квартиры.
- Научить других людей, как из разного материала можно придумать и сделать красивые поделки.
Материально-техническое обеспечение:
Учебная литература по ИЗО, экологии; конспекты занятий, картотеки дидактических игр (экологического содержания), разнообразный природный материал, изобразительный материал, магнитофон, видеозаписи, иллюстрации, фотографии.
Выводы
Наблюдения за деятельностью детей показали,
что они получили новые ЗУН, которые пригодятся им
в самостоятельной, практической деятельности.
Систематичность проведения интегрированных
занятий, вариативность изобразительных
способов и приемов способствуют успешному
решению поставленной цели.
Результаты проведенного исследования
подтверждают эффективность применения данной
формы (проекта) работы в формировании
осознанного, эстетического отношения детей к
природе, через изобразительную деятельность, для
реализации творческого потенциала дошкольников.
Заключение
Поставленные в начале работы задачи были
решены. В процессе работы по проекту у
детей были сформированы знания,
умения и навыки в изобразительной деятельности,
умение видеть прекрасное, казалось бы, в самых
простых предметах, придумывать поделки,
фантазировать .Сформировался интерес и
любовь к явлениям природы, обогатился
словарный запас. Дети с удовольствием
рассказывали о своих работах на вернисаже. Была
проведена акция «Береги природу».
Работа над проектом строилась на базе
основных принципах дидактики – взаимосвязь
обучения и воспитания, развивающий характер,
активность детей.
Занимаясь художественной деятельностью, ребенок
не только овладевает практическими навыками
художника и дизайнера, не только осуществляет
творческие замыслы, но и расширяет кругозор,
воспитывает свой вкус, приобретает способность
находить красоту в обычном, развивает зрительную
память и воображение, приучается творчески
мыслить, анализировать и обобщать. На протяжении
всех занятий у детей отмечался устойчивый
интерес, положительный эмоциональный настрой.
Подводя итоги, хочется отметить, что жизненный
опыт детей, несомненно, беден. Там, где взрослому
человеку давно все известно, ребенок многое
видит впервые, открывает новое, интересное,
захватывающее его мысли и чувства. Новые сильные
впечатления от явления действительности могут
комбинироваться в воображении ребенка в самые
невероятные сочетания и то, что для взрослого
человека недопустимо соединять, у ребенка легко
объединяется в оригинальный образ. Обучить
творчеству нельзя. Но это не значит, что педагогу
нельзя содействовать его проявлению и развитию.
Миссия педагога – внушить ребенку уверенность в
своих возможностях и способностях, уверенность в
успехе (Л.С.Выготский).
Список литературы:
1. Иванова А.И. Живая экология. 2006 г.
2. Николаев С.Н. Юный эколог. 2004 г.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной
деятельности. 2006 г.