“Мир детских сцен “Щелкунчика” с его своеобразной смесью реально-бытового
и фантастического, простодушной игры и острой иронии передан в музыке с удивительной чуткостью”.
Д. Житомирский.
Интеграция образовательных областей: “Музыка”, “Художественная литература”, “Коммуникация”, “Познание”, “Социализация”.
Цель: формирование музыкальной культуры и музыкальных вкусов у воспитанников.
Задачи: накопление опыта музыкальных впечатлений, активное и творческое осмысление содержания музыки, развитие интереса к музыке, понять и запомнить полученную в ходе беседы информацию.
Информация для музыкальных руководителей
Волшебный мир сказок вызывает интерес у детей, развивает их воображение, творческую фантазию. Введение в музыкальную работу с детьми произведений со сказочным сюжетом М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и других композиторов дает возможность детям познакомиться не только с яркостью и живописностью звуковой палитры, но и одновременно с разновидностями жанров и средств выразительности, рисующими сказочные образы.
Русские композиторы-классики много внимания уделяли сказочной тематике. Стремление к фантастике для них не было уходом от жизни, так как “и гиперболические, и фантастические образы былин и сказок являются по существу реалистическим отражением той же правды жизни”.
Идейный смысл народных сказок — преодоление злых чар, прославление сил любви, мужества, человечности.
В программу по слушанию музыки включен ряд произведений на сказочную тематику. Это и фортепианные миниатюры, и фрагменты из балетов, опер, симфонических произведений.
На сказочные сюжеты П.И. Чайковский написал три прекрасных балета: “Лебединое озеро”, “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. В них показана борьба добра со злом, воспеты прекрасные чувства: преданность и любовь. Благодаря высокой идее и великолепному мастерству великого музыканта эти балеты получили всенародное признание. Балет — это театральное представление, в котором действующие лица не говорят, а танцуют. Но только ли одни танцы составляют балет? Нет, в балете, кроме танца, участвуют и другие виды искусства — музыка, изобразительное искусство (декорации, костюмы). В балете средствами танца, музыки и декоративной живописи могут быть переданы сказка или подлинные события, комедийный или героический сюжет, романтика.
Многие танцы из балета “Щелкунчик” включены в программу по слушанию музыки. Это объясняется тем, что музыка этого балета привлекательна по своей красочности, разнообразию характеристик и соответствует интересам детей.
Балет “Щелкунчик” П.И. Чайковский создал в последние годы своей жизни. К этому времени композитор уже был автором опер, симфоний, камерных произведений и двух замечательных балетов — “Лебединое озеро” и “Спящая красавица”.
Содержание балета “Щелкунчик” ставило перед П.И. Чайковским особые задачи — надо было простым, ярким, колоритным музыкальным языком нарисовать сказочный сюжет, раскрыть образный мир детской фантазии.
Ход мероприятия
- Сегодня мы познакомимся с балетом П.И. Чайковского “Щелкунчик”. А известно ли вам, что этот балет написан по мотивам сказки немецкого писателя Гофмана “Щелкунчик и мышиный царь”? Петр Ильич Чайковский, как и в других своих балетах (“Лебединое озеро” и “Спящая красавица”), рассказал в нем о борьбе добра со злом. Нежное и преданное чувство героини этого балета — Маши — побеждает злые силы и освобождает от колдовства прекрасного юношу, которого колдун превратил в Щелкунчика.
Как же все это показано в балете?
Открывается занавес. В доме девочки Маши готовятся к Рождественскому празднику. Наконец раздаются звуки марша, дети радостно идут в комнату, где стоит праздничная, украшенная огнями и игрушками елка. (Слушание “Марша” из первого действия.)
Это произведение похоже на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, размеренность, барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличительные черты: он детский, немного шуточный. Композитор использует в нем высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса. Но вот музыка меняется. Легкие, быстрые, отрывистые звуки создают впечатление веселых игр резвящейся детворы. А потом снова звучит музыка, которая была вначале. Начинаются танцы.
В музыку детских танцев композитор ввел настоящие детские игрушечные инструменты: трубу, барабанчик, разные свистульки.
Танцы взрослых и детей прерывает приход старого мастера игрушек. Он дарит детям заводные куклы. Куклы начинают танцевать. В их танцах композитор подчеркивает угловатость, скованность движений. Мастер еще подарил детям щипцы для колки орехов. Они сделаны в виде маленького человечка — Щелкунчика.
Щелкунчик особенно понравился девочке Маше, хотя он очень уродлив — с огромным ртом, в который вкладывали орехи, чтобы он их разгрызал.
Ночью Маше приснился сон: на Щелкунчика напало мышиное войско во главе с предводителем — огромной, страшной крысой. Щелкунчик вместе со своими оловянными солдатиками храбро боролся с врагами, но силы были неравными, и Щелкунчика уже настигали его противники. Тогда Маша бросила в предводителя мышей туфельку, и все его войско в смятении разбежалось. Щелкунчик же, победив своего заклятого врага, превратился в прекрасного принца и вместе с Машей отправился в волшебную страну сладостей и игрушек.
Маша и Щелкунчик отправляются в царство феи Драже. Они попадают в снежный лес “Танец снежных хлопьев” — один из лучших эпизодов балета. Снежинки сначала летают в разных направлениях, потом собираются в один снежный ком, а затем вновь порыв ветра разбрасывает их в разные стороны. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
В волшебном царстве сладостей и игрушек к возвращению принца Щелкунчика и его избавительницы Маши готовится пышное празднество.
По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Маша и принц.
Их радостно встречают фея Драже со своей свитой и принцессы — сестры Щелкунчика. Начинаются танцы. Для танцев Чая, Кофе и Шоколада Чайковский сочинил музыку с характерными интонациями тех стран, откуда в то время привозили чай (Китай), кофе (арабские страны), шоколад (Южная Америка).
Музыка танцев передает особенности музыки народов тех стран, где эти танцы родились. Но этого мало. Композитор так использовал инструменты оркестра, что они своим звучанием напоминают народные инструменты тех, далеких стран.
Шоколад танцует испанский танец. Это быстрый, оживленный танец, который композитор написал в характере испанской народной музыки.
Основную мелодию танца исполняет медный духовой инструмент — труба. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
Кофе представлен арабским танцем. Музыка этого танца очень хорошо передает медлительные движения танцующих. Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов. Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
Чай исполняет китайский танец. Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание народных музыкальных инструментов. В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук. Они часто сочетаются с инструментами, звучащими в низком регистре. Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, пиццикато (то есть игра щипком, а не смычком) струнных и отрывистые звуки фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
“Трепак” — залихватский русский танец, представляющий резкий контраст со всеми другими танцами в этой красочной сцене. Четкий ритм, яркие оркестровые тембры, нарастание движения к концу — все покоряет своим задором и удалью. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
“Танец пастушков” очень мягкий, грациозный и легкий. В старину часто изображали пастушков беззаботно танцующими, одетыми в нарядные костюмы. Композитор ввел в музыку этого танца звучание флейты, которая подражает наигрышу пастуха на свирели. В средней части музыка становится более подвижной, кажется, что танцующие начинают двигаться мелкими шажками. Затем снова повторяется музыка первой части. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
“Танец феи Драже” рисует нежный, грациозный образ сказочной феи сладостей. Музыка этого танца звучит несколько необычно. Это происходит потому, что здесь звучит инструмент, который редко используется в оркестре, он называется челеста. Ее устройство напоминает маленькое пианино, только молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинам, издающим звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики. В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка. (Дети прослушивают соответствующий фрагмент из балета).
Для более целостного восприятия воспитанниками крупного сценического жанра предлагается просмотреть презентацию.