"Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик"
Д. Б. Эльконин
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции не только отражают состояние ребенка, но и существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.
Поэтому формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это важно в период дошкольного детства – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.
Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Помимо этих проблем, существование комплекса личностных характеристик, является предпосылкой появления психосоматических заболеваний, которые в XXI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышенного темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Исходя из этого, мы должны: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Поэтому можно выделить ряд задач:
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
Игротерапия
– несёт в себе следующие функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Функции перекликаются между собой и осуществляются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре и представляют собой обыгрывание какого-либо сюжета. Игровая терапия является относительно молодой отраслью и ориентирует своё направление на работу с детьми. Цель игровой терапии — предоставить возможность дошкольнику “пережить” в игре волнующие его моменты при внимании, участии и поддержке взрослого. Играющие дошкольники в игре на сенсомоторном уровне не умеют показывать с помощью конкретных предметов являющимися символами чего-то другого, то, что они когда-либо переживали или испытывали. Такая связь может прослеживаться чётко, а иногда она может быть не слишком заметна.В любом случае, игра предоставляет для малыша попытку пополнить свой опыт и с игрой связаны те моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать свою жизнедеятельность. Именно поэтому всё большее значение приобретает игровая терапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, стержень, которого — игра.
Предлагаю вашему вниманию занятия в старшей группе.
Интегрированное занятие “Вода и ветер”Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, развивать творческие способности, познавательный интерес, речь, воображение.
Материал: презентация “Вода и ветер”, аудиозапись музыки (звуки моря и ветра), акварель, кисточки, баночки с водой, тряпочки, акварельная бумага А4.
Ход путешествия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие, но сначала нужно отгадать загадки:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)Неизвестно, где живет.
Налетит — деревья гнет.
Засвистит — по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (ветер)
Угадайте, что это? Правильно – это вода и ветер.
А вы знаете, зачем нужна вода и ветер? (Ответы детей: “Без воды нельзя жить. Вода – дает жизнь всему живому, без неё не могут люди, растения, животный, насекомые ”, “Ветер гонит тучи; без ветра не могут летать птицы и самолеты”)
- Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
А вы знаете, какой бывает ветер? (Ответы детей: “Ветер – теплый, холодный, сильный”)
Правильно, Вы много знаете о пользе воды и ветра.
Внимание на экран (Презентация “Вода и ветер”, сегодня я хочу познакомить Вас, какая еще бывает вода, и какой бывает ветер. Вода может принимать различные цвета и оттенки: голубая, цвет морской волны, синяя, фиолетовая, зеленая, темно зеленая – это океан, море, озеро, пруд, лужа; красная, розовая, бордовая – когда закат или восход; а еще вода бывает белая – это снег или туман.
А что мы можем делать с водой? (Ответ детей: плавать, нырять, играть, поливать, переливать, рисовать, варить, кипятить и т.д.) Правильно, поэтому воду надо беречь и бережно относиться к ней!
А вот ветер бывает теплым и холодным, слабым и сильным, порывистым. А что мы можем делать с ветром? (Ответы детей: играть – запускать воздушные шары, мыльные пузыри, летучих змеев, самолеты; сушить белье; летать на самолете, воздушном шаре)
Игра “Приветствие волны”
Цель: создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации.
Представим с вами, что природа ожила и хочет поговорить снами. Закройте глаза представьте, что мы с вами на берегу моря. Волны говорят с нами, они шепчут наши имена (включается музыка со звуками моря) Давайте сначала послушаем, как нас зовут волны, а теперь по очереди произнесем имя каждого. (Психолог произносит и показывает, как волны шепчут имя каждого то тихо, то громко). Дети по очереди называют, то тихо, то громко свое имя.
Физминутка “Дождь”
Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)
Игра “Ветер, ветерок”
Цель: развитие внимания, координации движения
На ковре разложены обручи – “домики”, количество которых меньше количества детей. Педагог – психолог проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.
Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, надо нам
Разбегаться по домам.
По окончании слов, дети занимают “домики”. Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.
Упражнение “Ветер дует на того...”
Цель: способствовать поднятию эмоционального фона в группе, лучше узнать друг друга.
Дети находятся в кругу. Педагог-психолог начинает игру словами: “Ветер дует на того...”
Возможны варианты:
- “Ветер дует на того, кто любит мороженное”;
- “Ветер дует на того, у кого есть сестра”;
- “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” и т.д.
Дети, которым подходит высказывание, выходят в центр круга, жмут друг другу руки и возвращаются на свободные места.
Педагог-психолог: “А теперь послушайте музыку (включается музыка со звуками моря и ветра)
Прислушайтесь к своим чувствам, что вы чувствуете? Нарисуйте, что вы чувствуете на этих волшебных листах.
Ребята, посмотрите на свои волшебные рисунки, какие красивые и интересные получились у вас изображения. Давайте разместим на нашей выставке!