Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи.
Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся.
Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные: формирование умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к русскому языку через создание ситуаций успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Место работы в учебном плане: заключительный урок в конце учебного года.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа: выполнение д/з, повторение изученного, жеребьевка.
Актуальность: в период обязательной сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку после 9 и 11 классов актуально повторение и закрепление изученного материала через заинтересованность нестандартными формами и методами работы.
Оборудование урока: карточки с заданиями для групп, таблицы, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Орг. момент. Две команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат чистые листы и ручки, словари. За отельным столом сидят члены жюри – учителя русского языка, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.
Критерии оценок: 6 баллов – за особые знания русского языка.
5 баллов – задание выполнено правильно.
3 балла – задание выполнено с недочетами.
0 баллов – задание не выполнено.
2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки. (П.И.Чайковский “Времена года”).
Наш урок-конкурс это радость коллективного поиска, правильного, умного и остроумного ответа и возможность для каждого участника проявить сообразительность, юмор, артистизм и продемонстрировать свои знания. Мы приветствуем гостей и участников. Удачи!
Ход урока
Представление команд.
Команды представляют название, девиз, эмблему.
I этап. Разминка.
Подберите к каждому из следующих слов синоним так, чтобы, поставив их в том же порядке, можно было по начальным буквам прочесть пословицу. О какой пословице идет речь?
Тын(забор), поощрение(награда), войска(армия), мелодия(напев), чужеземец(иностранец), кушанье(еда), физкультурник(спортсмен), хата(изба), шлюпка(лодка), иносказание(аллегория).
Знание – сила.
Это девиз нашего сегодняшнего урока.
II этап. Конкурс на лучшего знатока лексики.
1. Слова БАЗАР и РЫНОК - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения “Птичий базар” и “птичий рынок” (Птичий базар – место массовых птичьих гнездовий. Птичий рынок – место, где продают животных и птиц.)
2. А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”. Возмущенный жадностью старухи дед говорит: “Что ты, баба, белены объелась?” Что это за белена? (Белена – ядовитое растение)
3. Найдите лишнее слово в синонимичном ряду:
Красный, багряный, лазоревый, алый, огненный. (лазоревый – не голубой, не малиновый, а блестящий, яркий)
1. Найдите лишнее слово в синонимичном ряду:
Томительный, томный, утомительный, пятитомный. (пятитомный)
2. Подберите антоним к слову “живот”, встречающемуся в выражениях: Не жалеть живота своего. (Не бояться смерти)
3. Окончился спектакль. Аплодисменты. Сосед справа стал кричать “Бис”, другой объяснил, что так кричать нельзя. Почему? (Бис – фр. от “повторить”. Весь спектакль или какое-либо его действие повторить нельзя)
4. Что означают выражения: белое золото – хлопок, черное золото – нефть, голубой уголь – природный газ, голубой континент – романтический образ?
5. Какое значение имело слово “анекдот” во временя А.С.Пушкина, которое он употребил в романе “Егениий Онегин”.
….Но дней минувших анекдоты
Хранил он в памяти своей…
(анекдот – история)
III этап. Путешествие в страну-фразеологию.
1. Замените фразеологизм синонимом.
Собаку съел – имеет большой опыт.
Мозолить глаза – надоедать.
Точить лясы – болтать.
Клевать носом – засыпать.
Кот наплакал – мало, чуть-чуть.
Во всю прыть – очень быстро.
Шаром покати – нет ничего, пусто.
В тот же миг – сразу же.
2. Игровое задание “Угадай профессию”.
Ведущий называет фразеологические обороты. Команды определяют, среди представителей каких профессий они появились или могут встречаться:
- стричь под одну гребенку (парикмахер),
- на живую нитку (портной),
- сложить оружие (солдат),
- играть первую скрипку (музыкант),
- закидывать удочку (рыбак),
- открывать Америку (путешественник),
- ход конем (шахматист),
- брать на прицел (солдат, охотник).
3. Проверка д/з. Инсценирование с использованием фразеологизма. Команда-соперник отгадывает фразеологизм.
IV этап. Путешествие в мир синтаксиса.
1. В следующем тексте расставить знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.
Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: “Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую”
Докажите, что это одно предложение, расставьте знаки препинания.
Это утро радость эта
Эта мощь и дня и света
Этот синий свод
Эти стаи эти птицы
Этот крик и вереницы
Этот говор вот
Эти нивы и березы
Эти капли - эти слезы
Этот пух – не лист
Эти горы эти долы
Эти мошки эти пчелы
Этот звук и свист
Эти зори без затменья
Этот вздох ночной селенья
Эта ночь без сна
Эта дробь и эти трели
Это все – весна.
А.А.Фет (Это простое предложение, состоящие из 25 однородных подлежащих и одного сказуемого – весна.)
2. Укажите односоставные предложения.
1. Новое в жизни требует и новых названий
2. В читальном зале просят соблюдать тишину.
3. Белая береза под моим окном принакрылась снегом.
4. Весело проведешь каникулы в походе.
(Ответ: 2, 4)
3. Определите в предложении тип сказуемого.
1. Дверь была приоткрыта. (сис)
2. Утки начинают купаться (сгс)
3. Пусть сильнее грянет буря (пгс)
4. Он будет вставать в семь часов утра (пгс)
5. Болота лежали пустынные и зловещие (сис)
6. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете (сис)
V этап. Путешествие в страну-морфологию.
1. Подберите причастия-определения к словам:
Рояль (м.р.)
Картофель (м.р.)
Тюль (м.р.)
Мозоль (ж.р.)
Фасоль (ж.р.)
Вермишель (ж.р.)
2. Назовите существительное, имеющее окончание Ы в форме именительного падежа, множественного числа:
Мастер
Герб
Доктор
Директор
Профессор
(Герб)
3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа:
Дно (донья)
Шило (шилья)
Полено (поленья)
4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа:
Копна (копен)
Кочерга (кочерег)
Гостья (гостий)
VI этап. Загадочная этимология.
- Какова история происхождения слов “копейка” и “рубль”. (Копейка – копье: Исстари на монете был изображен всадник с копьем. Рубль – исторически связано со словом “рубить”: в Древней Руси при размене крупных серебряных слитков их рубили на части.
- Почему в прилагательном “подлинный” пишется НН? (В Древней Руси во время пыток палач избивал подсудимого хлыстом-длинником, показания такие считались подлинными)
- Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить два пятиалтынных? (Алтын –старая монета в три копейки. Два пятиалтынных = 30 копеек)
- Какая частица пишется слитно, хотя и образована сложением трех различных частиц? (Неужели)
VII этап. Словарь – мой друг и верный мой помощник.
Проверка д/з.
- Реклама фразеологического словаря.
- Реклама словаря синонимов.
VIII этап. Подведение итогов.
Жюри вручает призы:
- “за знания”,
- “за творчество”,
- “за активность”,
- “за старание”.
Материалы для учителя:
- М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005 г.
- Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009 г.
- И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
- О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
Список литературы для учащихся:
- Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000 г.
- В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
- Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.