Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.
Задачи.
Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся.
Развивающие: развитие речевой культуры учащихся, логического мышления, умения вдумчиво работать с текстом, выделять в нем главное, сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие памяти, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные: формирование умение работать в группе, в парах, индивидуально, прислушиваясь к мнению товарищей. Воспитание любви к русскому языку через создание ситуаций успеха.
Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного.
Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Место работы в учебном плане: заключительный урок в конце учебного года.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа: выполнение Д/з, повторение изученного, жеребьевка.
Актуальность: в период обязательной сдачи Единого Государственного Экзамена по русскому языку после 9 и 11 классов актуально повторение и закрепление изученного материала через заинтересованность нестандартными формами и методами работы.
Оборудование урока: карточки с заданиями для групп, таблицы, музыкальное сопровождение.
Ход урока
Орг. момент. Две команды учащихся рассаживаются за столы, на которых лежат чистые листы и ручки, словари. За отельным столом сидят члены жюри – учителя русского языка, задача которых – оценить работу учащихся, подвести итоги, определить победителей.
Критерии оценок: 6 баллов – за особые знания русского языка.
5 баллов – задание выполнено правильно.
3 балла – задание выполнено с недочетами.
0 баллов – задание не выполнено.
2. Вступительное слово учителя на фоне музыкальной заставки. (П.И.Чайковский “Времена года”).
Наш урок-конкурс это радость коллективного поиска, правильного, умного и остроумного ответа и возможность для каждого участника проявить сообразительность, юмор, артистизм и продемонстрировать свои знания. Мы приветствуем гостей и участников. Удачи!
Выходят глашатаи (в костюмах).
Как сходилися-собиралися
Шестиклассники одаренные
Все – по выбору, по желанию
Разгуляться для праздника, поработати
И пришли наставники со коллегами
Со журналами и тетрадями
Оцепили места в кабинетах
Для важного дела лингвистического
И велел тогда учитель
Клич кликать звонким голосом:
“Ой, вы, добры молодцы и молодицы,
Творцы и таланты,
Вы потешьте гостей наших знаньями
Глубокими, всесторонними,
Без запиночки, без подсказочки,
Без шпаргалочки – наизусть
Выходите-ка на круг знаний
Группа на группу.
Кто побьет кого, того жюри наградит,
А кто будет побит – того оно простит”
I этап. Представление команд.
Команды представляют название, девиз, эмблему.
II этап. Путешествие в страну-грамматику.
Расставить знаки препинания, прочитать, соблюдая правильную интонацию.
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью.
III этап. Кто быстрее?
Исправьте знаки препинания, прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.
- пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
- Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
- Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата.
- Когда я вчера шел с грохотом и шумом, промчался поезд
IV этап. Путешествие в страну-орфоэпию.
Найдите ошибки в произношении слов.
1) В кабинете директора ТЮЗа раздался звонок, он снял трубку.
- Вам звОнит учительница.
- Не верю, - сказал директор и положил трубку.
Почему директор ТЮЗа не поверил звонившей?
2) Почему учительницу кинофильма “Доживем до понедельника” возмутила фраза:
“Я им говорю: Не ложите в парту. А они все ложут и ложут”.
V этап. Конкурс грамотеев.
Определи род существительных. При выполнении следующего задания удача ждет ту команду, которая знает, как правильно определить род несклоняемых имен существительных и существительных, имеющих форму только множественного или единственного числа. Также необходимо уметь правильно их согласовать с именами прилагательными. Вместо четочек вставьте пропущенные окончания.
В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его с собой в сумке, но первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать страничку.
“Язык местного населения суахили. Приходится учить. Ну и труд_ же эт_ суахили.
Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш_ жалюзи. Скучаю по родине, вспоминаю широк_ авеню, что виднел_ из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк_ черн_ кофе. Одна чашка так_ кофе сразу поднимает работоспособность.
Туземцы подарили мне говорящ_ какаду. И маленьк_ забавн_ шимпанзе. Котор_ я назвал Эльзой.
VI этап. “Угадайте слово”
- первая буква его стоит в алфавите перед буквой Т, вторая – после О, третья – перед Б, четвертая после Р, пятая – после З, шестая – перед В, седьмая – перед П. (Спасибо)
- Первая буква его стоит в алфавите перед буквой К, вторая – после Ж, третья – перед Г, четвертая – после З, пятая – после М, шестая – перед К, седьмая – перед У, восьмая – после Д. (Извините)
VII этап. “Кто быстрее?” Загадки на сообразительность.
- В каком слове 7 букв О? (Обороноспособность)
- Выходили двенадцать молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. О чем идет речь? (Месяцы, недели, дни)
- Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (С-О-С-НА)
- Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного, которое олицетворяет 2015 год? (К-О-ЗА)
- Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в поездку? (НА-С-О-С)
- Из названия каких двух букв можно приготовить еду? (КА-ША, У-ХА)
- Названия каких двух букв составляют эпоху? (ЭР-А)
- Назовите слова, в которых пишутся подряд три буквы Е. (ЗМЕЕЕД, ДЛИННОШЕЕЕ)
VIII этап. Подведение итогов.
Жюри вручает призы:
- “за знания”,
- “за творчество”,
- “за активность”,
- “за старание”.
Материалы для учителя:
- М.М.Казбек-Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. М. Айрис-пресс, 2005 г.
- Л.Петрановская. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. М. Наука, 2009 г.
- И.Д.Чаплыгина. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. Владос, 2010 г.
- О.Н.Киселева. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. –Томск: Издательство Томского университета, 2005 г.
- П.И.Чайковский. “Времена года”.
Список литературы для учащихся:
- Внеклассные мероприятия по русскому языку. (Серия “Внимание: опыт”). / Под ред. Е.А.Евлампиевой. – Чебоксары: “Клио”, 2009 г.
- А.И.Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М. Просвещение, 2000 г.
- В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся. М. Просвещение, 2009 г.
- Г.И.Климовская. Русская орфография – быстро и надежно. Таблицы. Алгоритмы. Упражнения. Часть I-II. Томск, 2005 г.