Принцип искусства воспитания гласит:
дети должны воспитываться не для настоящего,
а для будущего, возможно лучшего состояния рода
человеческого!
И.Кант
Приоритетным направлением программы является обучение школьников духовным ценностям, культуре поведения и дисциплине, отношению к себе и другим людям, отношению человека к Родине и родному краю.
Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективным средством воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного и дружеского разговора, цель которого – не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, семейные выставки достижений.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет), занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку (Приложение 1).
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с несколькими моментами.
“Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров….В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок” [4].
В результате чрезмерной занятости родителей во многих семьях воспитание сводится до уровня материального обеспечения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой асоциальное поведение детей. В некоторых семьях остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье.
В условиях высокой доступности информации, распространяемой через телевидение, Интернет, на детей обрушивается поток сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.
Большинство младших школьников знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении, но на деле их поступки не соответствуют знаниям.
В Федеральном государственном стандарте четко обозначен “портрет выпускника начальной школы”: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Т.о., приоритетность обеспечения условий для духовно-нравственного воспитания детей очевидна. Весь комплекс вышеназванных проблем в области духовно-нравственного воспитания требует целенаправленного разрешения. Поэтому проблему духовно-нравственного воспитания нужно решать уже в младшем возрасте, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, когда сердца открыты для добродетели.
Целью программы является формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Программа включает в себя общие для каждого
класса направления.
Родина – мать, умей за нее постоять
(патриотическое воспитание).
Планируемые результаты реализации программы.
У обучающихся будут сформированы:
1 класс
- элементарные представления о государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
2 класс
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
3 класс
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
4 класс
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
А также у обучающихся будут сформированы УУД (универсальные учебные действия).
Личностные результаты:
- установка на коммуникационное взаимодействие и толерантность в детском коллективе, стремление прислушиваться к мнению других людей;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа;
- уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
- познавательные УУД - проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.
- коммуникативные УУД: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В основу программы “Дорога добра” положены следующие принципы:
- доступности и наглядности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
- коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками;
- патриотизма – идентификация себя с малой родиной и Россией, её культурой;
- толерантности – воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам;
- практической направленности курса - содержание занятий направлено на развитие у учащихся любви к Родине, ее традициям, обычаям, культурным ценностям в условиях многонациональной социальной среды;
- обеспечение мотивации - относиться к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
- минимакса – каждому ученику предлагается возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне, и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
- индивидуализации воспитания - включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Задачи и содержание направлений программы.
Родина – мать, умей за нее постоять
Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России, ХМАО - Югре; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы). Воспитывать патриотические чувства.
Понятие “Родина”, “страна”, “государство”. Понятие “семья” и история её возникновения. Роль семьи в жизни современного человека. Понятия “родственники”, “предки”, “потомки”. Генеалогическое древо рода. Родословная семьи.
Понятия “национальность” и “народ”. История возникновения национальностей. Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. Представление о национальном характере. Понятие “общество” и его социальная структура. Понятие “наше государство”, “гражданин”.
Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к “малой Родине” - ХМАО - Югре”, уважения к ее истории, гордости социально-культурными достижениями, бережного отношения к её окружающей среде; изучение символики; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников.
Старание и труд к счастью ведут
Задачи: прививать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; дать элементарные представления об основных профессиях; первоначальные навыки коллективной работы; умение соблюдать порядок на рабочем месте; прививать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит
Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье; ознакомить с правилами совместной деятельности; воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению; привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики, развивать навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике “вежливых” слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Против милосердия и меч бессилен
Задачи: воспитывать важные личностные качества младшего школьника: доброту, милосердие, терпимость (толерантность), уважение другого; воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому; дать элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
Добро. Значение и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Любовь к близким и друзьям. Любовь к природе как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Отношение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. “Золотое правило” нравственности. Примеры для подражания.
Толерантность. Правилах сотрудничества в классе. Доброта и жестокость, уважительное отношение к старшим. Правила вежливого отказа, несогласия. Уважать чужое мнение. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении. Быть сострадательным к чужому горю. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Вежливость ничего не стоит, но много приносит
Задачи: различение хороших и плохих поступков; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; дать знания правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться “волшебными” словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; прививать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Список литературы
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. - №11 - С. 68-71.
- Григорьев Д.В.. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – с.223.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия “Стандарты второго поколения”, 2009.
- Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия “Стандарты второго поколения”, 2009.
- Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- “Духовно-нравственное воспитание”. Научно-просветительский журнал №4, 5, 6/2007, №4, 5/2008.
- Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3. - С. 9-12
- Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №6. - С. 3-6.
- Селиванова О.Г., Арасланова Е.В.. Авторская программа внеурочной деятельности “Мой разноцветный мир”, Киров. 2010.