Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей о продуктах питания, весенних приметах
- уточнять и активизировать словарный запас детей по лексической теме “Сказки”, “Продукты питания”, “Весна”
- совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании относительных прилагательных по теме “Деревья”, совершенствовать навык согласования слов в предложениях
- совершенствовать связную речь
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза, навык анализа предложений на слова
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать психические процессы: логическое мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание
- развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать своего товарища, умение согласовывать свои действия
- воспитывать умение действовать вместе с другими детьми, умение доводить начатое до конца.
Оборудование: большой экран, мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, изображения сказочных героев, ребусы, волшебные предметы: меч, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, скатерть-самобранка, яблочко на тарелочке, листочки с изображением примет весны, разрезные картинки по сказкам.
Ход занятия
Логопед:
Любите, ребята, сказки?
Вижу, заблестели глазки!
Много сказок знаете?
Со сказками все дружат, и сказка дружит с каждым
Они необходимы как солнышко привет.
Кто любит слушать сказки – тому они расскажут
О том, что может, было, а может, быть и нет.
И сегодня мы с вами отправляемся в сказку.
- А вы, готовы отправиться в сказку?
Дети: - Да.
Логопед: Ну что, готовы? Закрывайте глазки, раз, два, три, двери в сказку отвори.
Ребята, а как часто начинаются е сказки?
Дети: - В некотором царстве, в некотором государстве…
- в Тридевятом царстве, в тридесятом государстве
- Жили-были….
Логопед: - Вот мы и попали в некоторое царство. Посмотрите, а нас встречает царь (слайд 2). Что-то он очень грустный, наверное, что-то случилось?
Ой, ребята, царю никак не удаётся открыть его сундучок с волшебными предметами. Давайте поможем (рисунок 1).
Ребусы со словами царевич, царица, царевна.
Логопед: - Вот и открыли мы сундучок, а там внутри – записка. “Все волшебные предметы мы забрали и разделили. Не ищите, не найдёте”. Главные сказочные злодеи.
А что за волшебные предметы нам надо найти: (слайд 3) – шапка невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-кладенец.
Логопед: - Ребята, как вы думаете, кто же это мог быть? Отгадайте загадку:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(баба Яга).
(Слайд 4)
Логопед: - Ну что поможем царю вернуть волшебные предметы? Не боитесь. Ой, а в сундуке остался волшебный клубок. Чем же он нам может помочь?
Дети: - Клубок покажет нам дорогу.
Логопед: - Отправимся к Бабе Яге. Вот и избушка, какие волшебные слова надо сказать?
Дети: - Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом.
Логопед: - Посмотрите, у бабы Яги скатерть лежит, только она взяла и все продукты перепутала, нам с вами надо вспомнить, как правильно приготовить то или иное блюдо и тогда волшебное свойство скатерти-самобранки вернётся.
Дети рассказывают, что лишнее при приготовлении: блинов, щей, заваривании чая, приготовлении торта, компота, салата.
Логопед: - Мы справились с заданием Бабы Яги, забираем скатерть-самобранку. Так, а кто же нас ждёт дальше, надо решить ребус: Леший (слайд 5).
- Что-то Лешего не видно, наверное, у него шапка-невидимка и он нам её отдаст, когда мы с вами расскажем, что за листочки на деревьях:
- На клёне – кленовые листья
- На дубе – дубовые листья
- На берёзе – берёзовые листья
- На осине – осиновые листья
- На каштане – каштановые листья
- На рябине – рябиновые листья.
Все листочки мы назвали, посмотрите, а здесь не простые листья, а волшебные, с их помощью мы расскажем о признаках весны.
Дети:
- Весной ярче светит солнце.
- Весной появляются проталины.
- Весной на деревьях набухают почки, а потом появляются листочки.
- Весной возвращаются из тёплых краёв птицы.
- У животных появляются детёныши.
- Просыпаются насекомые.
Логопед: - Справились и с заданием Лешего, он отдаёт нам шапку-невидимку. Так, а дальше мы отправимся к, ребус (слайд 6) Водяной (слайд 7).
- Посмотрите, у Водяного на болоте необычные кувшинки (слайд 8), на них какие-то знаки, мы с вами должны подобрать родственные слова к любимому слову Водяного – ВОДА.
Дети подбирают слова по схемам: - слово-действие – приводниться
- слово-признак – водный
- “ласковое” слово – водичка
- со словом “много” – воды
- сложное слово – водопад
- слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом – водолаз
А теперь, давайте немного отдохнём и дальше отправимся.
Физминутка. Песня “Поди туда, не знаю куда” Музыка и слова Ольги Дубовой (приложение 1).
- Вот мы немного отдохнули, а теперь мы отправимся к:
Я – богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?
(Кощей Бессмертный.)
(слайд 9)
Логопед: - Кощей Бессмертный приготовил нам такое задание: надо разложить всё оружие богатырей в шкаф – на верхнюю полку кладём оружие, название которого состоит из одного слога, на вторую – из двух слогов, на третью – из трёх.
Дети раскладывают картинки – Меч, лук, сабля, пика, булава, секира.
Логопед: - Сложное было задание у Кощея Бессмертного, но мы справились и получили меч-кладенец. Дальше отправляемся к:
Что за чудище такое?
Трёхголовое, большое.
Над землёй оно летит,
Жарким пламенем пыхтит.
(Змей Горыныч.)
(слайд 10)
Логопед: - А Змей Горыныч сидит, голова у него болит, давайте поможем Змею:
Нам Горыныч говорит:
“Голова моя болит”
(растирание вдоль лба указательными пальцами)
Что-то чешется у носа,
(массаж точек у крыльев носа)
Что-то движется по лбу.
(растирание поперёк лба)
Кто бы ушки почесал бы,
(растирание мочек ушей)
Сам-то я ведь не смогу:
Очень когти велики,
Да возможности малы”.
(сильно сжимать и разжимать кулаки).
- Вот и голова у Змея Горыныча прошла, и каждая голова приготовила нам по заданию.
Первое задание: угадайте зашифрованное слово.
- Что больше всего Змей Горыныч любит пить ЧАЙ или СОК? (слайд 11 и 12)
- Какой его самый любимый фрукт: ГРУША или БАНАН? (слайд 13 и 14)
Детям предлагается звуковая схема слова ЧАЙ и лова ГРУША.
Дать характеристику звукам слова.
Второе задание – вам даётся карточка, надо будет прочитать предложение и подобрать по картинке нужное слово.
Третье задание – “Собери сказку”. Каждому ребёнку предлагается разрезная картинка.
- Кто первый стал жить в Теремке?
- Кто разбил золотое яичко?
- Какие слова говорил медведь, когда нёс пирожки?
- Кто пришёл после внучки?
- Как звали папу-медведя из сказки “Три медведя?”
- Кого встретил Колобок после зайца?
Логопед: - Вот и выполнили мы все задания Змея Горыныча, он нам отдаёт сапоги-скороходы, пора обратно во дворец возвращаться.
Вокруг себя повернись,
И во дворце окажись.
Очень обрадовался царь (слайд 15), что мы нашли все волшебные предметы, он нас благодарит и вручает каждому из вас медаль – “Знаток сказок” (слайд 16).
Давайте расскажем, у кого оказались волшебные предметы.
- У кого была скатерть-самобранка?
- Кто нам отдал шапку-невидимку?
- У кого мы взяли яблочко на тарелочке?
- Кто отдал нам меч-кладенец?
- У кого оказались сапоги-скороходы?
- Ребята, а вы знаете, что и Баба Яга, и Кощей, и Змей Горыныч, и Водяной, и Леший – они не плохие, просто им захотелось, чтобы вы побывали у них в гостях. И чтобы больше они не совершали плохих поступков, нужно, чтобы все детки читали сказки и чаще встречались со всеми героями сказок.
Пора возвращаться в сад.
Пора со сказкой нам проститься,
И в свою группу возвратиться.