Коррекционно-образовательные цели:
- Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
- Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
- Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
- Развивать диалогическую речь.
- Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
- Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции
Воспитательные цели:
Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
- Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARDR, картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.
Ход урока
I Организация класса
- У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)
- Сядьте на места.
II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”
- Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.
(Ранит, слушай внимательно.
Наиля, думай.
Игорь, говори хорошо.)
III Сообщение темы и целей урока.
- Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.
- Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. - Мы - проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим. - Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. - Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом.
Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARDR фломастером.
- О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)
- Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.
IV Подготовительная работа.
1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)
- Вспомните, что вы знаете о зиме.
Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.
(-Идет снег.
-Дует холодный ветер.
-Кругом большие сугробы.
- На реке лед.
-Погода холодная, морозная.
-На окнах морозные узоры.
-На деревьях шапки снега.
- На крышах сосульки.
- Метель.)
- Вы знаете много примет зимы, молодцы.
2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)
- Скажите, а какая погода может быть зимой?
Если на улице идет снег, то погода снежная.
- Найди одинаковые слова:
- Мороз
- Снег
- Ветер
- Холод
- Стужа
Погода холодная, ветреная,...
(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):
- Мороз – морозная
- Ветер – ветреная
- Стужа-студеная
- Холод- холодная.
- Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.
3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.
- Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:
- Зима пришла, полетели белые мухи.
- Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.
- Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.
- Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?
- Повесила голову старуха – зима и опечалилась.
V Изучение нового.
1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.
- О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)
- Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)
-Почему автор назвал зиму СТАРУХА - ЗИМА? (Потому что она злая.)
Игра “Что наделала зима?” - изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)
- разозлилась
- задула холодом
- пошла на зверей
- разметала листья
- заплакала.
2. Самостоятельное знакомство со сказкой.
- Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)
Словарь для обучающихся на доске.
- Что сделала старуха зима? (Разозлилась ....)
- Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)
- До кого добралась сначала? (Стала.... добираться.)
- Почему она не смогла заморозить птиц? (...... стали ....... и полетели в ...... Остался ......)
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. Презентация 2.
- Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)
- Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)
- Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)
- Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)
Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)
- Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)
- Что делает белка? (Белка грызет орехи.)
- Что делает медведь?
- Заинька?
- Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)
орешки белка в дупле грызёт
берлога Медведь сосет лапу в
прыгаючи Заинька греется
- Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)
- О каких домашних животных говорит автор? (- О лошадке, овечке, корове.)
- Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась.....Запорошила......
Завалила.....Посылает.....Не испугались.....)
- Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).
- Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)
- Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)
- Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится....
....... Добираться Замерзли...... .......вглубь ушла)
Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.
- Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.
Аудиозапись и показ слайдов.
- О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)
- Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)
- А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)
- Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)
- У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).
Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)
- А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)
3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).
- У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.
Разозлилась зима.
Разозлилась старуха – зима.
Разозлилась старуха - зима на птиц.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.
Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.
(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)
VI Закрепление
1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.
- Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)
- Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)
- Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)
- Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)
- Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках,, лепят снежную бабу, играют в снежки.)
- Почему зима заплакала? (От злости.)
- Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)
2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.
- Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)
- Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”
(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)
Зима пришла с морозами и всё ..... (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)
Метель мела и все тропинки ..... (ЗАМЕЛА)
Река покрылась льдом и вся ...... (ЗАЛЕДЕНЕЛА)
Зима позвала вьюгу и всё .....(ЗАВЬЮЖИЛА)
Снежная пороша дорожки все ..... (ЗАПОРОШИЛА)
3. Самостоятельный творческий пересказ.
- А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)
- Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?
- От людей?
- От детей?
VII Итог. Рефлексия
- Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)
- Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.
Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)
Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.