Форма урока: игра-путешествие
Цель: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Гидросфера».
Задачи:
- Обучающие:
- проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «Гидросфера», изученных на предыдущих уроках.
- закрепить знания по теме «Мировой океан и его части», «Воды суши», знания карты.
- Развивающие:
- активизировать процесс мышления у учащихся.
- развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
- формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
- научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.
- побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
- развивать интеллектуальные способности.
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, умение оценивать работу друг друга;
- Воспитательные:
- формировать у учащихся географическую культуру.
- содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.
- воспитывать экологическое сознание.
- содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.
- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.
- воспитывать чувство ответственности, товарищества.
Оборудование.
- Физическая карта полушарий.
- Атлас для 6 класса.
- плакат «Части гидросферы»
- карточки с заданиями (Приложение 2)
- учетный бланк для каждой команды (оценочные листы).
- бочонок с жетонами (за правильный ответ – 1 балл)
- капельки для рефлексии
- эмблема старшего юнги (Приложение 3)
- шоколадные медальки
- презентация (Приложение 1)
Используемые технологии и приемы: ИКТ, игровая, групповая, дифференцированного, проблемного обучения.
Учебно-методическое обеспечение. Учебник: Т.П. Герасимовой; Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии» 6 класс – М.: Дрофа, 2009.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку
2. Постановка целей и задач урока
Слайд 1.
Есть на все в программе мера:
Наша тема «Гидросфера»
Завершилась, как не жаль.
И теперь зовет нас вдаль
«Атмосфера» – оболочка,
Только рано ставить точку;
Нынче всем на удивление
Игровое повторение!
Дорогие ребята!
Урок сегодня о важном на свете:
Урок – путешествие о воде.
– Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили гидросферу, я решила пригласить вас в далекое плавание на корабле по морям и океанам. Капитаном корабля буду я, а вы будете юнгами. На палубе нашего корабля 3 каюты, располагайтесь поудобнее. Я назначила в каждой каюте старшего юнгу … В его обязанности входит: следить за выполнением задания, сообщать об их выполнении и сигнализировать мне в случае затруднений. Именно они в конце урока оценят работу членов экипажа по шкале глубин, оценят, насколько глубоки знания у членов экипажа (в конце урока заполняют оценочные листы (учитель знакомит с критериями оценки).
Слайд 2. Учитель напоминает ученикам правила работы в команде.
Правила работы в команде
- Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
- Работаем в командах, которые между собой существенно не отличаются.
- Стараемся, чтобы все члены команды достигли успеха.
- Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
- Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
- Если возникает какой-то вопрос – разберемся в нем.
У меня в бочонке
Разноцветные жетоны.
Кто сегодня отвечает,
Тот жетоны получает.
Был ли верным твой ответ,
Пусть укажет его цвет.
В конце урока сосчитаем –
Победителя узнаем.
– А теперь, юные искатели приключений, в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
3. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Слайд 3.
Учитель. Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный и вошел в пролив «Рекордов».
Задание: «Самое, самое…»
В книге рекордов Гиннеса
Рекорды морские есть.
Самое большое море – Филиппинское.
Других морских рекордов не счесть.
Давайте мы с вами рекорды побьем
И самое, самое сейчас назовем.
(Учитель задает вопрос, члены команды называют ответ и показывают географический объект на физической карте. Правильный ответ – 1 балл (жетон)
Самый (ое) …
1 команда |
2 команда |
3 команда |
большой океан маленький материк пресное море мощное теплое течение длинная река высокий водопад соленое озеро |
маленький океан большой остров мелкое море мощное холодное течение полноводная река большое озеро большой полуостров |
большой материк соленое и теплое море широкий пролив высокие приливы большая река Европы глубокое озеро глубокая впадина в Мировом океане |
Слайд 4.
Учитель. Мы успешно прошли через
пролив и причаливаем к острову «ГЕОЛОГИКА»,
чтобы пополнить запасы пресной воды.
Ваша задача: назвать ключевое слово по данным
признакам. (Учитель раздает карточки с заданием.)
землетрясение, волна, скорость, опасность, разрушения | цунами |
подземная, бурная, спокойная, извилистая, мутная, судоходная | река |
ветер, вода, бутылка, письмо, холодное, теплое | течение |
Буян, Мадагаскар, Шпицберген | остров |
горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище | водопад |
материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый | остров |
океан, корабль, лед, гора, опасность | айсберг |
разлом, глубина, замкнутое, уникальное | Байкал |
ветровая, морская, приливно-отливная, сейсмическая, длинная | волна |
пресная, соленая, минеральная, талая, родниковая, проточная | вода |
вода, соленость, доля вещества | промилле |
Суэцкий, Панамский, Волго-Донский |
Слайд 5.
– Мы продолжаем наше путешествие, нам предстоит обогнуть полуостров «Загадочный».
Как обойтись нам без загадок,
В них столько мудрости людей!
Чтоб мысли привести в порядок
Вы отгадайте их скорей!
- Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
- Я вода да по воде же плаваю. (Лед)
- По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)
- Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя. (Болото)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
- Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река)
- Он без рук , без ног из земли пробиться смог. Нас он летом в самый зной ледяной поит водой. (Родник)
- Я реке и друг и брат, для людей стараться рад. Я машинами построен, сократить пути могу, и от засухи, как воин лес и поле берегу. (Канал)
- Меньше, чем море, больше, чем пруд — как водоём этот средний зовут? (Озеро)
- Море, озеро и пруд словом как одним зовут? (Водоем)
- Рядом, рядом острова, не один да и не два, а десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней. Все родные как – никак. Значит, здесь … (архипелаг)
- С высоты большой срываясь, грозно он ревет. И о камни разбиваясь, пеною встает. (Водопад)
- За плотиной водоем, карп зеркальный плещет в нем. (Пруд)
- Масса снега от вершины вмиг бежит с горы в долину. Не вставай ей на пути, а спеши скорей уйти. (Лавина)
- Есть у речки; у пруда – не бывает никогда, потому что вода в нем – ни туда и ни сюда. (Русло, течение)
Слайд 6. Физминутка. А сейчас мы немного отдохнем.
Стало палубу качать. (Наклоны туловища)
Ноги к палубе прижать, (ноги вместе)
Руки кверху поднимаем (руки вверх)
И тихонько опускаем. (Руки опустить)
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)
Слайд 7.
– Наше путешествие продолжается.
Внимание! Впереди мель! И чтобы на неё не сесть,
необходимо проверить правильность утверждений о
частях гидросферы и ответить на вопросы.
Старшие юнги обменяйтесь заранее
приготовленными вопросами.
Карточка №1.
«Правильны ли утверждения?»:
- Источник – выход грунтовых вод на поверхность (да/нет)
- Средняя соленость Мирового океана – 38‰ (промилле) (да /нет)
- К водам суши относят только реки и ледники. (да/нет)
– Почему пресная вода на Земле не иссякает? …
Карточка №2.
«Правильны ли утверждения?»:
- Цунами вызываются сильными ветрами. (да/нет)
- Исток реки – это ее начало. (да/нет)
- Котловина озера Байкал имеет вулканическое происхождение. (да/нет)
– Какие части гидросфера нельзя увидеть на карте? …
Карточка №3.
«Правильны ли утверждения?»:
- Морская вода замерзает при температуре – 2о и ниже (да/нет)
- Канал – это искусственное озеро. (да /нет)
- Ледники делятся на покровные и горные. (да/нет)
– Чем паводок отличается от половодья?
Слайд 8.
Учитель: Мы успешно обогнули мель и следующая остановка на острове «Коварных вопросов», где нашим старшим юнгам предстоит ответить хитрые вопросы.
- Что совершает вода в природе? а) круиз б) водоворот в) турне г) круговорот
- Что вызывает приливы в океанах Земли? а) Марс б) Солнце в) Луна г) киты
- Какого море не существует в мире? а) Черное б) Айвазовское в) Каспийское г) Азовское
- У какого водоема бывают рукава? а) море в) река в) озеро г) пруд
- Как называется узкий коридор между двумя материками? а) залив б) пруд в) пролив г) арка
- Где находится «кухня погоды»? а) в горах б) в океане в) в пустыне г) в тайге
- Какое природное бедствие заставило деда Мазая спасать зайцев? а) лесной пожар б) ураган в) землетрясение г) половодье
- «Хочешь увидеть мир, …» – гласит латинская пословица. а) «путешествуй» б) «загляни в каплю воды» в) «ходи в театр» г) «стань воином»
Учитель: Пока старшие юнги выполняют задание, у вас есть шанс заработать дополнительный жетон для своей команды.
А теперь в рифму слово подберите,
Мои куплеты завершите.
- В сто морей тот великан, он зовется …. (океан)
- Отправляясь в океан, бери маску, ласты … (акваланг)
- Землетрясения, тайфуны, вулканы рождают волны с названьем … (цунами)
- Суп за обедом посолили, соленость измерили в … (промилле)
- Чтоб узнать глубины вод, что применим … (эхолот)
- Колумб путешествие совершал
В Индию далекий путь искал.
Вдруг раздался возглас моряков:
«У моря нету берегов»»
Моряки те были асы,
Ну а водоросли …. (саргассы)
Слайды 9, 10.
– Проверяем, как старшие юнги справились с заданием.
Слайд 11.
4. Домашнее задание
Подходит к концу наше путешествие, прямо по курсу родная гавань острова Школьный. Здесь вас ждут Непутёвые заметки одного рассеянного туриста. Он решил писать книгу о своих путешествиях. Ваша задача на дом – помочь правильно указать места, где он бывал или планирует побывать.
1. Я очень люблю путешествовать. В прошлом году я
любовался красотой самого глубокого озера …
Проплыв на лодке по единственной реке
…, вытекающей из этого озера, я попал в одну
из крупнейших рек России …
2. В этом году я оказался около самой длинной
реки мира … Река эта впадает в море
…, которое древние называли «Великое море
заката». Я совершил круиз по этому морю. Через пролив,
разделяющий Африку и Европу …, мы вышли в
Атлантический океан.
3. В следующем году я планирую совершить
путешествовать из самого холодного океана
… в самый большой океан, где
находится самая глубокая впадина Земли
…
Для тех, кто хочет получить еще одну оценку, предлагаю составить морской чайнворд или кроссворд по теме «Гидросфера».
Слайд 12.
5. Подведение итогов
Мы играли, отвечали,
Гидросферу повторяли,
А сейчас кружочки сосчитаем,
Победителя узнаем, и
отметки получаем.
Старший юнга подсчитывает количество жетонов. В зависимости от вклада членов команды в победу оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки.
Оценочный лист Старший юнга: ______________________
№ | Члены команды | Оценка за урок |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. |
6. Рефлексия
– Каждое путешествие оставляет после себя
впечатление. (Командам выдаются контуры капли.)
Представьте, что у капельки такое же настроение,
какое у вас сейчас. Нарисуйте личико капельке.
Слайд 13.
– Спасибо за работу на уроке.