Самостоятельная познавательная деятельность учащихся и развитие их творческих способностей

Разделы: Начальная школа


Школьный день… Из чего он состоит? Конечно, из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе.

Перед глазами вечная галерея родных лиц – твоих учеников. Сколько их – и все они разные! Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои первоклассники уже выросли: ориентируются в школьном пространстве, умеют задавать вопросы, понимают других, пишут сочинения о дружбе, надежде, мечтах. Школьный день так прост: уроки, перемены. Замкнутый круг, да и только! Оказывается, ввести в этот круг понимания каждого ученика не так просто, иначе ребенок будет неуютно ощущать себя, скорее, замкнется в себе.

Система Занкова вобрала в себя лучшие идеи величайших педагогов и психологов мира: Песталоцци, Ушинского, Выготского.

Исследования и опыт системы развивающего обучения Занкова убедительно доказали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Такое требование является единственно верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время.

Особая роль в самостоятельной познавательной деятельности учащихся принадлежит развитию их творческих способностей. По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка. Творчество доступно детям и его следует развивать на различных уроках, но русский язык всегда был и остается главным предметом – это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Наши ученики, идущие по этой системе, живут интересной, интеллектуальной жизнью, насыщенной стремлением к познанию и творчеством. На каждом уроке они развиваются и совершенствуются, имеют собственные суждения, умеют отстаивать свою точку зрения, на каждом уроке совершают открытия – все это заслуга системы Занкова.

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют сочинения. Сочинение – от старого русского слова «чин», то есть порядок. Сочинять, создавать сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Именно сочинения – высшая форма проявления творческих способностей ребенка. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное,  язык природы. В сочинениях дети делятся своими радостями, тревогами, секретами и надеждами. В сочинениях детей есть что-то свое, индивидуальное, свои мысли, наблюдения, живые меткие слова, поступки.

При четырехлетнем начальном обучении учащиеся начинают пробовать писать сочинения со 2 класса. На сочинения отводится 1 час каждую неделю в течение учебного года.

Понятно, что такой вид работы, как письменное сочинение, неразрывно связан с развитием речи школьников. Успех уже первых сочинений учеников 2 класса будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников. В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особого в различных речевых ситуациях. Для этого, необходимо, прежде всего  разговорить детей.

Данной цели служит организация учителем общения детей в процессе поиска решения проблемы на разных учебных предметах, а также при непосредственном ознакомлении их  с окружающим миром во время прогулок, экскурсий, посещения музеев, выставок. Задача учителя состоит в следующем.

  1. Помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением.
  2. Научить детей видеть своими глазами мир, открывая в нем то, что не видят другие, то, что до этого не замечалось, и выражать свои мысли словами.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передавать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Учитель должен работать над речью на любом уроке. Процесс этот очень сложный, творческий.

Поскольку у ребенка еще мало опыта для написания творческой работы, но есть желание «попробовать перо», ему на помощь приходит фантазия. На уроках вместе с детьми составляем фантастические гипотезы. Техника фантастической гипотезы предельно проста. Она неизменно выражена в такой форме: «Что было бы, если бы…». Детишки очень охотно фантазируют, причем каждый о своём. Никакая творческая деятельность, направленная на создание нового текста, невозможна без фантазии. Предлагаю детям внимательно посмотреть на эти предметы и пофантазировать. Кого или чего они могут тебе напомнить? И дети фантазируют и высказывают самые невероятные мысли.

Также на уроках учимся восстанавливать текст. «Озорник – ветерок» «сдул» предложения со своих мест в тексте. Давайте, восстановим последовательность событий и пофантазируем, чем могла закончиться эта история.

Одним из важнейших источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. Система Занкова предполагает проведение большого числа экскурсий. Особенно много экскурсий провожу в  первые  два года обучения. Детям необходимо и интересно знать все. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.

Для развития творческих способностей детей на уроках в 1 классе использую разнообразные игры: «Игры в слова» (чтение слогов и дополнение их до слов, знакомство с явлением в языке, которое называется палиндром – одинаково читаются как слева направо, так и справа налево). Использую игру «Найди закономерность». Знакомимся с анаграммами (перестановка букв в слове) – гора – рога, слово – волос и т. д. Образуем  новые слова, например, от слова «варил». С некоторыми словами придумываем предложение. Пробуем раскрыть оттенки значения слов: варил, сварил, наварил, приварил и т. д. Подбираем слова, противоположные по смыслу, близкие по смыслу, восстанавливаем порядок слов.

Почти на каждом уроке использую игру «Слово в слове» (условие – слово должно читаться целиком). Или играем во фразы. Эта игра способствует формированию у детей навыков выстраивать последовательность слов в предложения. Каждый ряд получает листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось красивое большое предложение. Например, слово зимой. Первый ученик читает и пишет свое слово – «наступает», второй – «долгожданный» и т. д. Последний ученик возвращает листок учителю. Предложение зачитывается вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложений и слов. Определяется ряд, который составил лучшее предложение.

Очень, на мой взгляд, интересно проходит на уроке игра «Собери слово»: «Буквы – капли падайте! Строчки словами радуйте!». Буква может быть использована только один раз.

(Наш старый знакомый). Озорник – ветерок сдул карточки со словами. Слоги смешались. Узнайте, какие это могли быть слова.

 «Найди слова». Смотри слева направо и справа налево. Дети с удовольствием анализируют, ищут, даже гадают, составляя новые слова.

При изучении практически всех тем можно использовать игру «Найди лишнее слово» или «Третий лишний». Чтобы определить, какое слово «лишнее», нужно думать, смекать, уметь объяснить почему. И, как, правило, дети находят несколько вариантов.

Загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Также использую различные ребусы, кроссворды. Все это помогает развитию устной речи учащихся, обогащению словарного запаса.

Все впечатления школьной и внеклассной жизни требуют выхода, у ребенка появляется естественная потребность поделиться своими новыми знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре и, конечно, в слове. Задача учителя – научить их пользоваться словом, учить речи точной и стройной, правильной и последовательной, ясной и выразительной. В первом классе у детей накапливается некоторый навык устных высказываний, что является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества.

Темы сочинений самые разнообразные…. Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут на них рисовать что-либо, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, буквы и т. п. Темы даются близкие, понятные и интересные детям. Тема всегда объясняется на том уроке, когда пишется сочинение. Все сочинения ребята пишут только в классе, иначе есть опасность, что соавторами выступят родители, дедушки, бабушки.

Работая над сочинениями по любой теме, учащиеся должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы:

  1. Соответствие темы.
  2. Полнота и последовательность изложения.
  3. Не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, свое понимание, собственные чувства и свой рассказ, т. е. творчество.
  4. Стилистическая и орфографическая грамотность.

Я довожу эти требования до учащихся на понятном им языке.

Непосредственно перед написанием сочинения не проводится подготовительная работа. Во многих случаях достаточно написать на доске тему сочинения, чтобы все дети погрузились в работу. В других случаях требуется предварительное слово учителя. При написании сочинения по теме «Чтобы я рассказал африканскому мальчику о зиме» требуется активизация знаний, которые дети получили на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, во время прогулок и экскурсий. Но только этого в данном случае недостаточно. Толчком для включения учеников в работу служит вступительное слово учителя:

 – Вы посмотрите, ребята, как изменила у нас зима жизнь людей и всей природы. А ведь есть такие места на Земле, например в Африке, где люди не знают, что такое зима, какие бывают зимние игры, как природа меняется зимой. Многие африканские дети никогда не видели всего этого. Давайте напишем сочинение «Чтобы я рассказал африканскому мальчику о зиме». Написать надо так, чтобы африканские дети могли представить себе все то, о чем вы будете писать. Если у вас возникнут вопросы, поднимите руку, я вам помогу.

И вот какие сочинения написали ребята.

«Здравствуй мой незнакомый друг. Я пишу свое письмо в далекую Африку. Мне очень хочется рассказать тебе об удивительном времени года – зиме. Мы, жители России, счастливые люди. Из года в год мы наблюдаем за чудесными превращениями природы – временами года. Одно из таких чудес – зима. В народе у нас говорят «Зима-матушка». А ты и сам знаешь, что матушка бывает, не только нежна, но и строга, а порой и сурова. Вот так и зимы бывают такие же. Что-то я тебя совсем запугала. А зима, мой друг – это здорово! Белый пушистый снег, его даже сравнить не с чем. Представь, если с неба на землю сыплется кокосовая стружка, да в таких количествах, что пройти трудно. Но кокосовая стружка, это все равно не снег, ее невозможно скатать в ком. Да и вкус не тот. Вот удивительная штука получается! Снег не имеет ни вкуса, ни запаха, а у нас в России дети его едят с великим удовольствием. Есть еще одно зимнее лакомство – сосулька. По форме напоминает морковь, а вкус незабываемый. Как я ни стараюсь, а с описанием у меня что-то не получается. Знаешь, приезжай зимой ко мне в гости. Ты сам на себе ощутишь, как «кусается» за нос и щеки мороз. Почувствуешь, с каким наслаждением можно валяться в снегу, кататься на санках, играть в снежки. А какие у нас веселые праздники зимой: Новый год, Рождество, Крещение. Приезжай, будь уверен, время проведем замечательно. Настоящую русскую зиму очень трудно описать человеку, который живет на континенте, где круглый год жара. Чтобы понять, что такое зима, нужно обязательно ее увидеть. Так что приезжай, я тебя очень жду».

В раннем подростковом возрасте особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. Ребенок мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах он строит желаемую программу своих действий, поступков, пристрастий, раскрывая в ней основной жизненный смысл. В мечте заложено активное начало для развития личности ребенка.  Вот о чем мечтают мои ученики.

«Я мечтаю о многом, но самая моя заветная мечта – стать археологом. Мне кажется, что интереснее профессии просто нет! Даже когда я был маленьким, то очень любил вести разные раскопки. Правда, прятал я сам то, что раскапывал. Я закапывал в песок старые украшения мамы, отмечал эти места, а потом вел раскопки. И  теперь, когда я смотрю по телевизору передачи о древних раскопках, то мне тоже очень хочется поучаствовать в них. Ведь это так интересно, найти глубоко под землей останки людей и животных, которые жили много лет назад. Или откопать предметы и украшения, которыми пользовались эти люди. Таким образом, можно много узнать о том, как жили они тогда. Но люди этой профессии должны быть терпеливыми, ведь их труд очень тяжелый. Я мечтаю, когда выучусь, возглавить экспедицию и найти что-то очень полезное и интересное для людей. А сейчас я постараюсь хорошо учиться для того, чтобы моя мечта сбылась».

И вот сочинения написаны. Учитель проверяет их. Стилистические ошибки исправляются прямо по тексту. Что касается орфографических ошибок? Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает. Писать, как слышишь или заглянуть в словарь? Я стараюсь, чтобы дети дружили со словарем – это значит контролировать себя, развивать свою речь, накапливать словарный запас. Работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и знакомит детей с лексическим значением новых слов, значение которых дети понимают неправильно. Орфографические ошибки на не пройденные правила исправляю сама, а ошибки на изученные правила помечаю для последующей работы над ошибками, включая их в зрительные диктанты. Заранее на уроках русского языка показываю ученикам, как можно аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву. В литературном творчестве особенно важно, чтобы у школьников не было страха перед исправлениями.

После проверки сочинений учителем на следующий день наступает этап их обсуждения. Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. В каждом сочинении стараемся найти что-либо положительное. Зачитываются сочинения полностью или отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Этого ждут все ребята. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников. Вместе ищем удачные моменты, думаем, как исправить недостатки. При работе стараюсь меньше комментировать, а представляю возможность самим ребятам выступать с оценкой, самим определять достоинства и недостатки работ. Ребята с присущей всем критикам строгостью обсуждают малейшие промахи. И почти всегда находят в сочинениях положительные стороны. Атмосфера на таких уроках становится особенно теплой и доверительной. Перечитывая сочинения своих учеников, я увидела ростки разностороннего развития детей – не только их ума, но и формирования чувств, что свидетельствует о продвижении учащихся в общем развитии.

Главная ценность сочинений в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать, писать о том, что видят, наблюдают. Сочинения помогают лучше понять внутренний мир детей. Решили на родительском собрании выступить со своими сочинениями. Дети с радостью читали свои сочинения, родители с гордостью смотрели на них. Успех был огромный. И теперь на каждом родительском собрании звучат строки детских работ.

Написанные сочинения решили оформлять в сборники с иллюстрациями. В оформлении принимают активное участие родители.

В 4 классе ребята решили выпустить «Литературный спутник» – сборник, в котором помещены лучшие сочинения и стихи.

Такая работа детям и родителям очень нравится. Выступление детей перед аудиторией слушателей, включение детской работы в общий сборник – это и есть оценка их творческого труда, обращение к их уму, воле и чувствам.

Другим средством создания положительных эмоций, развитием творческих способностей детей являются сказки. «Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка» – утверждал В.А.Сухомлинский. Все дети любят сказки. Им нравится фантазировать и сочинять сказки. Чтобы научить школьников писать сказки, нужно знать особенность этого жанра и познакомить с ним детей. Сказка определяется как особый повествовательный жанр. Главным признаком сказок является их неправдоподобность, занимательность и развлекательность. Конечно, они имеют и воспитательное значение. Работа над сочинением – сказкой требует от учителя опоры на детское воображение, фантазию. В 1 классе мы учимся подбирать «слова – находки» для точного описания героев, читаем много сказок, анализируем их с точки зрения языка, особенностей сюжета. Ученики читают сказки народные, русских, советских и зарубежных авторов, обмениваются впечатлениями и не просто пересказывают произведения, а обыгрывают его, добавляя что-то свое (героя, обстановку) или наоборот, убирая что-то, изменяя конец сказки. Вначале 1 класса я обещала, что мы, «когда подрастем», напишем свои сказки. Во 2 классе на одном из уроков чтения мы начали беседу о детском сказочнике Г.Х.Андерсене.
– Каких героев сказок Андерсена вы знаете еще? (Среди разных персонажей дети называли и старый уличный фонарь).
– У Андерсена был редкий талант. Он умел замечать то, что ускользает от «ленивых» человеческих глаз.

«Мы ходим по земле, но часто ли нам приходит в голову нагнуться и тщательно рассмотреть все, что находится у нас под ногами? А если бы мы нагнулись или – даже больше – легли бы на землю и начали рассматривать ее, то на каждой пяди мы бы нашли много любопытных и прекрасных вещей». Так писал К.Паустовский. Действительно, даже каждая вещь способна поведать сказочнику свою историю. Старый уличный фонарь поведал ее Андерсену. Оглянись, может, что-то и тебе расскажет сказку!

Далее уточнили, чем отличается язык сказки, вспомнили, что сказка всегда имеет главную мысль. Во время работы дети преображаются, их глаза начинают светиться огоньком фантазии и, самое главное, творчества. От сочинения к сочинению замечаешь, как меняется детская лексика и развивается речь твоих учеников.

Урок, на котором рождается поэт… Такой день в жизни маленького человека может быть только раз. Самый прекрасный день в жизни… День, когда родник творчества забил впервые. И произошло чудо – родился поэт.

Сначала я познакомилась с возможностями детей: предложила почитать стихи наизусть. Дети читали стихи, которые знали наизусть до школы без особого восторга и интереса, но комментировать их выступления не стала, а просто задумалась. И на один из уроков пригласила своих бывших учеников. Они выразительно читали стихи своих любимых поэтов и те, которые сочинили сами. Появился огонек в глазах учеников. Удивление. Сами? Предложила им тоже попробовать свои силы. К следующему уроку пришли невеселые – ничего не получилось. Тогда я стала ежедневно вводить на уроках чтения чистоговорки с заданием: найти ко второй половине строки первую (детям должна помочь рифма – одинаковое звучание концов слов). Далее подбираем к чистоговорке подходящие по рифме и ритму слова, называем слоги, с которыми рифмуются эти слова. 

Кроме рифмы, обращаю внимание детей на ритм. Для этого прохлопываем каждое предложение (параллельно с чтением). Читаем стихотворения и находим рифмующиеся слова; играем в путаницу звуков: рама – лама, ложки – рожки и т. д. Выясняем, что эти слова тоже рифмуются. Ваше умение подбирать рифмы пригодится в чистоговорке «Договори рифму» (дети читают слоги и подбирают подходящие слова, которые рифмуются с последним слогом). Также использую загадки – рифмы, неполные чистоговорки (с договариванием последнего слога). Спрашиваю у детей:
– Как догадались, что нужно сказать? (Надо найти рифмующиеся слова и идти от слова к слогу гроза – за, не дрожи – жи и т. д.).

После этого вывешиваю картинку. Предлагаю составить ряд рифмующихся слов, стараюсь выслушать каждого. Далее с опорой на иллюстрацию и с помощью вопросов получилось четверостишие:

Прискакала к нам лягушка,
Пучеглазая квакушка.
«Ква, ква, ква!» – кричит нам в ушко.
Пролетала мимо мушка…

Полученный стишок выучим наизусть, с удовольствием повторим несколько раз.

– А что дальше? Начинаем эту работу в классе, продолжаем дома с родителями. В результате рождаются разнообразные стихи, прослеживается отношение друг к другу, к окружающей среде, наблюдательность и т. д. Вот пример семейного творчества.

И заметила лягушку,
И давай ее дразнить,
Бегать, прыгать и язвить.
А лягушка не спеша,
Прыг да скок из камыша,
Затаилась чуть дыша…
Муха вовсе осмелела
И на нос лягушке села.
Тут лягушка не стерпела,
Языком ее задела.
Муха, пискнув, улетела,
Просто чудом уцелела.
Так зеленая квакушка
Наказала злую мушку.
Знает теперь мушка,
Как дразнить лягушку.

В коллективной работе все дети равны. В индивидуальной развиваются способности каждого: одни придумали стих, выучили и выразительно рассказали, другие – только выучили и рассказали, а возможно, нарисовали иллюстрацию; некоторые только послушали, а потом по аналогии придумали свое четверостишие. В такие минуты царят доброжелательность, заинтересованность всех в процессе познания, как взрослых, так и детей.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование их в младшем возрасте.

«Формирование человека, – пишет Л.В.Занков, – проходит множество ступеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка».

Если каждый день спешит учитель в школу, чтобы просто сказать «Здравствуйте!», улыбнуться озорным ученикам, вселить в них уверенность и каждой клеточкой ощущать свою необходимость быть здесь и сейчас, значит, школьный день прожит не зря.