Цель: развитие умения связного высказывания по теме урока.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях;
- формировать умения делать выводы на основе длительных наблюдений;
- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы»,
- совершенствовать навыки связной речи (составление предложений по теме урока);
- формировать словообразовательную функцию речи (употребление существительных в родительном падеже);
- учить согласовывать речь с движениями;
- развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие;
- формировать стойкий интерес к наблюдениям за сезонными изменениями погоды;
- прививать умение работать в команде.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (все учащиеся у доски).
Доклад дежурного.
Учитель: Ребята, сейчас я вам дам четыре загадки, вы их внимательно прочитаете и руки поднимут те, у кого загадка о зиме.
1) Запорошила дорожки
Разукрасила дорожки
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима).2) Вот и стали дни короче
И длиннее стали дни,
Птицы тянутся на юг
Пожелтели лес и луг (Осень)3)Тает снег, звенят ручьи
Все сильней потоки
И летят уже грачи
К нам из стран далеких (Весна)
4)Песен полон лес, и крика
Брызжет соком земляника
Дети плещутся в реке
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно… (Лето)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. На свое место сядет тот, кто ответит на мой вопрос «Без чего не бывает зимы?» (Не бывает зимы без снега, сосулек, санок, горки…)
II. Работа по теме урока
1) Сообщение темы и целеполагание.
Итак, тема нашего урока «Зима. Зимние забавы». Мы подведем итоги наших наблюдений за погодой, узнаем, что такое забавы. Я надеюсь, что вы будете внимательны, активны, речь ваша будет громкой, четкой, ясной. На вопросы будете отвечать полными предложениями.
2) Актуализация знаний по теме
Учитель: Зима всегда приходит
неожиданно. Как в сказке за одну ночь надевает
она свой серебряный наряд, покрывает снегом дома
и деревья, сковывает льдом лужи, реки, озера.
Начало зимы считают с того дня, когда ляжет снег.
По-разному в разные годы наступает это время:
самое раннее – в начале ноября, самое позднее –
во второй половине декабря. А в этом году первый
снег выпал 24 октября, а лег в последних числах
ноября.
3) Работа с календарем погоды
А) Учитель: Мы с Женей расскажем о
своих наблюдениях за погодой в декабре,
используя календарь. Про декабрь говорят: «году
конец, а зиме начало».
В начале декабря погода стояла пасмурная, небо
было покрыто серыми низкими облаками.
После 12 декабря стало ясно и морозно, появилось
солнышко. В последнюю неделю стало теплее, а
дни опять пасмурные, шел снег.
Ребята, знайте, что 22 декабря бывает
самый короткий день в году и самая длинная ночь.
– Женя, а какой день был самый морозный? (24
декабря)
– Давайте заполним нашу таблицу.
(Вызванный ребенок заполняет: количество дней в декабре, количество ясных, пасмурных, облачных дней, количество дней с осадками.)
Б) Учитель: Используя свои
наблюдения, о погоде в январе расскажут Лера и
Антон. Январь год начинает и середину зимы
отмечает.
Январь отличился постоянной сменой погоды.
Начался месяц пасмурными днями с выпадением
осадков в виде снега. В середине и конце января
наблюдали переменную облачность: в начале дня
светило солнце, а после обеда небо закрывали
серые тучи и шел снег.
– А когда был самый холодный день? (20 января)
– Заполним таблицу.
В) Учитель:
– А теперь сравним погоду за декабрь и январь. В
каком месяце было больше ясных дней?
– В каком месяце было меньше пасмурных дней?
– В декабре или январе выпало больше снега?
– Сейчас февраль. Он скоро закончится, и мы
подведем итоги за февраль и поговорим об
особенностях прошедшей зимы.
4) Изучение нового материала.
А) Учитель: Все вставайте
Физкультминутку начинайте.
Наконец пришла зима
Стали белыми дома
Снег на улице идет
Дворник улицу метет.
Мы катаемся на санках
Пишем на катке круги
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.
Б) Учитель: Дети всегда очень любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры еще называют в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Это и катание на санках, лыжах, коньках: это и снежки, и снежная баба, это снежные крепости и ходы; это путешествие по снежному лесу и любование волшебной зимней природой. Много забав есть зимой у детей.
За-ба-вы (работа со словарным словом)
– Что значит забавы детей?
– Как это можно назвать по другому?
В) Учитель: Эту картину «Зимние забавы
детей» нарисовал художник, который очень любит
рисовать зиму. Но в этот раз он поторопился и не
все дорисовал. Давайте поможем художнику и
словесно дорисуем его картину.
(Учащиеся составляют предложения и рассказы по
сюжетной картине).
– Вот мы и дорисовали картину о зимних играх
детей.
– А что любишь ты из развлечений, забав?
III. Итог урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы подвели
итоги наблюдений за погодой в декабре и январе,
сравнили погоду. Познакомились с новым словом
«забавы».
И в конце урока я приглашаю вас на одну
игру-забаву «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой?
Белые поляны
И на горке снеговой
Лыжи или санки.
Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы
Чтоб копаться день-деньской
Крепость делать чтобы.
Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться
В шубке теплой, меховой
На морозе греться.