Урок развития речи и знакомства с окружающим миром в школе VIII вида по теме «Зимние работы». 3-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 3


Цель: развитие умения связного высказывания по теме урока.

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях;
  • формировать умения делать выводы на основе длительных наблюдений;
  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы»,
  • совершенствовать навыки связной речи (составление предложений по теме урока);
  • формировать словообразовательную функцию речи (употребление существительных в родительном падеже);
  • учить согласовывать речь с движениями;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, восприятие;
  • формировать стойкий  интерес к наблюдениям за сезонными изменениями погоды;
  • прививать умение работать в команде.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (все учащиеся у доски).

Доклад дежурного.

Учитель: Ребята, сейчас я вам дам четыре загадки, вы их внимательно прочитаете и руки поднимут те, у кого загадка о зиме.

1) Запорошила дорожки
Разукрасила дорожки
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима).

2) Вот и стали дни короче
И длиннее стали дни,
Птицы тянутся на юг
Пожелтели лес и луг (Осень)

3)Тает снег, звенят ручьи
Все сильней потоки
И летят уже грачи
К нам из стран далеких (Весна)
4)Песен полон лес, и крика
Брызжет соком земляника
Дети плещутся в реке
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно… (Лето)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. На свое место сядет тот, кто ответит на мой вопрос «Без чего не бывает зимы?» (Не бывает зимы    без снега, сосулек, санок, горки…)

II. Работа по теме урока

1) Сообщение темы и целеполагание.

Итак, тема нашего урока «Зима. Зимние забавы». Мы подведем итоги наших наблюдений за погодой, узнаем, что такое забавы. Я надеюсь, что вы будете внимательны, активны, речь ваша будет громкой, четкой, ясной. На вопросы будете отвечать полными предложениями.

2) Актуализация знаний по теме

Учитель: Зима всегда приходит неожиданно. Как в сказке за одну ночь надевает она свой серебряный наряд, покрывает снегом дома и деревья, сковывает льдом лужи, реки, озера. Начало зимы считают с того дня, когда ляжет снег.
По-разному в разные годы наступает это время: самое раннее – в начале ноября, самое позднее – во второй половине декабря. А в этом году первый снег выпал 24 октября, а лег в последних числах ноября.

3) Работа с календарем погоды

А) Учитель: Мы с Женей расскажем о своих наблюдениях за погодой в декабре, используя календарь. Про декабрь говорят: «году конец, а зиме начало».
В начале декабря погода стояла пасмурная, небо было покрыто серыми низкими облаками. После 12 декабря стало ясно и морозно, появилось солнышко. В последнюю неделю стало теплее, а дни опять пасмурные, шел снег.
Ребята, знайте, что 22    декабря бывает самый короткий день в году и самая длинная ночь.
– Женя, а какой день был самый морозный? (24 декабря)
– Давайте заполним нашу таблицу.

(Вызванный ребенок заполняет: количество дней в декабре, количество ясных, пасмурных, облачных дней, количество дней с осадками.)

Б) Учитель: Используя   свои наблюдения, о погоде в январе расскажут Лера и Антон. Январь год начинает и середину зимы отмечает.
Январь отличился постоянной сменой погоды. Начался месяц пасмурными днями с выпадением осадков в виде снега. В середине и конце января наблюдали переменную облачность: в начале дня светило солнце, а после обеда небо закрывали серые тучи и шел снег.
– А когда был самый холодный день? (20 января)
– Заполним таблицу.

В) Учитель:

– А теперь сравним погоду за декабрь и январь. В каком месяце было больше ясных дней?
– В каком месяце было меньше пасмурных дней?
– В декабре или январе выпало больше снега?
– Сейчас февраль. Он скоро закончится, и мы подведем итоги за февраль и поговорим об особенностях прошедшей зимы.

4)  Изучение нового материала.

А) Учитель: Все вставайте
Физкультминутку начинайте.

Наконец пришла зима
Стали белыми дома
Снег на улице идет
Дворник улицу метет.
Мы катаемся на санках
Пишем на катке круги
Ловко бегаем на лыжах
И играем все в снежки.

Б) Учитель: Дети всегда очень любят зиму, т.к. именно зимой они могут играть в различные игры. Игры еще называют в народе забавами, т.к. они забавляют детей, развлекают их. Это и катание на санках, лыжах, коньках: это и снежки, и снежная баба, это снежные крепости и ходы; это путешествие по снежному лесу и любование волшебной зимней природой. Много забав есть зимой у детей.

За-ба-вы (работа со словарным словом)

– Что значит забавы детей?
– Как это можно назвать по другому?

В) Учитель: Эту картину «Зимние забавы детей» нарисовал художник, который очень любит рисовать зиму. Но в этот раз он поторопился и не все дорисовал. Давайте поможем художнику и словесно дорисуем его картину.
(Учащиеся составляют предложения и рассказы по сюжетной картине).
– Вот мы и дорисовали картину о зимних  играх детей.
– А что любишь ты из развлечений, забав?

III.  Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы подвели итоги наблюдений за погодой в декабре и январе, сравнили погоду. Познакомились с новым словом «забавы».
И в конце урока я приглашаю вас на одну игру-забаву «Что нам нравится зимой?»

Что нам нравится зимой?
Белые поляны
И на горке снеговой
Лыжи или санки.
Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы
Чтоб копаться день-деньской
Крепость делать чтобы.
Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться
В шубке теплой, меховой
На морозе греться.