Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Задачи урока:
- познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
- формировать навыки грамотного письма глаголов;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.
ХОД УРОКА
1. Психологический настрой
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все
видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли»
– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо
знать язык, то сможем...» (лучше понимать
прочитанное и друг друга, правильно говорить,
писать без ошибок, интересно рассказывать)
– А занимаемся мы всем этим на уроках русского
языка.
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное
открытие в области языка. Для этого нужно быть
внимательными и активными. На уроке вы должны
показать свои знания, проявить наблюдательность,
умение анализировать и делать выводы.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
3. Минутка чистописания
учил, ученик, учебник
– Из данных слов назови то, которое нельзя
перенести.
– Какой частью речи является это слово?
– Что такое глагол?
– Назовите грамматические признаки глагола.
– Запись в тетради
У, учил, учат, учишь
(данный глагол записать в 3л. мн. числа; во 2 л ед.
числа)
– Укажите спряжение данных глаголов
4. Сообщение темы урока
– Послушайте внимательно слова:
Учится, учиться, ученица, синица, улица, искупаться, искупаются.
– Что интересного услышали в этих словах? (На
конце ца)
– Посмотрите на написание этих слов. Что вы
заметили? (В одних словах пишется ца. а в других
нет)
– Выпишите слова с ца, какой частью речи они
являются?
– Существует ли проблема написания?
– Обратите внимание на остальные слова.
– Какой частью речи они являются?
– Что заметили?
– Слышится -ца, а пишется -тся или -ться (это
проблема)
– Сочетание -ца в конце глагола – это опасное
место – орфограмма
– Давайте сформулируем тему урока
5. Учебные задачи урока
(учебник стр. 111)
6. Изучение нового материала
Работа по учебнику упр №119
– Сформулируйте правило о правописании
глаголов (Сочетание ца в конце глаголов
никогда не пишется)
– Так что же мы должны писать на месте сочетания
ца? (Либо -тся, либо -ться)
– Прочитайте слова:
Нагибаться, боится, держится., хвалится, улыбаться
– Данные слова разделим на две группы
– Определим форму глаголов и зададим к ним
вопросы.
– Отчего же зависит написание -тся, -ться?
– Какой вывод сделаем?
Вывод: глаголы в неопределенной форме пишутся с ь, а глаголы в 3-м лице н.в. – без ь; либо по вопросу, если в вопросе есть ь, то в слове пишется, а если нет, то не пишется
– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться:
- Найдите глагол.
- Задайте вопрос к глаголу.
- Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
- Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.
7. Самостоятельная работа
Учится – учиться.
– Что интересного заметили?
– Какие вопросы у вас возникли?
– Разные это слова или в каком-то из них допущена
ошибка?
– Поставьте ударение в словах.
– Составьте предложения со словами: учится и
учиться.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы,
определите лицо глаголов.
8. Работа по учебнику
Упр 120 (работа в парах)
– Назовите слово, в котором на конце надо
писать -ца
– Почему?
– А есть ли слово с -ться (улыбаться)
– Почему пишем ь знак?
– Назовите еще глаголы, указав спряжение, время
число и лицо
Глядят – н.в., 3л.,мн..ч., 2с.;
Умеет – н.в.,3л.,ед.ч.,1с..;
Хмурит – н.в., 3л., ед.ч.. 1с.
9. Работа с пословицей
– Какая пословица подходит к тексту?
Дело мастера боится.
– Звуковая модель слова боится
– Как будем писать данное слово?
Запись пословицы в тетрадь.
Дело мастера боится. (полный разбор
предложения)
10. Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если
нет – потопайте:
Двигаться, смотрится, разговориться,
пробежаться, приближается, прогуляться,
разболеться,
крутится, прислушаться.
11. Контроль знаний
(выполнение заданий по вариантам)
– Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:
1 вариант
Любишь катат…ся – люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.
2 вариант
Меж грибами мухомор
Красотой гордит…ся.
Нечего гордит…ся –
Для супа не годит…ся
12. Домашнее задание
– Упр. 124
13. Итог урока
Рефлексия деятельности учащихся.
– На какой вопрос отвечает глагол настоящего
времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы
неопределённой формы?
– Как определить, когда пишется -тся ?
– Как определить, когда пишется -ться ?
– Достигли ли вы цели, которую поставили себе на
урок?
– Оцените свою работу.