Цель: Уточнить знания детей о весне и перелетных птицах, познакомить с ласточкой как с перелетной птицей, народными традициями встречи перелетных птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: видеопроектор; звуковая фонограмма “Звуки леса”; наглядно-дидактические пособия: "Расскажите детям о птицах", "Птицы средней полосы", "Расскажите детям о насекомых", "Продукты питания"; скворечник.
Предварительная работа: Беседы на темы: “Перелётные птицы”, “Наши пернатые друзья”, “Приметы весны” и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тематику; чтение художественной литературы: Э.Шим "Как воробей теплый угол искал", "Кто лечит деревья", "Самый жадный"; С. Городецкий “Как птицы учились строить гнёзда”, разучивание стихов, песен, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание аудиозаписей “Голоса природы”, “Звуки окружающего мира”; подвижные игры: “Совушка - сова”, “Птички и кот”.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель. Дети, у нас сегодня необычное занятие. А чему оно посвящено вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
О каком времени года идет речь?
Дети. О весне.
Воспитатель. Правильно, о весне. После холодной зимы пришла к нам снова весна. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Давайте их послушаем! (Фонограмма).
Воспитатель. Что вы услышали? Чьи голоса были слышны?
Дети. Мы услышали голоса птиц.
Воспитатель. Когда так поют птицы?
Дети. Весной, когда прилетают.
Воспитатель. А я еще услышала чьи-то шаги. Ой, посмотрите, кто-то к нам идет!
Входит девочка (Настенька).
Воспитатель. Дети, посмотрите, это какая-то девочка! Здравствуй, девочка, как тебя зовут? Что ты делаешь в лесу?
Настенька. Здравствуйте! Меня зовут Настенька. Я пришла погулять в лес и услышала много-много птичьих голосов. А зимой в лесу было очень тихо. Может быть, вы мне скажете, почему все изменилось?
Воспитатель. Конечно, Настенька, мы с удовольствием тебе об этом расскажем! Дети, скажите, почему в лесу весной слышно так много птичьих голосов?
Дети. Потому что многие птицы весной вернулись домой.
Воспитатель. Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края и возвращаются к нам весной?
Дети. Перелетные птицы.
Воспитатель. Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель. Посмотрите внимательно на этих птиц (на мольберте прикреплены изображения перелетных и зимующих птиц). Все ли из них перелетные?
Ответы детей
Воспитатель. (имя ребенка), подойди пожалуйста к мольберту и покажи нам любую перелетную птицу. Как называется эта птица?
Воспитатель вызывает несколько детей. Ребенок выбирает картинку с изображением любой перелетной птицы, показывает и называет ее. .
Воспитатель. А сейчас проверим, знаете ли вы, чем питаются птицы. (Имя ребенка), подойди пожалуйста к мольберту, покажи и назови, чем питаются птицы.
На мольберте прикреплены картинки с изображениями насекомых и продуктов питания. Воспитатель вызывает несколько детей. Ребенок выбирает картинку, называет, что изображено.
Воспитатель: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. И Настенька познакомилась с некоторыми перелетными птицами.
Воспитатель. Весной птицы вьют гнезда, а для некоторых птиц люди сами строят домики. Для каких птиц люди строят домики? Как эти домики называются?
Ответы детей
Настенька. Я бы тоже хотела построить такой домик, только я не знаю, как это сделать.
Воспитатель. А мы сейчас тебе покажем!
Дети исполняют танец "Веселые строители" (слова и музыка Г.Ф.Вихаревой) под фонограмму.
Воспитатель. Посмотри, Настенька, какой красивый скворечник построили дети! (показывает скворечник)
Настенька. Спасибо, теперь я обязательно построю такой же красивый скворечник!
Воспитатель: А сейчас я хочу познакомить вас, дети, и тебя, Настенька, с еще одной перелетной птицей - ласточкой.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ласточки бывают разные: городские (слайд 1), деревенские (слайд 2) и ласточки-береговушки (слайд 3).
Ласточки живут рядом с людьми и где есть открытые пространства в виде полей, лугов (слайд 4). Большую часть времени ласточки проводят в воздухе, беспрерывно летая в погоне за добычей. Их рот в полёте широко раскрыт, и поэтому в него попадают мухи, комары, мошки и другие насекомые (слайд 5). Перед дождём эти птички летают низко над землёй (слайд 6). Большинство птиц строит гнезда из веток, прутьев. Ласточки городские и деревенские строят гнезда из земли и глины, прикрепляя их к стенам зданий (слайды 7, 8). Ласточки-береговушки роют норки для гнезд на высоких обрывистых берегах рек (слайд 9). Для этого они используют клюв, а лапками выбрасывают землю наружу.
Послушайте, какое красивое стихотворение посвятил ласточке великий русский поэт А.С.Пушкин.
Воспитатель декламирует стихотворение А.С.Пушкина "Сельская песня".
Настенька. А я видела таких птиц, только не знала, как они называются.
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
Дети. Они приносят пользу.
Воспитатель. Какую пользу приносят нам птицы?
Дети. Птицы едят вредных жуков, гусениц, мошек, мух (насекомых). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.
Воспитатель. Что может случиться, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети. Может случиться беда. Некому будет защищать сады и леса от вредных насекомых. Мы никогда не услышим их красивых песен и т.д.
Воспитатель. Чем мы можем помочь птицам? Что надо делать, чтобы они с радостью возвращались к нам?
Дети. Надо строить для птиц домики. Нельзя разорять их гнезда, бросать в них камни.
Воспитатель. А кого боятся птицы?
Дети. Кошку.
Воспитатель. Давайте поиграем в подвижную игру "Птички и кот".
Проводится подвижная игра "Птички и кот".
Воспитатель. С давних времен люди ждали прилета птиц, а вместе с ними и приход весны. Для детей пекли печенье в виде птиц. Дети бежали с печеньем на улицу, громко звали птиц, а затем печенье съедали. Я тоже приготовила для вас такое угощенье. Это печенье мы съедим позже в группе.
Воспитатель показывает детям корзинку с печеньем.
Воспитатель. Дети, скажите, о чем сегодня мы беседовали на занятии? О какой новой перелетной птице вы узнали?
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы! Вы все сегодня хорошо занимались.
А сейчас давайте встанем все в хоровод и споем песню о весне и перелетных птицах.
Дети исполняют хоровод "Ой, бежит ручьем вода..."(украинская народная песня, русский перевод Н.Френкель) и под музыку выходят из зала .
Источники.
1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstvenoi-dejatelnosti-v-srednei-grupe-po-teme-pereletnye-pticy-112187.html
2. Наглядно-дидактическое пособие "Мир в картинках. Птицы средней полосы". - М.: Мозаика-Синтез, 2012
3. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о птицах". - М.: Мозаика-Синтез, 2012
4. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о насекомых". - М.: Мозаика-Синтез, 2012
5. "Познавательное и речевое развитие. Продукты питания. 16 демонстрационных картинок с текстом". - М.: ТЦ "Сфера", 2014