Урок ИЗО «Изображение предметного мира – натюрморт». 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.

Задачи:

  • учить анализировать форму сложных предметов;
  • учить видеть целое раньше его частей, соотносить целое и его части;
  • обучать основам композиции и правилами построения натюрморта;
  • развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;развивать речь ,умение общаться;
  • знакомить с картинами великих художников;
  • воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

Здоровьесберегающая цель: создавать на уроке условия, способствующие сохранению физического и психического здоровья учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: картон; педагогический рисунок; рисунки-схемы; тренажёр для глаз; репродукции натюрмортов ; ТСО; ,учебник. 111 цветная бумага клей ножницы.

Слова на доске:натюрморт, композиция.

Художники: Караваджо, Стожаров, Петров-Водкин, Шарден, Сезан, Матисс.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Беседа по презентации «Изображаем натюрморт» (Приложение 1)

Учитель: Внимательно посмотрите на эти репродукции картин (Приложение 2) и скажите, что общего в них?

  • Караваджо «Корзина с фруктами » (1)
  • Стожаров «Натюрморт с яблоками» (2)
  • Петров-Водкин «Розовый натюрморт» (3)

Дети: На них изображены предметы, фрукты, овощи, цветы.

– Картины на которых изображены предметы быта, овощи, фрукты, цветы называются натюрмортами. Прочитаем определение, которое дает нам БЭС:

НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. – мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т.д.). (Большой Энциклопедический словарь)

Учитель: Посмотрите на натюрморт с хлебом художника Стожарова (4) какие предметы обихода вы видите? (Дети отвечают)
Учитель: А на картине Сезана «Натюрморт с выдвинутым ящиком» (5)?
– Вот еще один натюрморт великого художника Матисса (6). Что он изобразил на своей картине?

НАТЮРМОРТ

На доске схема рисуется или прикрепляется

Фрукты,овощи
Цветы
Предметы,сделанные людьми

– Итак, что же можно изображать в натюрмортах?

Дети читают схемы.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. Художник, изображая натюрморт, тщательно продумывает его композицию.

Композиция – законы расположения предметов

(прикрепляется слово)

Каждый натюрморт имеет определенную тему.

Имеет определенную тему.

Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу.

Интересно смотрятся натюрморты в которых предметы тематически подобраны и родственные по своему практическому значению Рассмотрим натюрморт с атрибутами искусств Шардена (7)
Что изобразил художник на столе? Какие предметы использует художник в своей работе?
Императрица Екатерина II заказала Шардену исполнить десюдепорт (наддверное живописное панно) для конференц-зала Академии художеств в Санкт-Петербурге. Картина изображает стол художника, на котором разбросаны вещи – атрибуты искусства. В центре композиции – статуэтка бога Меркурия работы Жана-Батиста Пигаля, она символизирует скульптуру. Искусство живописи представлено палитрой и ящиком для красок, архитектура – свитками чертежей и готовальней. Орденский крест, монеты и медали – это награды, которых художник удостоился в результате своего творчества. Все предметы Шарден писал исключительно с натуры, фигурка Меркурия реально принадлежала ему, как и кувшин, который можно обнаружить и на других полотнах. Книги, вероятно, – тоже автора, их присутствие в натюрморте как бы намекает, что художник должен быть образованным человеком.
Предметы в натюрморте не просто разбросаны или хаотично лежат как попало.

Должен быть центр – крупный или яркий предмет.

Лист можно положить горизонтально или вертикально.

Найдем центр в просмотренных нами натюрмортах.
Предметы в натюрмортах можно вписать в любую геометрическую фигуру. (8)
Например, «Натюрморт с омарами» Байерена вписывается в овальную фигуру. (9)
А другой натюрморт Шардена вписался в прямоугольник. (10)
«Натюрморт фарфоровым кувшином» Шардена (10) вписался в треугольник.

Предметы вписываются в любую геометрическую фигуру: круг, овал, прямоугольник, треугольник.

Некоторые картины написаны так, что можно мысленно продолжить ее и увести ее за рамки плоскости. На натюрморте Коровина «На пляже»(11) мы видим кувшин с розами тарелку с вишнями ,но наш взор не ограничивается столом, на котором они стоят ,мы видим и море и скалы и корабль,плывущий вдалеке. А вместе с ними ощущается летнее жаркое солнце
Предметы в натюрморте могут располагаться симметрично по отношению к центральной оси(12) ,а могут и ассиметрично –когда левая и правая половины картины неуравновешаны.(13)
В натюрморте важно, чтобы предметы не были разобщены, но и не загораживали друг друга.
Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

Тяжелые крупные предметы сзади, легкие мелкие – спереди передний план открыт.

3. Физкультминутка (Приложение 4)

4. Актуализация знаний

Рассмотрите натюрморты (Приложение 3 а, б, в, г)

1) Определите центр картины
2) На какой из картин лучше расположены предметы?
3) В какую фигуру вписываются предметы на рисунке а)?

5. Практическая работа

Взять листы цветной бумаги. Сложить пополам, вырезать из них вазы, кувшины, фрукты и т.п. Расположить так, чтобы предметы были расположены по-разному.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

6. Итог урока. Выставка работ

Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Дети. Над натюрмортом.
Учитель. Что представляет собой эта картина?
Дети. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.
Учитель. Расскажите о своих натюрмортах.

Учитель. Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть.