Праздник детского журнала «Мурзилка»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с детским журналом “Мурзилка”, с историей его создания, познакомить с разделами журнала;
  • формировать читательский интерес у учащихся;
  • расширять кругозор через знакомство с детскими периодическими изданиями.

Ход праздника

Звучит песня. / “Песня о Мурзилке” Сл. С. Лежневой, муз. О. Юдахиной / Слайд 1.

Ведущий: Наша сегодня встреча посвящена юбилею старейшего детского журнала - “Мурзилка”. “Мурзилка” - литературно-познавательный популярный и любимый журнал, пользуется бесконечным доверием своих читателей.

Ученик:

Тебя читал с восторгом дед,
Читали мать с отцом,
Читаю я уж много лет,
Читает весь наш дом.
И даже братик мне сказал:
“Мурзилка”- это просто класс!
“Мурзилка”- мой журнал!

Ведущий: “Мурзилке”-90лет! Откуда пришёл к нам “Мурзилка”? Какова его история?

Ученик: Во второй половине 19 века в США на последних страницах журналов стали появляться серии рисунков-комиксы. Героями этих комиксов были маленькие лесные человечки. Придумал и нарисовал их художник Палмер Кокс. Слайд 2.

Ученик: Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Выглядел он совсем не так, как теперешний. К тому же популярность его и маленьких лесных человечков была настолько велика, что на базе популярного тогда журнала для маленьких “Задушевное слово” была выпущена в 1908 году газета царства малюток под названием “Журнал Мурзилки”.

Ведущий: В ней был опубликован стихотворный портрет Мурзилки-эльфа:  Слайд 3.

Ученик:

Стук, стук, стук в стекло... Отворил окошко,
Вижу – вдруг влетает очень странный гость.
Ростом с ноготочек, юркий тонконожка
И в своей ручонке крепко держит трость...
Был тот гость во фраке с фалдами-концами,
В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,
В сапогах изящных с длинными носками
И похож глазами был на стрекозу...

Ведущий: Однажды собрались детские писатели и решили выпускать журнал для детей. Они долго думали, как назвать журнал. Вспомнили маленьких лесных человечков и решили назвать журнал именем одного из человечков – Мурзилкой.

Ученик: Новый детский журнал “Мурзилка” вышел в свет в 1924 году. Только Мурзилкой звался весёлый беленький пёсик, который с мальчиком Петей и стал героем журнала. Слайд 4.

Ученик: В 1937 году в журнале поселился новый пушистый волшебный герой , жёлтенький как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо... Придумал этого, всем нам известного Мурзилку, художник Аминадав Моисеевич Каневский. Слайд 5.

Ученик: В дальнейшем с журналом сотрудничали разные художники и каждый из них по-своему видел весёлого, находчивого, любознательного, а иногда и озорного Мурзилку.

Слайд 6.

Ведущий: Журнал “Мурзилка” на своих страницах знакомит читателей с произведениями молодых детских писателей и поэтов. Отгадайте загадки и Вы узнаете имена некоторых детских поэтов, чей творческий путь начинался на страницах “Мурзилки”.

Ученик:

Кто не знал про дядю Стёпу
Из московских пареньков?
Написал про дядю Стёпу
Знаменитый ...

Зал хором: Михалков! Слайд 7.

Ученик:

Дедушка с внуком шагают пешком,
Ослик на дедушке едет верхом...
Стих, где на дедушке ехал ишак,
Нам презабавно поведал ...

Зал хором: Маршак! Слайд 8.

Ученик:

Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу –
Сообщила нам про то
Поэтесса А. ...

Зал хором: Барто! Слайд 9.

Ученик:

А про Муху-цокотуху,
Позолоченное брюхо,
И про подвиг комаровский
Сочинил Корней ...

Зал хором: Чуковский! Слайд 10.

Ведущий: Журнал дал путёвку в жизнь многим известным сейчас детским писателям и поэтам.

В далёком 1958 году в журнале было напечатано первое стихотворение известной сейчас детской поэтессы-Ирины Петровны Токмаковой. В этом году журнал поздравляет её с юбилеем- 85 летием. Слайд 11.

Ученики читают стихотворение Ирины Токмаковой “Котята": Слайд 12.

На свете есть котята-
Касьянка, Том и Плут.
И есть у них хозяйка,
Не помню, как зовут.
Она котятам варит
Какао и компот
И дарит им игрушки
На каждый Новый год.
Котята ей находят
Пропавшие очки
И утром поливают
Укроп и кабачки.

Котят купить просили Слайд13.
Продукты на обед.
Они сходили в город
И принесли.... конфет.
Натёрли пол на кухне
Касьянка, Том и Плут,
Сказали: “Будет кухня –
Совсем замёрзший пруд”.
И весело катались
По кухне на коньках.
Хозяйка от испуга
Сказала только: “Ах!”

Котята за капустой Слайд14.
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
Весь день играли в жмурки
Котята и кроты.
А бедная хозяйка
Грустила у плиты.
Косили на опушке Слайд15.

Касьянка, Плут и Том.
Нашли в траве щеглёнка
С оторванным хвостом.
Они снесли больного
К щеглихе-маме в лес
И сделали припарки,
Примочки и компресс.

Ходили как-то к речке Слайд16.
Касьянка, Том и Плут –
Проверить, хорошо ли
В ней окуни живут.
Приходят, а у речки
Лежит старик судак
И до воды добраться
Не может сам никак.
Скорей беднягу в воду
Забросили они
И крикнули вдогонку:
“Смотри не утони!”

Сказала раз хозяйка: Слайд17.
“Схожу куплю букварь,
Неграмотный котёнок-
Невежа и дикарь”.
И в тот же вечер дружно
Уселись за столом
И выучили буквы
Касьянка, Плут и Том.
А после, взявши ручки
И три карандаша,
Такое сочинили
Послание мышам:
“Эй, мышки-шебуршиши,
Бегите из-под крыши,
Бегите из подвала,
Пока вам не попало”.
И подписались все потом:
“Касьянка, Плут и Том”.

Ведущий: В журнале очень много разнообразных рубрик. Одна из них “Изба-Читальня”. Здесь Вы можете познакомиться с новыми произведениями, как известных детских писателей, так и молодых начинающих писателей.

Вот один из рассказов молодого автора Александра Рохмистрова - “Ёжик”. Слайд18.

(Учащиеся показывают инсценировку рассказа.)

Александр РОХМИСТРОВ "Ёжик"

В тот день Вовка просто извертелся на уроке. Вера Ивановна наконец не выдержала и велела ему дать дневник. Вова встал и негромко пролепетал:

– Кажется, я его дома забыл.

– А ты неси портфель, мы вместе поищем, – отреагировала на хитрость учительница.

– Не могу, – покраснел Вовка.

– Чего так? – спросила Вера Ивановна, а класс откликнулся дружным хихиканьем.

– У меня там ёжик, – ответил Вова и осторожно выставил портфель на парту.

Такой отговорки учительнице слышать ещё не доводилось. И она, подойдя к парте, заглянула в портфель.

– Действительно, ёжик, – изумилась Вера Ивановна. – Как он там оказался?

– Мы с братом в выходные его на даче поймали, – шмыгнул носом Вовка. – А утром он, наверное, запах яблока учуял, которое мне мама в портфель положила, ну и забрался внутрь.

– А ты, как обычно, в школу опаздывал и в портфель заглянуть не успел. Так? – Вера Ивановна немного поразмыслила и решила: – Пойдём в кабинет зоологии. Там старшие ребята настоящую лесную полянку соорудили. И домик имеется. Аккурат для твоего ёжика сгодится.

Вскоре кабинет зоологии наполнился восторженными голосами ребят. Немного напуганный ёжик поспешил укрыться в домике. Преподавателю зоологии стоило больших трудов рассадить учеников за парты. И вот, когда класс наконец угомонился, учитель зоологии попросил Веру Ивановну поставить Вовке хорошую отметку. Как поощрение.

– Я бы поставила, – хитро улыбнулась учительница. – Только вот дневник у него дома остался.

– Я в парте поищу, – бесхитростно пообещал Вовка. – Кажется, ёжик его туда затащил.

Ведущий: Есть в журнале рубрика - Галерея искусств Мурзилки.

На страницах этой рубрики журнал знакомит читателей с творчеством великих и известных художников.

Ученик: Елена Дмитриевна ПОЛЕНОВА (1850 – 1898) Слайд19.

Елена Поленова жила в конце XIX века, в ту эпоху, которую часто называют “серебряным веком” русского искусства. Поленова была мастером акварели и замечательным иллюстратором детских книг. Она родилась в семье, где все занимались искусством или наукой. Её отец был учёным – историком и археологом, мать – художницей, а старший брат Василий Поленов стал знаменитым живописцем.

Ученик: Елена любила русскую природу и часто изображала её в своих акварелях. Например, в “Зимнем пейзаже”, где на белой бумаге искусно изображён белый снег, в котором утопают маленькие пушистые ёлочки. Слайд 20.

Ученик: И даже когда Поленова создаёт иллюстрацию к сказке, пейзаж часто играет в её картинках главную роль. Например, русская народная сказка “Волк и лиса”. Слайд21.

В этой сказке хитрая Лиса убедила Волка, что он сможет наловить рыбки в зимнем пруду, опустив хвост в прорубь. Пока глупый Волк сидел у проруби, Лиса убежала и позвала охотников, так что Волку пришлось удирать, оторвав себе примёрзший хвост. Но Поленова вовсе не стремится в подробностях пересказать этот смешной сюжет. В её иллюстрации одинокий Волк как будто любуется красотой морозного солнечного пейзажа, с яркими синими тенями на белом снегу, с розоватым лесом вдалеке.

Ученик: В картинке “Змей” деревья и растения превращаются в волшебные узоры, а в акварели “За тридевять земель” художница показывает красоту древнерусской архитектуры. Слайд22. Слайд23.

Ученик: Елена Поленова была одной из первых русских художниц, которая занималась рисунками специально для детей. За ней к детским сказкам обратились и многие другие художники.

Ведущий: Из рубрики “ Это интересно” можно узнать много удивительного об окружающей нас природе. Ведёт эту рубрику Юля Мамаева. В каждом номере она старается рассказать читателям о чём-то очень интересном и любопытном.

Ученик: Конфетное дерево Слайд 24.

Вот так сюрприз! Конфетное дерево существует!

Действительно, в природе есть дерево, плоды которого и по внешнему виду, и по вкусу похожи на карамельки. Точнее, не плоды, а плодоножки, которые прикрепляют их к стволу. Сами же плоды несъедобные, они маленькие и костянистые.

По-научному конфетное дерево называют Hovenia dulcis или Говения сладкая. Родом оно из Китая. Растёт ещё в Индии, Японии, Корее. Его можно встретить также в наиболее тёплых районах Кавказа, Средней Азии и Крыма.

У “конфеток” нежный кисло-сладкий вкус, одним он напоминает изюм, другие говорят, что он похож на леденцы барбариски. В урожайные годы дерево высотой 10–20 метров даёт до 30 килограммов таких “конфет”. Плодоножки можно есть прямо с дерева. Из них варят джемы и варенья, компоты, делают цукаты, соки. А ещё плодоножки содержат огромное количество полезных веществ, поэтому их применяют в медицине.

Ведущий: Красная книга Мурзилки расскажет об исчезающих редких видах животного и растительного мира.

Ученик: Виктор КОЛОГРИВ Манул Слайд 25.

С виду он – домашний пушистый кот с длинным хвостом и небольшими баками на толстых щеках, как у модника. Только вот взгляд у него больно настороженный. Того и гляди, бросится наутёк. Но в неволе он, видимо, привык к людям. Сидит, не шелохнётся. Не урчит и не фыркает, как на воле, когда его потревожат.

Живёт манул на Алтае и в Забайкалье. Селится в покинутых норах сурков, лисиц, барсуков на каменистых нагорьях и склонах, где нет леса, чтобы местность вокруг хорошо просматривалась. Когда незваный гость появится, можно живо от него спрятаться. Да не всегда манулу удаётся нежеланной встречи избежать. То филин, то собака его схватят, то браконьер подстрелит.

С каждым годом манулов становится меньше на Сибирской земле. Охотоведы-биологи насчитали их всего около трёх тысяч.

Манул, как и все кошки, искусный и терпеливый охотник. Его добычей становятся суслики, мышевидные грызуны, птицы и крупные насекомые. Этой добычей он делится со своим потомством, которое появляется в начале лета. В семье манулов рождается до семи котят. Первое время мать кормит их молоком, а потом они переходят на мясо и сами становятся охотниками.

Ведущий: Есть у “ Мурзилки” и своё Детективное агентство. В этой рубрике Вы узнаете о происхожение многих слов. Слайд 26. Ученик: Как появилось слово Пальто

Слово это является заимствованием из французского. Пришло к нам лишь в XIX веке (до этого был капот). Интересно, что вначале слово пальто употребляли в мужском роде – “мой пальто” и означало оно совсем не“пальто” в нашем нынешнем понимании, а “сюртук”,“домашнюю одежду” (ну как бы “халат”). Не запутались? На всякий случай: в современном русском языке пальто –“верхняя одежда”, употребляется только в среднем роде.

Ведущий: На страницах журнала можно поиграть в ИГРОДРОМЕ.

Ученик: Загадки с грядки Марина ДРУЖИНИНА Слайд 27.

В земле сидит крепышка эта,
Она оранжевого цвета,
С зелёным хвостиком над грядкой,
Всегда бывает сочной, сладкой.
Зал хором:  Морковка!

Какие странные повадки:
Его я вырастил на грядке,
А он глаза щипать мне стал,
Такого я не ожидал!
Зал хором: Лук! 

Что превращает щи в борщи?
Ответ на грядке поищи!
Зал хором:  Свёкла!

Ученик:

Поиграем! Елена РАННЕВА Слайд 28.

 Вместе с папой, вместе с мамой
Поиграем в анаграммы:
Лапоть стар, не моден лапоть,
И не знает он про то,
Что совсем нетрудно буквам
Превратить его в...

Зал хором: Пальто!

 Ученик:

Гриб в лесу глухом стоял,
Плавать в море он мечтал.
Пошутили буквы – вмиг
Появился в море ...

Зал хором: Бриг! Слайд 29.

 Ученик:

Буквы крикнули: “Лакей!
Ты пойдёшь играть в хоккей?
Ну и неумейка!
Не лакей, а...

Зал хором: Лейка! Слайд 30.

Ведущий: В этом, юбилейном для журнала году, “Мурзилка” стал лауреатом “Золотого медвежонка” и был удостоен внесения в “Зал славы” как журнал, ставший живой легендой отечественной периодики. Слайд 31.

Ученик:

Мурзилке – девяносто лет!
Вы спросите, а в чём секрет
Такого долголетья?
Он вам ответит: – Дети.

Ученик:

Всегда общаясь с детворой,
В отличной форме наш герой:
Взгляните – молод духом,
И шёрсткою, и пухом!

Ученик:

Он по стране – за годом год –
Бежит, плывёт, летает,
Стихи читает и поёт,
И в школах выступает.

Ученик:

В свои почтенные года
Унылым, скучным, серым
Пусть он не будет никогда...
И служит всем примером!

Зал хором исполняет песню о Мурзилке на слова С.Лежневой, муз. О.Юдахиной.