Урок проводится в форме игры: «Туристическое агенство», с использованием структур сингапурской системы: Модель Relly Robin (обучающая структура, в которой 2 участника поочередно обмениваются короткими ответами), Модель Timed-Pair-Share (обучающая структура, в которой участники команды делятся развёрнутыми ответами в течение определённого времени), Модель Mix-Pair-Share. (перемешай класс…обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу, смешиваются под музыку, двигаясь по кабинету, образуя пары, дают «пять», берутся в воздухе за руки и обмениваются ответами с партнёром), Модель Stir the class (перемешай класс… обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше информации к своему списку).
Формы организации учащихся: работа в парах, малых группах, коллективно-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, частично-поисковый, метод проектов.
Цели и задачи урока: продолжить формирование у учащихся умения давать комплексную характеристику страны; находить причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населения.
Оборудование: мультимедиа, интерактивная доска, атласы
ХОД УРОКА
Урок проводится в форме игры «Туристическое
агентство».
Страницы данной презентации оформлены для
уроков страноведческого типа. (Материалы
презентации спрашивайте у автора статьи. Прим.ред.)
Оргмомент
– После долгой, длинной зимы, хочется чего-то
теплого, яркого и необычного. Таким необычным
будет наше путешествие в Китай. (Слайд №1)
– Есть два разряда путешествий: один пускаться с
места вдаль, другой – сидеть себе на месте, назад
листая календарь.
Объяснение темы и цели урока
– Сегодня вы познакомитесь с удивительной
страной, узнаете, чем интересен Китай, узнаете о
населении Китая и его хозяйственной
деятельности. (Слайд №2, видеофрагмент)
Китай – страна древней культуры. Памятниками
материальной культуры китайского народа служат
буддийские храмы и пагоды, уникальные сооружения
как Великая Китайская стена длинной около 4 тыс.
км. Здесь были изобретены бумага, шёлк, фарфор,
компас, порох.
– Сейчас мы разгадаем кроссворд об изобретениях Китая. (Слайд №3, кроссворд)
- Взрывчатое вещество, изобретённое в Китае. (Порох)
- Прозрачное защитное покрытие. (Лак)
- Из этого состоят книги, тетради. (Бумага)
- Прибор, с помощью которого определяют стороны горизонта. (Компас)
- Философское учение, в переводе с китайского означает путь. (Дао)
- Из этого вещества изготавливают посуду. (Фарфор)
Слайд №4 (кроссворд с ответами)
Учащиеся приглашаются в туристическое агентство. В команде есть ландшафтоведы, гидрологи, климатологи, экономисты-географы. Ребята получают инструктивные карточки с заданиями.
Инструктивная карточка
Ландшафтоведы
Большую часть Китая занимают, ___________ и ___________.
Рельеф понижается к __________. Самые высокие
вершины мира расположены на территории Китая. На
границе с Непалом поднимается ___________, высота
которой составляет _______ м. К северу от Гималаев
лежит самое высокое нагорье мира – ___________. Своими
размерами выделяется ___________
_________ равнина.
Инструктивная карточка
Гидрологи
На западе Китай омывается __________, __________, ___________ морями, которые относятся к ___________ океану. По территории Китая протекают крупные реки: _________ и ___________.
Один ученик из группы отвечает по карточке.
I. Модель Relly Robin (обучающая структура, в которой 2 участника по очерёдно обмениваются короткими ответами)
1 вопрос: На каком материке и в какой его части
находится Китай?
2 вопрос: Какими морями омывается Китай?
3 вопрос: Какие горы, нагорья и равнины
расположены на территории Китая?
4 вопрос: Какие крупные реки протекают по
территории Китая?
– Поблагодарите друг друга.
Инструктивная карточка
Климатологи
В Восточном Китае особенно велика разница
между севером и югом. Осадков __________, выпадают
неравномерно. Лето ___________, зимние температуры на
севере и юге __________. К северу от нижнего течения
Янцзы средняя температура января ниже 0*С.
Главная особенность климата Западного Китая –
_______ __________.
Лето _________, а зима _________ и __________.
II. Модель Timed-Pair-Share (обучающая структура, в которой участники команды делятся развёрнутыми ответами в течении определённого времени) Помните, что на высказывании у вас 15 секунд.
Партнёры А отвечают на вопрос: Климат Западного Китая _________, потому что _________.
Партнёры Б отвечают на вопрос: Климат Восточного Китая ________, потому что _________.
– Поблагодарите друг друга.
Инструктивная карточка
Демографы
Численность Китая ______млрд. чел. Китай называют «страной без братьев и сестёр» В стране проживает _____ различных народов, но главный среди них – ________. Большинство населения живёт в сельской местности (в нём занято _____ % жителей). В то же время в Китае много городов, в том числе крупных, причём городов-миллионеров значительно больше, чем в какой-либо стране. В Западном Китае живут главным образом тибетцы, уйгуры (близки к узбекам), монголы.
Инструктивная карточка
Хозяйственная оценка Китая
Велики залежи ________, ____________, но особенно выделяется страна месторождениями _____________. По запасам олова и вольфрама Китай занимает ______ место в мире. Месторождения многих руд сосредоточены преимущественно на _________ страны. Они связаны с разломами в земной коре и внедрением магмы по ним. В настоящее время Китай занимает ____ место в мире по выплавке _________, добыче _________.
Инструктивная карточка
Экономисты-географы по сельскому хозяйству (растениеводству)
На большей части Восточного Китая можно выращивать по _____, а крайнем юге – ___урожая в год. К северу от Янцзы сеют _________. На северо-востоке выращивают сою, а также _______ – вид проса, зерно которого идёт в пищу. Главное культурное растение _______. Большие площади в Бассейне Хуанхэ и Янцзы отведены под _________. На влажном и жарком юге, близ тропика, появляются плантации ________ _________, рощи ________ и __________ деревьев. Китай – родина _________. Чайный куст хорошо растёт на склонах холмов в условиях __________ климата.
Инструктивная карточка
Экономисты-географы по сельскому хозяйству (животноводству).
Главное занятие населения – _________ скотоводство. Стада коз, ________, _____, _________ передвигаются от одного пастбища к другому. В Тибете разводят _________, хорошо приспособленных к суровым условиям высоких гор. Встречаются редкие оазисы.
III. Модель Mix-Pair-Share. (перемешай класс…обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу, смешиваются под музыку, двигаясь по кабинету, образуя пары, дают «пять», берутся в воздухе за руки и обмениваются ответами с партнёром)
– Поблагодарите друг друга.
Вопросы на экране
Вопрос: По каким признакам выделяют Западный и
Восточный Китай?
Вопрос: Почему в Восточном Китае выпадает
большое количество осадков?
Вопрос: Почему хозяйственная деятельность
населения Западного и Восточного Китая
неодинаковы?
IV. Модель Stir the class (перемешай класс… обучающая структура, в которой учащиеся передвигаются по классу для того чтобы добавить как можно больше информации к своему списку)
V. Модель Raft (более структурированный вариант организации проектной работы)
Выполнить рекламный буклет туристического
агентства с предложением посетить Китай. При
этом необходимо дать название туристического
агентства, придумать слоган о Китае, наклеивают
картинки о Китае, заранее приготовленные.
Каждая команда выступает перед классом.
Слоганы
- Удивительный Китай. Путешествие в прошлое и будущее. Китай, дороги, которые помнят!
- Хватит работать! Пора отдыхать! Отдых – наша работа! Позволь себе эксклюзивный отдых!
- Зачем искать лучше? Путешествуйте свободно и легко!
- Всё меняется от перемены мест! Как прекрасен этот мир – посмотри!
- Китай – круговорот ярких впечатлений!
- Улыбайтесь! Вы в Китае… Китай оставляет след!
- Достопримечательности Китая: Что? Где? Когда?
Подведение итогов. Билетик на выход.
Перед тем, как закончить урок, ответьте на
вопросы:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что интересного вам запомнилось?
– Куда бы вы хотели отправиться на экскурсию?
– Ребята! На ваших столах лежат смайлики, оставьте на них свои впечатления об уроке! Всем спасибо!