Урок окружающего мира на тему «Кожа человека. Значение и строение кожи». 4-й класс, УМК «Школа XXI века»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (841 кБ)


Цели урока: познакомить учащихся со свойствами кожи и её строением, рассказать о её значении для организма и необходимости ухода за кожей.

Оборудование: учебник “Окружающий мир 4 класс” Н.В.Виноградова, тетрадь “Рабочая тетрадь “Окружающий мир №1”, презентация “Кожа человека. Значение и строение кожи”

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Практическая работа
  5. Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс, 1 часть ” с.30 - 33 и таблицей “Строение кожи”
  6. Физ. минутка
  7. Беседа о правилах ухода за кожей
  8. Физ. минутка
  9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36 (работа в парах)
  10. Итог урока
  11. Домашнее задание

Ход урока

Организационный момент

- Тема сегодняшнего урока очень важная для каждого из нас.

Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке:

Мы в нее зимой и летом 
С головы до ног одеты, 
Даже на ночь снять не можем, 
Потому что это...

(ответ: кожа)

2. Повторение пройденного

- На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

- Итак, сколько у человека органов чувств?

- Перечислите их.

- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

- Расскажите о том, как беречь зрение.

- Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

- Когда обоняние может ухудшиться?

- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

- Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?

(выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2, 3)

- Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.

- Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  • Какая у нас кожа?
  • Зачем человеку кожа?
  • Как человек заботится о своей коже?

4. Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

- Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

- Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

А) “Какая у нас кожа?”

- Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

- Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

- Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

- Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?

(выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже - руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Б) “Зачем человеку кожа?”

- Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

- Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.

Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс” с.30-33 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. слайд “Строение кожи”)

- Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?

(в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

- Зачем человеку волосы на голове и теле? выслушиваются ответы детей)

- На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

(выслушиваются ответы детей)

- Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

- По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

- Зачем и когда человек потеет?

(выслушиваются ответы детей)

- Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек  выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!

- Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? (выслушиваются

ответы детей)

- Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.

Критической температурой тела считается 42°и 25°

- Какое значение имеет для организма наша кожа? (выслушиваются ответы детей делается вывод)

  • Защищает внутренние органы от повреждения
  • Не пропускает в организм микробы
  • Не пропускает в организм воду
  • Удаляет с потом вредные вещества
  • Защищает организм от жары и холода
  • Дышит

Физкультминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! (Т. Виеру) (дети имитируют движение)

Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

- Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте:

1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, ... называется (полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было... (мыло)

3.

Ею руки, ноги, спину трут и ... зовут (мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,

4.

Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу - и озеро
Сразу обмелеет. (ванна)

5.

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? (расческа)

6. Костяная спинка, на брюшке щетинка (щетка)

7.

Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран - барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну - обезьяна. (зеркало)

- Как можно назвать эти предметы? (предметы личной гигиены)

- Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

(Рассказ учителем отрывка из мифа “Гигиена и Панацея”)

- У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово “гигиена” и выражение “панацея от всех бед”, то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

- Что появляется на грязной коже? (бактерии и микробы)

- Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.

- Почему нужно следить за чистотой кожи?

- Как следует сохранять кожу в чистоте?

- Какие повреждения кожи могут быть?

- ожог

- обморожение

- грязь в ране

- укусы насекомых

- мозоли

- ходьба босиком

- грибковые заболевания ног

- грязная одежда

- неосторожность при работе с режущими предметами

- Чем они опасны?

- Давайте сформулируем правила ухода за кожей. (выслушиваются ответы детей)

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
  • Надо регулярно подстригать ногти и волосы
  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
  • Нужно закаляться
  • Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики)
  • Заниматься спортом

8. Физкультминутка

- Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1. Массаж пальцев рук (круговыми движениями и движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук (“Моем руки”)

4. Массаж лба (погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч (пощипывание плеч от шеи вниз)

6. Массаж затылка и головы (указательными пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей (пощипывание уха сверху вниз)

9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36 (работа в парах)

10. Итог урока (слайд №19,20)

- Подведем итог урока: Игра “Выбери ответ”

- Кожа – это...

  1. Важный орган человека
  2. Скелет человека
  3. Наружный покров тела человека

- Какие функции выполняет кожа?

  1. Защищает от ран и грязи
  2. Переваривает пищу
  3. Дышит
  4. Выделяет пот
  5. Очищает кровь

- Через что выделяется жир и пот в организме человека?

  1. Через поры кожи
  2. Через легкие
  3. Через кишечник

- Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

  1. делает кожу мягкой и упругой
  2. делает кожу крепкой и сильной
  3. делает кожу ловкой и стройной

- В жизни много интересного:

- Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.

  • Что вам сегодня понравилось?
  • Что нового узнали?
  • Что интересного расскажите родителям сегодня? (выслушиваются ответы детей)

11. Домашнее задание: учебник с. 30-33 прочитать, подготовить рассказ на тему: "Значение кожи для организма", выполнить практическое задание в рабочей тетради.