Цели урока: познакомить учащихся со свойствами кожи и её строением, рассказать о её значении для организма и необходимости ухода за кожей.
Оборудование: учебник “Окружающий мир 4 класс” Н.В.Виноградова, тетрадь “Рабочая тетрадь “Окружающий мир №1”, презентация “Кожа человека. Значение и строение кожи”
Структура урока:
- Организационный момент
- Повторение пройденного
- Сообщение темы и целей урока
- Практическая работа
- Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс, 1 часть ” с.30 - 33 и таблицей “Строение кожи”
- Физ. минутка
- Беседа о правилах ухода за кожей
- Физ. минутка
- Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36 (работа в парах)
- Итог урока
- Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент
- Тема сегодняшнего урока очень важная для каждого из нас.
Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке:
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это...
(ответ: кожа)
2. Повторение пройденного
- На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.
- Итак, сколько у человека органов чувств?
- Перечислите их.
- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?
- Расскажите о том, как беречь зрение.
- Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
- Когда обоняние может ухудшиться?
- С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?
- Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?
(выслушиваются ответы детей)
3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2, 3)
- Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.
- Нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Какая у нас кожа?
- Зачем человеку кожа?
- Как человек заботится о своей коже?
4. Практическая работа. (слайд № 4,5,6)
- Кожа - это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.
- Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:
А) “Какая у нас кожа?”
- Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?
- Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?
- Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?
- Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?
(выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже - руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.
Б) “Зачем человеку кожа?”
- Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?
- Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.
Работа с учебником “Окружающий мир 4 класс” с.30-33 (слайд №7-11)
( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)
Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. слайд “Строение кожи”)
- Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?
(в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)
- Зачем человеку волосы на голове и теле? выслушиваются ответы детей)
- На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.
(выслушиваются ответы детей)
- Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.
Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.
- По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?
- Зачем и когда человек потеет?
(выслушиваются ответы детей)
- Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!
- Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? (выслушиваются
ответы детей)
- Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.
Критической температурой тела считается 42°и 25°
- Какое значение имеет для организма наша кожа? (выслушиваются ответы детей делается вывод)
- Защищает внутренние органы от повреждения
- Не пропускает в организм микробы
- Не пропускает в организм воду
- Удаляет с потом вредные вещества
- Защищает организм от жары и холода
- Дышит
Физкультминутка (слайд №12)
На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! (Т. Виеру) (дети имитируют движение)
Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)
- Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте:
1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, ... называется (полотенце)
2. Нужно, чтобы у каждого было... (мыло)
3.
Ею руки, ноги, спину трут и ... зовут (мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,
4.
Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу - и озеро
Сразу обмелеет. (ванна)
5.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? (расческа)
6. Костяная спинка, на брюшке щетинка (щетка)
7.
Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран - барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну - обезьяна. (зеркало)
- Как можно назвать эти предметы? (предметы личной гигиены)
- Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?
(Рассказ учителем отрывка из мифа “Гигиена и Панацея”)
- У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово “гигиена” и выражение “панацея от всех бед”, то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.
- Что появляется на грязной коже? (бактерии и микробы)
- Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.
- Почему нужно следить за чистотой кожи?
- Как следует сохранять кожу в чистоте?
- Какие повреждения кожи могут быть?
- ожог
- обморожение
- грязь в ране
- укусы насекомых
- мозоли
- ходьба босиком
- грибковые заболевания ног
- грязная одежда
- неосторожность при работе с режущими предметами
- Чем они опасны?
- Давайте сформулируем правила ухода за кожей. (выслушиваются ответы детей)
- Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
- Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
- Надо регулярно подстригать ногти и волосы
- Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
- Нужно закаляться
- Отказаться от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики)
- Заниматься спортом
8. Физкультминутка
- Очень полезен для кожи массаж.
Антистрессовый массаж:
1. Массаж пальцев рук (круговыми движениями и движениями свержу вниз)
2. Массаж запястьев круговыми движениями
3. Массаж рук (“Моем руки”)
4. Массаж лба (погладить лоб, щеки)
5. Массаж плеч (пощипывание плеч от шеи вниз)
6. Массаж затылка и головы (указательными пальцами массируем снизу вверх)
7. Массаж ушей (пощипывание уха сверху вниз)
9. Работа в тетради “Рабочая тетрадь №1” с.13, №36 (работа в парах)
10. Итог урока (слайд №19,20)
- Подведем итог урока: Игра “Выбери ответ”
- Кожа – это...
- Важный орган человека
- Скелет человека
- Наружный покров тела человека
- Какие функции выполняет кожа?
- Защищает от ран и грязи
- Переваривает пищу
- Дышит
- Выделяет пот
- Очищает кровь
- Через что выделяется жир и пот в организме человека?
- Через поры кожи
- Через легкие
- Через кишечник
- Какую роль играет жир, выделяемый кожей?
- делает кожу мягкой и упругой
- делает кожу крепкой и сильной
- делает кожу ловкой и стройной
- В жизни много интересного:
- Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.
Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.
- Что вам сегодня понравилось?
- Что нового узнали?
- Что интересного расскажите родителям сегодня? (выслушиваются ответы детей)
11. Домашнее задание: учебник с. 30-33 прочитать, подготовить рассказ на тему: "Значение кожи для организма", выполнить практическое задание в рабочей тетради.