Урок математики по теме "Состав числа 6. Установка на запоминание".1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу, направленную на усвоение обучающимися состава числа 6;
  • дать установку на запоминание состава числа 6.

Задачи:

  • повторить правильное написание цифры 6;
  • создать дидактические условия для непроизвольного запоминания состава числа 6;
  • продолжить формирование умения соотносить графическую и символическую, предметную и символическую модели.

Оборудование: распечатанные листы «Состав числа 6», «Изучить состав числа 6»,
изображение цифры 6 в клетке; квадратные листы по количеству
обучающихся, сделанные из листов размером А4; фломастеры красного,
зелёного и чёрного цветов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Закройте глаза и повторяйте негромко за мной: «Я – великий математик… Я люблю математику…А математика любит меня…Я помогу своему учителю провести хороший урок…А для этого я буду внимательно слушать и думать…» Откройте глаза. Девочки тихо садятся, мальчики тоже тихо садятся.

– Теперь повернитесь друг к другу и приложите ладошки к ладошкам соседа или соседки. Подарите, ребята, друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится и ещё что-то очень хорошее. Что подарили? (Радость, заботу, дружбу, здоровье и т. п.)

2. Устный счёт

– А над чем мы будем работать, вы узнаете, выполнив мои задания.
– Посчитайте хором от одного до шести, теперь все вместе от двух до шести, от трёх до шести, от четырёх до шести, от пяти до шести, от шести до одного, от шести до двух, от шести до трёх, от шести до четырёх, от шести до пяти обратно.
– Какое число стоит перед числом 7?
– Какое число стоит после числа 5?
– Назовите по порядку 6 дней недели. Шестой день недели?
– А сейчас посмотрите по сторонам, чего у нас в классе по 6?

3. Сообщение темы и цели урока

– Итак, над чем мы будем работать сегодня?
– Как будет звучать тема нашего урока?
– Давайте её прочитаем. (Состав числа 6)
– Что мы должны будем изучить? (Изучить состав числа 6)

4. Минутка чистописания.

– Какая цифра обозначает число 6 на письме? На уроке математики мы пишем цифры в тетрадях в клетку, а на какую геометрическую фигуру похожа клетка? (Квадрат)
– Возьмите квадратный лист на краю вашей парты. Теперь давайте сложим лист один раз пополам и второй раз, сколько маленьких квадратов вышло? (4: правый верхний – положите на него руку, левый верхний и т. д.)
– Посмотрите на вот это изображение цифры 6 и подумайте, в каком из квадратов нужно поставить первую точку, из которой начнём писать? (Чуть ниже верхнего правого угла, на правой стороне правой верхней клетки.)
– Куда будем двигаться дальше? (Вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, и ведём руку вниз. Закругляем линию, касаясь нижней стороны клетки и ведём руку вверх. Затем закругляем линию влево немного выше центра клетки)
– А теперь встаньте из–за парт, посмотрите на доску и обведите взглядом мою цифру шесть, обведите носом цифру шесть.
Возьмём в руку воображаемый карандаш и запишем в воздухе.
– Садитесь. Потрите свои руки друг об друга, как будто моете их с мылом. Потрите каждый пальчик. Положите карандаш между ладошками и покатайте его между ними.
– Ещё раз проверим, правильно ли мы сидим.
– Теперь вместе со мной в квадрате листа пишем цифру простым карандашом. Кто выполнил задание, покажет мне это, поставив руку на локоток.
– Отложите лист на край парты, он нам будет ещё нужен.
– А сейчас потренируемся писать цифру 6 в наших рабочих тетрадях, пропуская клеточку, как это показано в образце. Проверим правильность нашей позы, расположение тетради.
Тетрадь с наклоном положу
И ручку правильно держу
– Покажите кто готов. Самоконтроль по здоровью!
– Отложите тетради на край стола.

5. Работа над темой урока

Сегодня к нам снова прилетела наша старая знакомая.

Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая… (Сова).

– Кто это? (Сова, мудрая сова)
– Сова, ребята, обитает в нашем классе только днём, а ночью где она бывает? (Она работает в лесной школе и учит в ней маленьких совят.)
– Что у них случилось в прошлый раз. В чём она просила нас помочь, когда прилетала к нам прошлый раз? (Совята стали часто болеть и пропускать школу. Наверное, они плохо соблюдали правила здорового образа жизни.)
– Мы посоветовали повторить какие из них Сове с совятами? (Правильно питайся, занимайся спортом, соблюдай режим дня, соблюдай правила личной гигиены и т. п.).
– Дети, Сова последовала нашим советам, совята стали соблюдать режим, больше гулять на свежем воздухе, одеваться по погоде, правильно питаться, активно заниматься спортом. И теперь любого из их класса можно отправлять на соревнование, которые проходят в их школе очень-очень часто. Только важно, чтобы соблюдались 2 условия:

1) организатор соревнований просит, чтобы команда состояла всегда из 6 совят;
2) это должны быть и мальчики–совята и девочки-совята.

– Давайте поможем Сове, объясним ей, как можно по-разному сформировать команду. Представим, что это мы её ученики совята.
– Какое самое маленькое количество совят-девочек может быть в команде? (1) (Учитель просит встать одну девочку)
– А остальными участниками будут мальчики: Серёжа второй, Глеб третий, Егор четвёртый, Артём пятый, Матвей шестой. (Называемые учителем мальчики встают). Сколько всего мы добавили мальчиков? (5)

На доске появляется запись

– Садитесь.
– А может быть девочек больше? (Да) Сколько? (2) (Учитель просит встать следующие 2 девочки). Остальные мальчики: Даня третий, Витя четвёртый, Егор пятый, Дима шестой. Сколько добавили мальчиков? (4)

На доске появляется запись

– Садитесь.
– Сколько ещё больше можно взять девочек? (3) (Встают следующие названные учителем девочки). Добавляем мальчиков: Сева четвёртый, Тимофей пятый, Костя шестой) Сколько всего мы добавили мальчиков? (3)
На доске появляется запись

– Садитесь.
– Сколько ещё больше можно взять девочек? (4) (Встают следующие названные учителем девочки). Добавляем мальчиков: пятый, шестой. Сколько всего мы добавили мальчиков? (2)
На доске появляется запись

– Садитесь.
– А можно ещё больше взять девочек? (Да, 5) (Встают следующие названные учителем девочки). Сколько мальчиков добавим? (Одного – шестого).
На доске появляется запись

– Садитесь.
– А можно ещё больше взять девочек? (Нет, потому что должны быть и девочки и мальчики).
– Сова говорит вам, ребята спасибо, сегодня ночью она составит первую команду из своих учеников, ну, а мы давайте ещё раз повторим, как можно получить число 6. (Дети повторяют за учителем хором).

6 – это 1 и 5
6 – это 2 и 4
6 – это 3 и 3
6 – это 4 и 2
6 – это 5 и 1

По каждой записи можно составить верное равенство, их вы найдёте в учебнике на странице 87. Откройте данную страницу. Выберете равенство, которое подойдёт к первой записи. Запишем его в наши тетради и т. д.

6 – это 1 и 5, 1 + 5 = 6
6 – это 2 и 4, 2 + 4 = 6
6 – это 3 и 3, 3 + 3 = 6
6 – это 4 и 2, 4 + 2 = 6
6 – это 5 и 1, 5 + 1 = 6

– Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Говорим и делаем вместе. (Японская машинка: учитель произносит вместе с детьми, делая хлопок ладошками, шесть; кладут обе ладошки на бёдра и говорят: это; кладут правую руку на левое плечо и произносят один и …; кладут правую руку на левое плечо и говорят …пять и т. д.) Таким образом, ещё раз повторяется состав числа 6.
– Посмотрите, ребята, на пальцы моих рук. Какое равенство здесь зашифровано?
– Используя свои пальцы на правой и левой руке, зашифруйте какое-то из равенств, записанных в вашей тетради сегодня.
– Загадайте какое-то из этих равенств соседу по парте, а теперь повернитесь первые парты к вторым, а третьи к четвёртым и загадайте друг другу равенство на пальцах рук.
– А теперь используйте одну руку свою, а другую руку соседа или соседки и покажите первое равенство.
– Переместимся в печатную тетрадь на стр.49, задание №88.
– Вы видите его на нашей интерактивной доске. Давайте прочитаем первое равенство. (Первое слагаемое… Второе слагаемое… Сумма…) Повторим вместе…

Физкультминутка.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим и отдохнём,
А потом опять начнём.

– Выполним № 90

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

6. Итог урока

– Какую цель перед собой ставили в начале урока? Смогли её достичь?

7. Рефлексия

– Возьмите лист, на котором записали цифру карандашом, если вы поработали хорошо и урок показался вам интересным, обведите её красным фломастером. Если не всё получилось и урок не очень интересным был – зелёным, если ничего не получалось и урок был скучным – чёрным.
– Выйдите сюда те дети, у кого шестёрки красные, зелёные, чёрные. Те дети, которые что-то не поняли, подойдите ко мне за объяснением.