В пособии содержатся игровые упражнения, способствующие пополнению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи. Материал пособия поможет развить графические навыки, зрительное восприятие, внимание, память и мышление. Предназначено детям от 4 до 7 лет и разделено для удобства на альбомы по возрастам, группам дошкольных учреждений. Оно заинтересует родителей, логопедов и воспитателей массовых и логопедических групп дошкольных учреждений. Может быть использовано на коррекционно – развивающих занятиях по преодолению общего недоразвития речи и задержки психического развития.
Развитие речи ребенка – одна из наиболее важных проблем в дошкольном возрасте. Правильная, сформированная речь – одно из главных условий готовности к школьному обучению. Необходимость также формирования запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе, познавательных процессов привели к созданию этого пособия.
Работа с пособием позволяет:
- объединить наглядность и практические задания;
- осваивать детьми ознакомление с окружающим миром с помощью различных анализаторов (слухового, зрительного и двигательного);
- заинтересовать детей играми и упражнениями, позволяющими развивать словарный запас, формировать грамматический строй речи и связную речь;
- развить у детей восприятие, внимание, память и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию);
- формировать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию детей;
- влиять на стремление детей к конечному достижению цели, заинтересованность в результате своей деятельности, адекватно оценивать результат своей деятельности;
- оказать помощь педагогам и родителям в подборе материала к занятиям, в проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в каждой возрастной группе.
По этим альбомам дети под руководством
взрослых отвечают на вопросы, играют, составляют
рассказ, рисуют и т.п. Ответы детей уточняются
и закрепляются взрослыми.
Материал для ознакомления с окружающим миром и
развития речи разделен на 3 альбома в
соответствии с возрастом: 4-5 лет (Средняя
группа), 5-6 лет (Старшая группа), 6-7 лет
(Подготовительная группа), а внутри альбомов
– группируется по лексическим темам («Игрушки»,
«Овощи», «Посуда» и т.д.). В каждой теме решается
задача подготовка руки ребенка к письму в
соответствии с возрастными возможностями,
которая включает в себя развитие мелкой
моторики, изобразительно – графический навыков,
зрительно – моторной координации.
Во вкладышах к каждому альбому представлены
цветные предметные картинки по каждой теме для
игр по развитию психических процессов: внимания,
памяти и мышления.
Постепенное усложнение материала, разделенного
по возрастам и лексическим темам, позволит
последовательно решать основное назначение
данного пособия: сформировать навыки речевой
активности детей, обогащение, уточнение и
активизация словаря, формирование
грамматического строя речи и связной речи.
К каждой теме даются черно/белые иллюстрации,
речевые игры, игры по развитию внимания,
памяти и мышления, задания по формированию
графо – моторных навыков.
Альбом: 4-5 лет (Средняя группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- изменение существительных в уменьшительно – ласкательной форме (игра «Назови ласково»);
- изменение существительных единственного числа в родительном падеже (игра «Прятки»);
- изменение существительных по числам (игры «Один – много», «Много – один»);
- согласование существительных с прилагательными (игра «Какой, какая»);
- согласование существительных с местоимениями (игра «Жадина»);
- согласование существительных с числительными до 5 (игра «Посчитай»);
- образование звукоподражательных глаголов (игра «Как подают голос?».
Игры по развитию связной речи:
- обучение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», падежные вопросы (игра «Ответь на вопросы»);
- составление предложения по картинке, опорным словам (игра «Придумай предложение»);
- называние действия предмета, признака предмета (свойства, качества, действия) (игра «Что делает, какой?»);
- добавление слова к предложению (игра «Добавь слово»).
Игры по развитию психических процессов:
- развитие внимания и памяти (игра «Что изменилось?»);
- развитие мышления – конкретизация и обобщение понятий (игра «Найди пару», «Выбери картинки»).
Игры по развитию графо-моторных навыков, мелкой моторики:
- раскрашивание, не выходя за контур;
- обводка по контуру с помощью кальки, по прерывистому контуру;
- проведение линий (прямых, волнистых, ломаных, прерывистых, закругленных);
- рисование, дорисовка (точки, круги по образцу и т.п.);
- работа с пластилином, линейками, бумагой, с мелкими деталями (крупами и т.п.), нанизывание и др.
Альбом 5-6 лет (Старшая группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- образование относительных прилагательных (игра «Какой, какая?»);
- образование прилагательного от существительного (игра «Из чего?»);
- образование прилагательных от глаголов (игра «Скажи как я»);
- образование глаголов от существительных (игра «Скажи как я»);
- изменение существительных во множественном падеже родительного падежа (игра «Прятки»);
- изменение существительных с суффиксами –ищ, -ит (игра «Измени слово»);
- согласование существительных с числительными до 10 и обратно (игра «Посчитай»);
- изменение существительных по падежам (игра «Добавь слово»);
- формирование антонимов (игра «Наоборотка»).
По развитию связной речи:
- составление описания и сравнения по признакам (игра «Опиши», «Угадай по описанию»);
- установление последовательности (игра «Что дальше?»);
- составление рассказа по последовательным картинкам (игра «Расскажи по порядку»).
По развитию психических процессов:
- развитие зрительного внимания и памяти (игра «Парочки»);
- развитие мышления (игра «4 лишний»).
По развитию графо-моторных навыков, мелкой моторики:
- штриховка в разном направлении, разными линиями;
- рисование, дорисовка;
- раскрашивание по номерам, по образцу;
- работа в клетках по образцу, инструкции (игра «Нарисуй по образцу», «Продолжи дальше», «Прогулка в лес»).
Альбом 6-7 лет (Подготовительная группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- образование приставочных глаголов (игра «Измени действие»);
- образование притяжательных прилагательных (игра «Чья, чей?»);
- согласование существительных и прилагательных с числительными (игра «Посчитай»);
- согласование слов в предложении с предлогами (игра «Где, куда?»);
- спряжение глаголов с местоимениями (игра «Я, ты»);
- сложносоставные слова (игра «Скажи одним словом»);
- формирование антонимов (игра «Наоборотка»).
По развитию связной речи:
- сравнение предметных, сюжетных картинок, предметов (игра «Чем отличаются, что общего?»);
- составление рассказов (игра «Расскажи по картинке»);
- пересказы (игра «Расскажи сначала»);
- определение слов (игра «Что такое?»);
- установление причинно – следственных связей (игра «Почему?»).
По развитию психических процессов:
- развитие внимания и памяти (игра «Повтори цепочку слов», «Положи картинки по порядку»);
- развитие мышления – классификация (игра «Разложи картинки по группам»).
По развитию графо-моторных навыков, мелкой моторики:
- обводка, не отрывая руки;
- дорисовка по образцу, зеркально;
- дорисовка по образцу, зеркально по клеткам;
- графический диктант;
- расстановка точек в соответствии с образцом;
- копирование фигур и узоров по точкам;
- копирование по клеткам узоров и фигур.
Занимательная форма предложенных заданий и игр
способствует повышению познавательной
активности детей, созданию комфортного
эмоционального фона в совместной деятельности
со взрослым, и, в первую очередь, с родителями.
Родители заметят, что совместные занятия с
ребенком улучшают взаимоотношения в семье,
устанавливаются доверительные отношения между
ребенком и родителями, родители начнут лучше
понимать своего ребенка, причины его
затруднений, и обучающе- развивающие
занятия с ребенком будут эффективными.
Все задания, игры, предлагаемые в альбомах для
выполнения ребенком, подобраны по возрасту,
создают положительный эмоциональный фон, при
котором дети успешно усваивают учебный материал.
Обучение, по мнению Выготского, не может
осуществляться без реальной деятельности самого
ребенка, поэтому практические задания являются
главными в этом пособии.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в
помощь логопедам и родителям для преодоления
лексико –грамматического недоразвития речи у
дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
год.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь
логопедических заданий. Старшая группа. –М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010.–144 с.
3. Гаврина С. В., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г.,
Щербинина С. В. Тетради для самостоятельных
занятий детей 5–7 лет без помощи взрослых. – М.
«Астрель»,2007г.
4. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5–6 лет»
Конспекты занятий и сюжетные картины. – М.:
.Издательство «Гном и Д.», 2009 год.
5. Граб «Развиваем графические навыки» – М.:
«Гном и Д», 2007 год.
6. Киселева Г.А. Книжка-учишка Альбом игровых
упражнений для развития речи и графических
навыков у детей 4-6 лет. Выпуск 2. –М.:
Издательство «Книголюб», 2002 год.
7. Колесникова Е.В. 500 игр для
коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет.
– Изд.2-е, переработанное. – М.: Издательство
"Ювента", 2004. – 160 с.: ил.
8. Подрезова И.А. Система работы по развитию
графических навыков у детей 5-7 лет с
нарушениями речи. Рабочая тетрадь и альбом
упражнений. –М.: «Гном и Д.», 2009 год.
9. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми.
Издательство: «Владос», 1994 г.
10. Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в
детском саду. Занятия с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет. 2
издание. – М.: «Мозаика – Синтез», 2009 год.
11. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние
задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4, 2
издание. – М.: «Гном и Д.», 2007 год.
12. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений
для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы
письма и рисования – М.: «АСТ-АСТРЕЛЬ», 2005 год.
ОВОЩИ (Средняя группа)
Назови одним слово, что нарисовано. Назови
овощи. Какие ты ещё знаешь овощи? Обведи по
контуру.
Раскрась овощи в свои цвета (красным, оранжевым,
зелёным).
Назови геометрические формы, соедини линией
овощи с подходящей геометрической формой.
Раскрась их таким же цветом что и овощ.
Опиши овощи (цвет, форма, размер), придумай
предложение.
Поиграйте в игры:
«Один – много»
«Назови ласково»
«Жадина»
«Прятки»
«Какой, какая, какое»
«Что пропало?», «Найди пару», «Назови одним
словом» (картинки в приложении).
Из зеленого пластилина слепи огурец (колбаску), стеком разрежь его пополам или на ломтики.
ДОМ И ЕГО ЧАСТИ (Подготовительная группа)
Сколько этажей в доме на картинке? (два) Какой
дом? (двухэтажный)
Назови свой адрес, подъезд, этаж. Сколько этажей в
твоем доме? Подъездов?
Срисовать по клеткам дом «Строим дом по порядку»:
фундамент, стены, крыша, дверь, окна, труба.
Дорисовать вторую половину дома зеркально.
Сравни дома вверху и внизу.
Расскажи сказку «Теремок».
Игры: «Посчитай до 10»: ветхий дом, белое
окно, черепичная крыша, деревянное крыльцо,
кирпичная труба, нижний этаж.
«Где, куда?»: нарисуй слева от нижнего дома
дерево, справа цветок, перед домом травку, над
цветком солнышко, над деревом облако, между
деревом и домом гриб. Расскажи что где находится.
«Я, ты…»: строить розовый игрушечный дом,
жить в кирпичном пятиэтажном доме, красить
деревянный новый дом.
«Наоборотка»: высокий, широкий, новый,
одноэтажный, верхний, последний, открывать,
выключать, строить, приходить, стоять, работать,
слева, вверху, потолок, война, дружба, вода.
«Повтори цепочку слов»: лестница – окно –
крыша – лифт – подъезд (и обратно).
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первый опыт общения. Здесь же возникают чувства доверия к близким людям, к окружающему миру, и уже на этой почве формируются познавательная и речевая активность.
Включать семью в образовательный процесс необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии ребенка, а также, у них появляется возможность адекватно оценить психофизическое развитие своего ребенка, то есть правильно воспринимать своего ребенка. А тем более ребенка с речевой патологией и психическими особенностями.
Участие семьи в коррекционн-педагогической работе актуально. Партнерство учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей является необходимым условием успешного преодоления нарушений речевого и психического развития.
Осознавая важность взаимодействия учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей в эффективности коррекционно-педагогической деятельности, педагоги должны определить оптимальные формы сотрудничества с семьей. Создать условия для активного участия родителей в педагогическом процессе, повысить их мотивацию. Установить единые требования в коррекционно-воспитательном процессе, помогать родителям в освоении необходимыми практическими знаниям, умениями и навыками.
Специалистам важно привлечь родителей к коррекционно-педагогической работе, ознакомить их с приемами обучения и развития психических процессов и речи, помочь родителям увидеть проблемы ребенка, показать его успехи, убедить родителей в необходимости закреплять пройденный материал дома.
Приобщение родителей к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе по преодолению нарушений психического развития и речи; обучение родителей приемам коррекционно-развивающего воздействия; формирование у родителей представлений о готовности ребенка к школе и др.
Одними из критериев эффективности тех или иных форм является проявление интереса родителей к совместной деятельности, вопросы к педагогам.
Формы организации сотрудничества педагогов с семьей могут быть различными, родители при этом являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Успешный результат коррекционно-педагогической работы зависит от многих причин. Одна из главных причин – построение отношений между учителем-дефектологом, учителем-логопедом и родителями.
Процесс коррекции и воспитания ребенка с проблемами в развитии должны проходить в семье в специальных педагогических условиях. Такие условия возможны только при сотрудничестве педагогов и родителей.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами была выбрана самая оптимальная форма работы. Доступность, простота и систематичность изложения материала, подобранного с учетом возрастных показателей помогут повысить мотивацию родителей, их компетентность в педагогическом процессе. Акцентируется внимание родителей на возрастные показатели развития речи у детей в норме.
Родителям рекомендована для занятий одна тема в неделю, но играть следует в течение недели. Важно не перегружать ребенка за одно занятие и желательно повторять игры в следующие дни, а особенно повторять игры, при которых возникали трудности. Продолжительность занятия для ребенка 4-5 лет не должно превышать 15 минут, 5-6 лет 20 минут, 6-7 лет 30 минут.
Для родителей ко всем играм подобраны ответы и примеры, проставлены ударения в словах, чтобы у них не возникали вопросы в правильности ответов.
Дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью в семье имеют больший потенциал в полноценном развитии, в том числе личности.
Это пособие помогает родителям, чтобы они не оставались один на один с трудностями своего ребенка, проблемы ребенка становятся не личным делом семьи, а социальным. А целенаправленность, последовательность и систематичность занятий приведут к конечной цели – готовности ребенка к школьному обучению.