Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду, формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.
В настоящее время опыт специальных коррекционных школ позволяет при обучении в этой системе, решать следующие задачи:
1) формирование интеллектуальных умений в труде;
2) коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков с учетом синзетивного периода для их формирования (12-15 лет);
3) осознанная регуляция трудовых действий технологических операций;
4) обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту;
5) становление личности ученика в процессе профподготовки и профориентации с опорой на общетрудовые умения и навыки;
6) адресная подготовка на конкретном рабочем месте;
7) определение базовых предприятий;
8) социализация учащихся;
9) разработка структуры специальных образовательных учебных заведений с профподготовкой учащихся на базе 10 классов.
Основными профилями профессионально-трудового обучения, реализуемыми на сегодняшний день в специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида являются: штукатурно-малярное дело, столярное дело, слесарное дело, швейное дело, переплётно-картонажное дело, сельскохозяйственный труд, гончарное дело, обувное дело. Круг предлагаемых рабочих профессий достаточно узок, что в последующем затрудняет дальнейшее обучение в ПУ и трудоустройство выпускников.
В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двухгодичные (X-XI), трёхгодичные (X-XII) профессиональные классы.
Опыт работы по организации Х класса имеется в ГКОСУ СКОШИ VIII вида г. Коврова. В классы направляются умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ. В контексте практико-ориентированного подхода в ГКСОУ СКОШИ VIII вида г. Коврова определено содержание нового учебного курса “Основная образовательная программа профессиональной подготовки по профессии “Дворник” (1 разряда)”, который включает жизненно необходимое для выпускников с интеллектуальной недостаточностью направление, соответствующий их познавательным возможностям.
Разработанная мною программа углубленной трудовой подготовки составлена с учетом специфики профессии, требований квалификационной и охраны труда на работе. Администрация образовательного учреждения, отвечает за создание безопасных условий труда подростков в школьных мастерских и на производственной практике.
Пояснительная записка содержит достаточно сведений, поясняющих необходимость и эффективность обучения по предложенному трудовому профилю, а так же все организационные и методические моменты реализации программы.
Установлена логическая схема изучения учебных элементов, сформулированы цели каждой темы в форме “знания”, “умения”. Предложен проект минимального базового содержания предмета. Произведен отбор конкретной учебной информации и практических работ по каждой теме новой дисциплины, подобраны дидактические материалы. Разработан диагностический инструментарий педагогической технологии (критерии и способы её результатов). Выделены критерии социально-трудовой подготовленности учащихся: знание технико-технологических сведений, понимание профессиональной терминологии, объяснение взаимосвязанных производственных явлений, усвоение приемов трудовой деятельности и решение задач по качественному и количественному выполнению работы.
В результате работы установлена возможность и целесообразность передачи научных сведений по некоторым опорным темам курса путем концентрического расположения учебного материала, когда овладение концепцией идет от центра к периферии, создавая условия для ее постепенного раскрытия, обогащения, углубления, систематизации при изучении других тем курса.
Ведущую роль в социально-трудовой подготовке учащихся класса отводится выполнению непосредственно практической работы. Для выработки практических умений широко применяются такие методы активного обучения, как практические задания.
Итоги обучения подтверждают доступность и целесообразность предложенной мной программы и педагогической технологии. Результаты проверки качества знаний и умений по основным параметрам профессионально-трудовой подготовки показывают, что достижения подавляющего большинства десятиклассников соответствуют относительно высокому и среднему уровням усвоения. При этом наибольших успехов школьники добились в усвоении профессиональных терминов (в среднем 87% правильных ответов) и выполнении практических заданий (в среднем 86% верных решений).
Итоговая педагогическая диагностика показала, что материал курса усвоен подавляющим большинством учащихся класса.
Динамичное продвижение учащихся в овладении знаниями и умениями, достигнутое под воздействием практики ориентированного стиля обучения, подтверждает его актуальность и эффективность. Результаты обучения свидетельствуют также о доступности и методической целесообразности предложенной программы и технологии обучения.
Я полагаю, что концепция совершенствования форм и методов профессионального образования учащихся, успешно применяемая в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида актуальна, а данные наработки могут служить базой для создания более совершенных версий профессиональной подготовки умственно отсталых школьников.
Можно выделить следующие направления, по которым возможно продолжение разработки исследуемой темы:
- отбор эффективных форм обучения применительно к региональному производственному содержанию на основе доступных для умственно отсталых старшеклассников профессий;
- изучение условий и методов переноса, имеющихся у школьников знаний и умений непосредственно в производственную сферу;
- изучение возможностей определения контактов с базовыми предприятиями при поддержке местных органов власти и управления образованием.