Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология урока: игровая.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по темам «Умножение натуральных чисел и его свойства». «Деление. Деление с остатком»;
- развивать интерес к предмету;
- воспитывать чувство коллективизма;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование:
- карта путешествия с островом сокровищ;
- три картинки с изображениями кораблей;
- карточки с заданиями;
- оценочные листы;
- карточки с буквами и ответами к заданию 5;
- Презентация
До урока класс делится на три команды примерно одинакового уровня подготовленности.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
Приветствие. Определение темы и целей урока.
< Слайд 1 >
На доске примеры:
459 : 9; 15 * 6; 1000 : 100; 21 * 5.
Учитель:Какие действия нужно
выполнить, чтобы решить эти примеры? (Умножение
и деление) Правильно, именно этим мы и
занимались на протяжении последних уроков: мы
учились умножать и делить натуральные числа,
изучили свойства умножения и деления. И
завтра вам предстоит писать контрольную работу
по этой теме.
Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке?
Правильно, мы обобщим наши знания по этой теме,
чтобы подготовиться к контрольной работе.
Итак, запишите в тетрадях тему урока: «Умножение
и деление натуральных чисел».
< Слайд 2 >
II. Игра-путешествие (идея игры взята из статьи пособия [ 2 ])
Учитель. Сегодня у нас будет необычный
урок. Мы отправимся в плавание. Вас ждёт много
неожиданных испытаний, преодолев которые вы
попадёте на остров, где найдёте сокровища. (Показывает
«карту Острова сокровищ»).
Путешествовать будем тремя командами.
Пожалуйста, посовещайтесь и выберите капитана
команды. Он будет координировать вашу работу и в
конце урока оценит работу каждого члена команды.
На столе у каждой команды лежит «Оценочный лист»,
в котором капитан в ходе путешествия будет
делать пометки и выставит итоговую оценку
каждому.
(Команды сообщают имена капитанов.)
Итак, команды готовы к путешествию. Но, чтобы
отправиться в море, вы должны построить корабль,
а для этого необходимо ответить на вопросы.
Задание 1. Каждая команда получает карточку с вопросами, на которые надо ответить устно.
Вопросы первой команде:
- Что значит умножить число а на натуральное число в?
- Назовите компоненты деления и дайте их определения.
- Как найти неизвестное делимое?
- Можно ли делить на нуль?
Вопросы второй команде:
- Назовите компоненты умножения и дайте их определения.
- В чём заключается сочетательное свойство умножения?
- Как найти неизвестный делитель?
- Как найти делимое при делении с остатком?
Вопросы третьей команде:
- В чём заключается переместительное свойство умножения?
- Что называют делением?
- Как найти неизвестный множитель?
- Назовите компоненты деления с остатком.
Учитель. Итак, вы построили себе корабли (каждой
команде дает картинку с изображением корабля).
В путь! Остаётся пожелать вам попутного ветра, и
да поможет вам фортуна!
А вот и первое испытание. За вами гонятся пираты.
Чтобы уйти от погони, нужно выполнить задание.
Каждая команда получает карточку с
заданием. < Слайд 3 >
Задание 2. Установите соответствие
между буквенными выражениями и их названиями.
(Ответ запишите в таблицу)
1) a * b = b * a | А) Сочетательное свойство умножения |
2) a : 1 = a | Б) Правило деления числа на это же число |
3) a * (b * c) = (a * b) * c | В) Переместительное свойство умножения |
4) a : a = 1 | Г) Правило деления числа на единицу |
5) 0 : a = 0 | Д) Правило умножения числа на единицу |
6) a * 0 = 0 | Е) Правило деления нуля на число |
7) a * 1 = a | Ж) Правило умножения числа на нуль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Команды сдают листки с заполненными таблицами, учитель крепит их магнитами на доску и все проверяют правильность выполнения задания по заготовленным ответам < Слайд 4 >.
Учитель. Надвигается шторм. Нужно продержаться. Чтобы корабль не затонул, каждый член команды должен стоять на своём посту, выполняя своё задание.
Задание 3 (дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой).
< Слайд 5 >
На доске записаны шесть заданий всем трём командам. Каждый член команды решает одно из этих заданий (первый – №1, второй – №2 и т.д., дифференцированно). Решают в тетрадях в течение 5 минут. Потом – проверка с обсуждением верного решения со всем классом. Для этого некоторые ученики решают задания не в тетрадях, а на листах, которые потом вывешиваются на доску.
Задания:
№1. Вычислите: а) 302 * 79; б) 14168 : 28.
№2. Найдите значение выражения (420 : 12 – 5) : 6.
№3. Найдите делимое, если делитель равен 5,
неполное частное 3 и остаток 1.
№4. Упростите выражение 8 * у * 3 – 119 и найдите его
значение при у = 5.
№5. Решите уравнение: 18m + 54 = 162.
№6. Решите уравнение: ( х – 8 ) * 12 = 84.
Учитель. Итак, шторм преодолели,
плывём дальше. Вот уже показался остров. Кто
быстрей доплывёт? Решите задачу с помощью
уравнения.
< Слайд 6 >
Задание 4 (задача): имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг. слив, осталось ещё 16 кг. Сколько было ящиков, если всего было 220 кг. слив?
Учитель. Вот вы и на острове. Чтобы достать сокровища, нужно всем вместе решить уравнения.
Задание 5. < Слайд 7 >
Каждая команда решает по два уравнения в тетрадях, сообща. Решив, находят на столе учителя карточку с ответом и ставят её к доске на позицию, соответствующую номеру уравнения. Когда все уравнения решены, учитель переворачивает карточки и складывает ключевое слово.
Задания: решите уравнения:
Первой команде: 1) 48х = 192 (ответ 4, «з»)
2) ( 26 – z ) : 5 = 5 (ответ 1, «н»)
Второй команде: 3) 8192 : у = 512 (ответ 16, «а»)
4) ( 8 + у ) * 7 = 63 (ответ 1, «н»)
Третьей команде: 5) 54х = 648 (ответ 12, «и»)
6) 18 * ( х – 15 ) = 72 (ответ 19, «я»).
Учитель. Итак, получилось слово «ЗНАНИЯ». Это и есть сокровища, которые вы находите, учась в школе.
III. Итоги урока
Выявление команды, победившей в игре, капитаны подводят итоги, выставление оценок.
IV. Домашнее задание: п.п.11 – 13, №№ 509, 511(г,д,е), 543(а). < Слайд 8 >
V. Заключительное слово учителя
< Слайд 9 >
Рефлексия (учащимся предлагается высказать впечатления об уроке).
Список используемой литературы:
- Учебник «Математика 5 класс». Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. «Мнемозина», 2014г.
- «Математика 5 – 11 классы. Игровые технологии на уроках». Автор – составитель Н.В.Барышникова. Волгоград, изд-во «Учитель», 2007 г. (статья «Урок – морское путешествие. 5 класс. Обобщение по темам «Буквенная запись свойств сложения и вычитания», «Уравнения».»