Урок чтения для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на тему «Поэзия XIX века»

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: продолжать введение детей в мир поэзии XIX века, обобщать и систематизировать знания учащихся о литературных произведениях XIX века.

Задачи:

  • Образовательные:
    • совершенствовать знания о разновидностях литературных произведений, относящихся к поэзии;
    • учить ориентироваться в учебнике;
    • совершенствовать навык выразительного чтения.
  • Коррекционно-развивающие:
  • корригировать и развивать слуховое внимание и память, мышление;
    • расширять кругозор учащихся;
    • развивать и обогащать речь учащихся.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь школьников к произведениям отечественной классики;
    • воспитывать интерес учащихся к классической литературе, к поэзии 19 века.

Материал к уроку:

  • Зашифрованное слово «Поэзия»
  • Анаграмма «ФИРМА»
  • Словарная работа : поэзия, поэт, рифма, стихотворение, басня, сказка , песня.
  • Портреты: Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Крылов И.А., Некрасов Н.А., Никитин И.С.
  • Литературный тест.
  • Список произведений:«Няне», «Парус», «Смерть поэта», «Волк на псарне», «И.И. Пущину», «В полном разгаре страда деревенская», «Утро на берегу озера».
  • Карточки с отрывками из произведений.
  • Пропущенное слово – карточки.
  • Иллюстрации к произведениям: «Сказка о попе и о работнике его Балде» – А.С.,«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – М.Ю. Лермонтов.
  • Диктофон с записью отрывков стихов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Целеполагание

Учитель: Многие люди занимаются творчеством, кто-то пишет музыку, кто-то делает великолепные фотографии, кто-то занимается рукоделием, кто-то создает литературные произведения, пишет стихи.
Сегодня на уроке мы будем говорить о литературных произведениях 19 века.

Расшифровав слово, вы узнает – какому виду литературных произведений будет посвящен наш урок.

П О Э З И Я

II. Сообщение темы урока

Учитель: Тема нашего урока «Поэзия 19 века». Мы будем говорить о произведениях, которые относятся к поэзии. (Словарная работа – поэзия)
– Что такое поэзия? (Ответы детей: Поэзия – это вид искусства, который включает в себя стихотворные произведения.)
– Чтобы узнать, чем стихотворные произведения отличаются от прозы, нужно переставить слоги в слове местами.

ФИРМА – Р (рифма)

Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем –
Рифму получаем (Словарная работа – рифма)

– Как объяснял герой произведения Николая Носова Цветик своему другу Незнайке, решившему начать сочинять стихи, что рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково.

– Рифма присутствует в стихотворениях. (Словарная работа – стихотворение)

– Кто сочиняет стихотворения? (Ответ детей) Правильно, стихи сочиняет поэт (Словарная работа – поэт).

– Попробуйте сочинить стихотворение (ответы детей). Сочинять стихи сложно? Для этого нужно иметь талант.
В России в 19 веке жили талантливые поэты, которые в своих произведениях отражают события, происходившие в стране в то далёкое время.
С жизнью и творчеством некоторых поэтов 19 века вы уже знакомы. Пришло время проверить эти знания.

1. Назови фамилию поэта

– Назовите фамилии, имена, отчества поэтов, чьи произведения вы читали; найдите портрет этих авторов и расположите на доске (фамилии на портретах скрыты, открываются по мере узнавания)

Учитель: Детство этих людей проходило по-разному. Но что объединяло их в детстве? (Ответы детей). Правильно,каждый из них любил читать книги, читали «много и жадно»… Возможно, именно это помогло им стать высокообразованными людьми.

2. Литературный тест (учитель читает вопрос)

(Возле соответствующей фамилии поставь +)

1. Кто является родоначальником русской классической литературы?

Н.А Некрасов
А.С. Пушкин
И.А. Крылов

2. Он был писателем, поэтом, художником, переводчиком. Стихи его пронизаны темой одиночества.

А.С. Пушкин
И.С. Никитин
М.Ю. Лермонтов

3. Кто сочинял басни ?

И.А. Крылов
М.Ю. Лермонтов
Н.А. Некрасов

4. Кто в своих произведениях протестует против угнетения женщин?

И.С. Никитин
А.С. Пушкин
Н.А. Некрасов

5. Лирический дар этого поэта выявился в стихах о природе.

И.С. Никитин
М.Ю. Лермонтов
И.А. Крылов

Проверка правильности ответов (взаимопроверка, оценка).

Гимнастика для глаз

3. «Каждому своё»

Оценивается выразительность чтения, активность при ответах.

На доске список произведений:

Няне
Парус
Смерть поэта
Волк на псарне
И.И. Пущину
В полном разгаре страда деревенская
Утро на берегу озера

У детей на парте отрывки из произведений. Каждый по очереди читает выразительно свой отрывок, остальные отгадывают название произведения и его автора. (Название произведения располагают под портретом соответствующего автора) Учитель в процессе отгадывания задаёт вопросы по произведениям каждого автора:

Отрывки из произведений:

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

(Пушкин А.С. «И.И. Пущину»)

Учитель: Какое событие из своей жизни вспоминает Пушкин?

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

(Пушкин А.С «Няне»)

Учитель: Что вы знаете о няне Пушкина Арине Родионовне?

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!

(Лермонтов М.Ю. «Смерть поэта»)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...

(Лермонтов М.Ю. «Парус»)

Учитель: Какое из этих произведений принесло славу Лермонтову?

Волк, ночью думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку…

(И.А. Крылов «Волк на псарне»)

Учитель:

Как называется этот вид произведения?
– Продолжите предложение: «Басня – это стихотворный рассказ сатирического и нравоучительного характера, в котором заключена….» (мораль) (словарная работа: «басня»)
– В связи с какими историческими событиями написана басня «Волк на псарне»?

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит
Приподнимая косулю тяжёлую,
Баба порезала ноженьку голую –
Некогда кровь унимать!

(Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»)

Учитель: Вспомните, какое чувство вызвало у вас это стихотворение о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки?

Ясно утро. Тихо веет
Тёплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.

Окаймлённое кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями озеро блестит.

Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет.

(И.С. Никитин «Утро на берегу озера)»

Учитель: Вспомните, что происходило утром на берегу этого озера?

Физпауза (упражнения, направленные на развитие межполушарных связей)

4. Пропущенное слово

Учитель: Вставь пропущенное слово.

«Жил был поп,
Толоконный …»(лоб)

«Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, … прелестный»(друг)

«Белеет … одинокий
В тумане моря голубом» (парус)

«Дети весело шумели:
«Будет на денёк!»
И на корточки присели
… класть в мешок». (рыбу)

5. Назови произведение по иллюстрации

Мы вспомнили замечательные произведения, которые относятся к поэзии 19 века. Но хочу сказать, что поэзией являются не только стихи и басни.
Рассмотрите иллюстрацию и назовите произведение и его автора.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» – А.С. Пушкин (словарная работа – сказка в стихотворной форме)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – М.Ю. Лермонтов (словарная работа – песня)

III. Итог

– Какие литературные произведения пишутся в стихотворной форме? (Ответы детей: стихи, басни, песни, сказки пишутся в стихотворной форме.)

– Прослушайте запись отрывков произведений и определите , что вы услышали: стихотворение, басню, сказку или песню.

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» –
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» –
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова»…

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.

(Басня «»Кукушка и петух» И.А. Крылов)

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело

(Сказка о золотом петушке. АС Пушкин)

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенки спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки баю.

(Песня «Казачья колыбельная песня М.Ю. Лермонтов)

Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит;…

(И.С.. Никитин)

В каком веке были написаны литературные произведения, которые мы вспоминали на уроке? (Ответы детей: Литературные произведения, которые мы сегодня вспомнили , были написаны в 19 веке. В них описывается природа, поступки людей, они включают в себя любовную лирику.)

– А какие важные исторические события отражены в изученных нами произведениях? (Война 1812 г – «Волк на псарне», восстание декабристов «Во глубине сибирских руд».)

– И, конечно, следует отметить, что в 19 веке очень ценились культура и воспитание, благородство и честь.