Тип занятия (урока): Урок обобщения и систематизации знаний.
Учебный материал, изученный в главе “Законы постоянного тока” систематизируется и обобщается.
Цель: обобщить и сформировать у учащихся систему теоретических знаний и практических навыков по указанной теме.
Задачи:
Образовательные:
- провести проверку и учет знаний, навыков и умений по теме: “Законы постоянного тока”;
- выделить основные положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов;
- закрепить умения определять показания приборов и использовать эти данные для расчётов;
- подготовить учащихся I курса к промежуточной аттестации.
Развивающие:
- повысить мотивацию к изучению физики (через необходимость практического применения знаний);
- продолжить развитие познавательных интересов, применяя необычные формы проведения занятий.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за результат своей работы (как индивидуальной, так и в группе).
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать словесную речь (диалогическую, монологическую, письменную) у студентов с нарушением слуха;
- закрепить терминологический словарь.
Оборудование и раздаточный материал: Мультимедийный проектор с экраном, компьютер, школьная доска, “смайлики”, листы со словом “ТОК” (2 шт.), карточки с заданием для “Конкурса переводчиков” (2 шт.), на каждого студента: рабочий лист, ручки с синим и красным стержнем, калькулятор, лист с кроссвордом.
Структура (этапы) урока
Организационный момент, постановка цели и ознакомление с планом урока. (10 мин.)
Преподаватель проверяет готовность кабинета и учащихся к уроку.
Сообщает учащимся тему и тип занятия (Слайд 1). Обращает внимание на цель урока (Слайд 2). Учащиеся знакомятся с этапами урока (Слайд 3) и подписывают рабочие листы (Приложение 1). В это время преподаватель записывает (в столбик) имена студентов группы на доску.
1-й этап: Разминка. Слайд 4. (20 – 25 мин.)
Преподаватель на слайдах предлагает задания-вопросы, имеющие практическую направленность.
1-е задание: Запишите названия изображённых устройств в таблицу 1.
На экране последовательно (по щелчку мыши) появляются изображения амперметра, источника тока, лампы, лампы, вольтметра, двух резисторов с разными сопротивлениями и реостата (Слайд 5). Здесь и далее все изображения элементов цепи и их схематические обозначения взяты из презентации “Виртуальная лаборатория” [1].
Студенты, также последовательно, вписывают в таблицу 1 (см. Приложение 1) названия предъявляемых устройств.
Вторая часть 1-го задания: Поставьте в таблицу 1 обозначения элементов электрической цепи, соответственно их названиям.
На экране изображены обозначения на схеме всех, перечисленных выше устройств – элементов электрической цепи (Слайд 6).
Студенты вносят в таблицу 1 схематические изображения устройств напротив их названий.
После выполнения задания демонстрируется проверочный слайд (Слайды 7).
Студенты самостоятельно проверяют свои ответы, ставят “+” или “-” напротив своего ответа ручкой с красным стержнем.
2-е задание: Определите напряжение на резисторе. Начертите схему этой цепи.
На экране появляются элементы цепи: источник тока, амперметр и резистор на 15 Ом, соединённые последовательно. Показания амперметра – 0, 6 А (Слайд 8).
Студенты в рабочих листах вычисляют напряжение по формуле: U=I*R. Чертят схему цепи в отведённом для этого прямоугольнике.
Проверочный слайд – Слайд 9. Преподаватель обращает внимание не только на правильность вычислений и изображения всей схемы в целом, но и на правильную полярность прибора и источника.
Студенты отмечают правильность выполнения задания.
3-е задание: Вычислите силу тока в резисторе. Начертите схему этой цепи.
На экране появляются элементы цепи: источник тока, вольтметр и резистор на 45 Ом. Вольтметр подключён параллельно резистору. Показания вольтметра – 9 В (Слайд 10).
Студенты в рабочих листах вычисляют силу тока по формуле: I=U/R. Чертят схему цепи в отведённом для этого прямоугольнике.
Проверочный слайд – Слайд 11.
Студенты отмечают правильность выполнения задания.
4-е задание: Определите вид соединения резисторов 1 и 2.
На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра и трёх резисторов (Слайд 12). Резисторы 1 и 2 соединены параллельно.
Студенты вписывают вид соединения в рабочий лист.
Определите вид соединения резисторов 2 и 3.
На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра и трёх резисторов, цепь несколько изменена относительно предыдущей (Слайд 13). Резисторы 2 и 3 соединены последовательно.
Студенты вписывают вид соединения в рабочий лист.
Проводится проверка выполнения задания (Слайд 14), учащиеся отмечают правильность своих ответов.
5-е задание: Цепь предназначена для определения сопротивления одной из ламп. Начертите схему данной установки и схему с исправленными ошибками.
На экране демонстрируется цепь, состоящая из источника тока, амперметра, вольтметра и двух ламп. Вольтметр подключён параллельно к обеим лампам, и нарушена полярность подключения вольтметра (Слайд 15).
Преподаватель обращает внимание студентов на то, что
1) в задании подчёркнуто слово “одной”;
2) нужно нарисовать две схемы – изображённой цепи и правильную.
Студенты в рабочих листах рисуют две схемы.
Проверка – Слайд 16. Преподаватель указывает на ошибки в предъявленной цепи (при необходимости возвращается к Слайду 15).
Студенты отмечают “+” или “-” правильность изображения каждой схемы.
Преподаватель просит подвести итог этапа (Слайд 17) – учащиеся подсчитывают количество правильных ответов – это число зачисляется как баллы за конкурс.
Преподаватель выписывает на доску количество баллов, заработанное каждым студентом, напротив его имени.
2-й этап: Кроссворд. Слайд 18. (7 – 10 мин.)
Преподаватель собирает у студентов их рабочие листы и выдаёт листы с кроссвордами (см. Приложение 2). На экране предъявляется задание: Отгадайте слова по вертикали и получите (или угадайте) слово в горизонтальной выделенной строке (Слайд 19).
Пока студенты выполняют работу, преподаватель перепроверяет рабочие листы. При необходимости вносит изменения в количество баллов, записанные на доске. По окончании конкурса сообщает об изменениях студентам.
По истечении времени студентам предлагается обменяться работами. Таким образом, каждый будет проверять не свою работу.
Проверка: преподаватель, пройдя по гиперссылке, открывает документ Excel – кроссворд с ответами (Приложение 3). Студенты проверяют работы своих одногруппников и подсчитывают число баллов согласно правилам (Слайд 20).
Преподаватель добавляет полученные баллы к уже записанным на доске. За скорость (кто быстрее всех и правильно) могут присуждаться бонусные 2 балла.
Преподаватель подводит предварительный итог – количество баллов за два этапа.
3-й этап: Слова, слова (работа группами). Слайд 21. (20 – 30 мин.)
Группа студентов делится на две команды (при нечётном количестве студентов в группе предлагается поучаствовать в конкурсе студенту из числа приглашённых). Каждая команда получает лист формата А4, в центре которого написано слово ТОК (Приложение 4).
На экране появляется 1-е задание: На каждую букву заданного слова нужно придумать слова-термины, количество которых определяется числом свободных сторон (Слайд 22) [2].
Преподаватель поясняет, что каждая свободная сторона на рисунке указана чёрточкой, и что слова должны быть обязательно физическими терминами (по любой теме). На работу даётся 10 – 15 мин.
Ответ может выглядеть приблизительно так:
По окончании работы преподаватель собирает
листы и выдаёт карточки с заданием для “Конкурса
переводчиков” (Приложение 5) [2].
На экране демонстрируется 2-е задание (Слайд
23): Конкурс переводчиков. Переведите на русский
язык греческие и латинские слова:
фотос -
На выполнение работы даётся 10 – 15 мин.
Завершив работу (или по окончании времени), проводится проверка (Слайд 24). После этого команды сдают свои карточки.
Пока преподаватель подсчитывает количество слов и проверяет правильность их написания, студенты знакомятся с занимательной информацией по теме урока (Слайд 25).
Знаете ли вы?
... что сопротивление кожи человека обычно изменяется от 1 кОм (для влажной кожи) до 100 кОм (для сухой кожи). Сопротивление внутренних тканей тела равно от 100 до 500 Ом.
...что при силе тока 0,6 – 1,5 мА человек начинает ощущать протекание тока; электрический ток величиной 25 – 50 мА вызывает нарушения в работе лёгких и сердца; ток более 5 А вызывает немедленную остановку сердца.
... что сила тока в канале линейной молнии от 60 до 170 кА [3].
После этого информация обсуждается с преподавателем.
Итоги этапа (Слайд 26). Участникам команды, придумавшей больше слов или выполнившей 1-е задание быстрее, присуждается по 2 балла. Соперникам – по 1 баллу. Так же и для 2-го задания: победителям – по 2 балла, соперникам – по 1.
Баллы записываются на доску.
Подведение итогов. (7 – 10 мин.)
Учащимся предлагается высказать своё мнение об уроке с помощью “смайликов” (Слайд 27) (Приложение 6). В это время преподаватель подсчитывает итоговые баллы. После оглашения баллов, заработанных каждым студентом в течение урока, выставляются оценки согласно критериям. Критерии демонстрируются на экране (Слайд 28), поэтому каждый студент сам себе может выставить оценку.
Преподаватель благодарит всех за работу (слайд 29).
Используемые источники.
- http://www.myshared.ru/slide/174888/
- Л.В. Анцифирова, Л.С. Савинова “Методика преподавания физики в колледже”, методические разработки для преподавателей ИСР и учителей специальных коррекционных школ, – Новосибирск: изд. НГТУ, 2008 г.
- А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и др. “Основы безопасности жизнедеятельности”: Учеб. для общеобр. учр.10 кл. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 384 с.: ил.