Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие.
Цель урока. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки счёта в пределах 20.
Задачи урока:
- Образовательные: продолжать формировать у учащихся представления о числе 20;
- Коррекционно-развивающие задачи: корригировать мыслительную деятельность, память, математическую речь через решение примеров и задачи; мелкую моторику через письменные работы, не произвольное внимание через перенесение точек по клеточкам с карточки в тетрадь (выполнение геометрического материала); совершенствовать умения работать по образцу и ориентироваться в тетради;
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к учебному процессу, предмету математика.
Используемые методы: объяснение, демонстрация, наблюдение, работа с книгой,игра, упражнение, применение технических средств обучения.
Оборудование: капельки,где записаны оценки “3”, “4”, “5”, карточки с условием задачи,карточки с цепочками, карточки с точками для выполнения геометрического материала, мультимедиа, компьютер, экран, презентация (см. Приложение).
Речевой материал: сложение, вычитание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Приложение 1. Слайд 1)
– Долгожданный дан звонок. Вы готовы начать
урок? (Ответы обучающихся.)
– Всё ль на месте, всё в порядке: ручка, книжка, и
тетрадка? (Ответы обучающихся.)
– За парты правильно присядьте. Свой взгляд на
меня вы направьте. На уроке не шумите. Учителя и
одноклассников уважайте. Все задания выполняйте.
(Обучающиеся присаживаются за парты и направляют
взгляд на учителя.)
– Какой сейчас урок? (Урок математики.) (Слайд
2)
– Какое сегодня число? (Сегодня 16 число.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
– Апрель это месяц, какого времени года? (Апрель
это месяц весны.)
– Правильно у нас на дворе весна. У каждого
времени года, в том числе и у весны, есть свои
приметы. Какие, мы узнаем, совершив путешествие.
Мотивация:
– Во время путешествия за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ вы будете получать капельки, на которых записаны оценки. Затем в конце урока их посчитаем.
2. Проверка домашнего задания
– Начинаем наше путешествие по приметам
весны. Обратите внимание на слайд. (Слайд 3)
– Назовите по картинке первую примету весны.
(Весной ярче светит солнце.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на
шляпу, прослушивают и анализируют правильный
ответ.)
– Яркое солнце, интересуется, как вы выполнили
домашнее задание. Откройте тетради. Вспомните,
что было задано. (Надо было списать числа с
карточки в рабочую тетрадь, сначала слева от
каждого числа записать предыдущее число, затем
справа от каждого числа записать следующее
число.) (Слайд 4)
– Сколько чисел нужно было записать I группе, II
группе и III группе. (Нужно было записать I группе
– 6 чисел: 19, 17, 15, 13, 11, 9; II группе – 5 чисел: 19, 17, 15, 13,
11; III группе – 3 числа: 19, 15, 9.) (Слайд 5)
– Проверим правильность записи чисел, их
предыдущих и следующих чисел, сравнивая запись
на слайде с записью в тетради. Если какое-либо
число записали не правильно, то простым
карандашом зачеркните неправильное число и
сверху напишите правильное. (Обучающиеся
проверяют домашнее задание, зачитывая число, к
нему предыдущее и следующее числа. Исправляют
ошибки, если таковые имеются.)
– Итак, домашнее задание проверено. Поднимите
руки, у кого нет ошибок при выполнении домашнего
задания – оценка ”5”. (Обучающимся,
выполнивших домашнее задание без одной ошибки,
раздаются капельки с оценкой ”5”.)
– Поднимите руки, у кого имеется одна или две
ошибки – оценка ”4”. (Обучающимся, выполнивших
домашнее задание с одной или двумя ошибками,
раздаются капельки с оценкой ”4”.)
– Поднимите руки, у кого имеется три или больше
трёх ошибок – оценка ”3”. (Обучающимся,
выполнивших домашнее задание с тремя или более
ошибок, раздаются капельки с оценкой ”3”.)
3. Подготовка к активной деятельности на уроке
– Сегодня на уроке мы будем продолжать работу
над темой «Число 20. Состав числа».
(Слайд 6)
Целеполагание:
– Во время путешествия мы будем работать над
числом 20, закрепим навыки сложения и вычитания
чисел в пределах 20. Будьте внимательны и
аккуратны при выполнении заданий. Хорошо
подумайте, прежде чем отвечать на вопросы.
Продолжим путешествие. Солнце пригрело землю,
снег стал таять.
– Посмотрите, что же произошло дальше. (Слайд 7)
Назовите вторую примету весны. (Весной
капает капель.)
– Для проверки не забывайте нажать на шляпу.
(Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной
мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
Устный счет и работа с числом 20(Слайд 8)
– Смотрите, на крыше дома висят сосульки.
Сосчитаем их. Работаем по цепочке. (Обучающиеся
считают сосульки по цепочке.)
– Сколько всего сосулек на крыше? (Всего
двадцать сосулек.)
– Число 20 однозначное или двухзначное число? (Число
20 двухзначное число.)
– Почему? (Потому что в записи числа 20 две
цифры.)
– Какую цифру в числе 20 надо писать сначала,
какую потом? (В числе 20 писать надо сначала
цифру 2, потом – цифру 0.)
– Сколько десятков в числе 20? (В числе 20 два
десятка.)
– Сколько единиц в числе 20? (В числе 20 нуль
единиц.)
– После какого числа следует число 20? (Число 20
следует после числа 19.)
– Какое число предшествует числу 20? (Числу 20
предшествует число 19.)
– Молодцы! При повторении ранее изученного
материала, правильно и полными предложениями
отвечали на вопросы … (называются имена
обучающихся), поэтому вы получаете оценку ”5”.
Оценку ”4” заработали … (называются имена
обучающихся), потому что вы не всегда правильно и
полными предложениями отвечали на вопросы. …
(называются имена обучающихся) чаще всего
отвечали на вопросы не правильно и с помощью,
поэтому вы получаете оценку ”3”. (Раздаются
капельки, соответствующие выставленным оценкам.)
– Путешествие по приметам весны продолжается.
(Слайд 9)
– Посмотрите на картинку и назовите третью
примету весны. (Весной текут ручьи.)
– Для проверки не забудьте нажать на шляпу.
(Обучающиеся нажимают с помощью компьютерной
мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
– Правильно. А по ручьям можно пускать кораблики.
Вы пускали когда-нибудь такие кораблики?
(Ответы обучающихся.)
(Слайд 10)
– Смотрите, к нам по ручью плывут кораблики,
преодолевая на своём пути разыгравшиеся волны.
Выполним пальчиковую гимнастику. Покажем,
как играют волны, при этом повторим обратный счёт
в пределах 20. Ну-ка вместе, ну-ка дружно. (Под
шум волн обучающиеся выполняют волнистые
движения рук, проговаривая хором обратный счёт в
пределах 20.)
4. Организация деятельности по применению полученных знаний
Работа в тетрадях
– Пальчиковую гимнастику выполнили. Можно и в
тетрадях пописать.(Слайд 11) Опустите взгляд на
парту, обратите внимание, правильно ли лежит у
вас тетрадь, если нет, то поправьте её. Возьмите в
одну руку ручку, а другую положите на тетрадь.
Спину выпрямите. Голову слегка наклоните
вперёд. (Проверяют правильное положение
тетради на парте, свою посадку за партой.)
– Отступите в своих тетрадях от домашнего
задания 4 клетки вниз, восемь клеточек вправо и
запишите сначала число, месяц. После чего
отступите клеточку вниз и четыре клеточки вправо
и запишите классная работа. (Отступая нужное
количество клеточек вниз и вправо, обучающиеся
записывают в тетрадях: 16 апреля. Классная работа.)
– Наше путешествие продолжается.
(Слайд 12)
– Посмотрите внимательно на картинку и назовите четвёртую
примету весны. (Весной прилетают птицы с
юга.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу,
прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворцы,
грачи, ласточки, дикие гуси и утки, лебеди.)
а) Чистописание.
– Так же как птицы летят с юга друг за другом, и
вам надо чисто и аккуратно под музыку написать
строчку числа 20. (Обучающиеся записывают
строчку числа 20.)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте
правильность записи числа 20 и каллиграфию. (Обучающиеся
меняются тетрадями и проверяют правильность
записи числа 20 и каллиграфию.)
– Друг другу выставьте оценки за
каллиграфическое написание числа 20. (Обучающиеся
выставляют друг другу оценки за
каллиграфическое написание числа 20. Учителем
раздаются капельки с оценками.)
б) Оформление и решение задачи.
– Смотрите, одна из птиц что-то несёт в клюве.
Это конверт с задачей. (Слайд 13)
(Учащимся раздаются карточки с задачей.) Нам
предстоит её составить, решить и записать в
тетрадях.
– Рассмотрите картинку. (Рисунок на карточке:)
– Что на ней нарисовано? (На картинке
нарисован кошелек.)
– Прочитайте надписи. (20 рублей минус один
рубль.)
– Составьте задачу. (В кошельке было 20
рублей. Из кошелька взяли 1 рубль. Сколько рублей
осталось в кошельке?)
(Слайд 14)
– Что известно в задаче? (В задаче известно,
сколько было в кошельке денег, и сколько взяли из
него.)
– Что нужно найти в задаче? (В задаче нужно
найти, сколько рублей осталось в кошельке.)
– Какие слова нам нужны для составления краткой
записи? (Для составления краткой записи нам
нужны слова: было, взяли, осталось.) (Слайд
15)
– Как запишем вопрос? (Сколько рублей осталось
в кошельке?) (Слайд 16)
– Каким действием воспользуемся при решении
задачи? (При решении задачи воспользуемся
вычитанием.)
– Что запишем при решении задачи? (20 р. – 1 р. =19
р.) (Слайд 17)
– Сформулируйте ответ задачи. (В кошельке
осталось 19 рублей.)
– Как кратко запишем ответ? (Ответ. 19 рублей.)
(Слайд 18)
При разборе задача учителем оформляется на доске:
Задача.
Было – 20 р.
Взяли – 1 р.
Осталось - ?
Решение.
Сколько рублей осталось в кошельке?
20 р.–1 р. =19 р.
Ответ. 19 рублей.
(Обучающиеся наблюдают за правильным оформлением задачи.)
– Запишите краткую запись, решение и ответ
задачи у себя в тетрадях, соблюдая правила
оформления (отступы). (Обучающиеся записывают
краткую запись, решение и ответ задачи у себя в
тетрадях, соблюдая правила оформления).
– Задача решена. Получите капельки за её решение.
(Учителем раздаются капельки с оценками за
решение и оформление задачи.)
– Я вижу, что при решении задачи вы немножечко
устали. Предлагаю вам провести физкультурную
минутку. (Слайд 19)
– Тихо встаньте из-за парт. Начинаем отдыхать.
(Встают из-за парт. Выходят к доске. Становятся
друг за другом.)
Физкультурная минутка:
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах. (Бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах. (Спокойно идут друг за другом.)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«Цветок» над головой)
– Отдохнули? (Ответы обучающихся.)
– А сейчас тихо и соблюдая правильную посадку,
присядьте за свои парты. Продолжим наше
путешествие. (Обучающиеся тихо и соблюдая
правильную посадку, присаживаются за парты.)
– Путешествие по приметам весны продолжается.
(Слайд 20)
– Назовите пятую примету. (Весной
появляются первые цветы.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу,
прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Как называются первые цветы? (Первые цветы
называются подснежниками.)
– На этой поляне с подснежниками предлагаю вам
следующее задание.(Слайд 21)
в) Решение примеров.
– Получите карточки. (Раздаются карточки с
цепочками.) Выполним игровое упражнение «Цепочка».
Впишите нужные числа в пустые фигуры, прежде
составив и записав пример в тетрадях
(дифференцированное задание). (Составляют по
карточкам и решают примеры, затем вписывают
нужные числа в пустые фигуры на карточках.)
– Обучающиеся III группы работает со мной у доски,
а остальные самостоятельно в тетрадях. Отступите
от решённой задачи одну клеточку вниз и восемь
клеточек вправо. Запишите слово примеры с
заглавной буквы. Приступим к выполнению
задания.
Запись на карточках:
– Проверяем выполненное задание по цепочке с
комментированием. (Обучающиеся объясняют
выполненное задание по цепочке: К 2
прибавить 5 получится 7 (2+5=7). К 7 прибавить 3
получится 10 (7+3=10). К 10 прибавить 10 получится 20
(10+10=20). Из 20 вычесть 1 единицу получится 19
(20–1=19). Из 19 вычесть 1 единицу получится 18
(19–1=18). Из 18 вычесть 1 единицу получится 17
(18–1=17).)
– Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. (Выставляются
обучающимся оценки за решение примеров.
Раздаются капельки с оценками.)
– Продолжаем путешествие. (Слайд 22)
– Рассмотрите картинку. Назовите шестую
примету весны. (Весной просыпаются
насекомые.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу,
прослушивают и анализируют правильный ответ.)
– Каких насекомых вы знаете? (Бабочка,
стрекоза, оса, пчела, муха, комар, кузнечик.)
г) Геометрический материал.
– На этой страничке путешествия выполним
геометрический материал.
(Слайд 23)
Рисунок на карточке:
– Обратите внимание. На карточке изображены
точки. Сначала по клеточкам перенесите их к
себе в тетрадь в таком же расположении друг от
друга. Потом соедините эти точки по порядку
прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью
линейки. И вы узнаете, что находится ещё на
поляне, где просыпаются насекомые. Приступим к
выполнению данного задания. (Обучающиеся
переносят по клеточкам данные на карточке
точки, соединяют их по порядку прямыми
линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки.)
– Что у вас получилось? (У нас получилась ель.)
– Как вы думаете, из каких геометрических фигур
её можно составить? (Её можно составить из
одного большого треугольника, двух маленьких
треугольников и двух одинаковых квадратов.)
– За выполнение геометрического материала
получите капельки с оценками. (Выставляются
обучающимся оценки за выполненный
геометрический материал. Раздаются капельки с
оценками.)
5. Объявление домашнего задания
– Итак, геометрический материал выполнен и оценен. Перейдём к информации по домашнему заданию. Домашнее задание у каждого из вас на карточке. Даны примеры. Вам необходимо сначала вписать нужные числа в пустые квадраты на своих карточках, затем переписать примеры в рабочую тетрадь.
(Слайд 24)
1 группа – 1, 2, 3 столбики,
2 группа – 1, 2 столбики,
3 группа – 1 столбик.
Запись на карточках:
6. Подведение итогов
– Наше путешествие подошло к концу. Подведём
итоги.
(Слайд 25)
– Чем занимались на уроке? (Сегодня на уроке мы
путешествовали. По картинкам определяли приметы
весны. Выполняли задания. Писали число 20. Решали
задачу, примеры в пределах 20. Вписывали числа в
пустые фигуры. Рисовали ель по точкам.)
– На следующем уроке мы будем продолжать
работать над числом 20. При выполнении заданий мы
будем находить пропущенные числа, сравнивать
числа между собой, находить двузначные числа
среди однозначных чисел, выполнять сложение и
вычитание в пределах 20. А сейчас сосчитайте
капельки с каждой оценкой отдельно, полученные
за выполнение заданий на уроке. Поднимите
капельку с оценкой, которой получилось больше
всего. (Считают и поднимают капельки с оценкой,
которой получилось больше всего.)
– Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с
маленького успеха начинается большой успех в
освоении математики. Эти оценки и будут
выставлены вам в журнал. (В журнал выставляются
оценки.)
(Слайд 26)
– Спасибо всем за работу на уроке.
Список используемой литературы:
- Алышева Т. В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011;
- Алышева Т. В. Математика: Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010;
- Кудрина С. В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010;
- Презентация «Методика обучения составлению рассказа по пейзажной картине». /Лексическая тема: весна (подготовительная группа);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под ред. В. В. Воронковой. Подготовительный, 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2010;
- Урок математики во 2 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Учитель: Сюзева Е.М. Интернет-ресурсы;
- Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.