Урок математики «Число "20". Состав числа». 1-й класс
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие.
Цель урока. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки счёта в пределах 20.
Задачи урока:
- Образовательные: продолжать формировать у учащихся представления о числе 20;
- Коррекционно-развивающие задачи: корригировать мыслительную деятельность, память, математическую речь через решение примеров и задачи; мелкую моторику через письменные работы, не произвольное внимание через перенесение точек по клеточкам с карточки в тетрадь (выполнение геометрического материала); совершенствовать умения работать по образцу и ориентироваться в тетради;
- Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к учебному процессу, предмету математика.
Используемые методы: объяснение, демонстрация, наблюдение, работа с книгой,игра, упражнение, применение технических средств обучения.
Оборудование: капельки,где записаны оценки “3”, “4”, “5”, карточки с условием задачи,карточки с цепочками, карточки с точками для выполнения геометрического материала, мультимедиа, компьютер, экран, презентация (см. Приложение).
Речевой материал: сложение, вычитание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
(Приложение 1. Слайд 1)
– Долгожданный дан звонок. Вы готовы начать урок? (Ответы
обучающихся.)
– Всё ль на месте, всё в порядке: ручка, книжка, и тетрадка?
(Ответы обучающихся.)
– За парты правильно присядьте. Свой взгляд на меня вы направьте.
На уроке не шумите. Учителя и одноклассников уважайте. Все задания
выполняйте. (Обучающиеся присаживаются за парты и направляют
взгляд на учителя.)
– Какой сейчас урок? (Урок математики.) (Слайд
2)
– Какое сегодня число? (Сегодня 16 число.)
– Какой сейчас месяц? (Сейчас месяц апрель.)
– Апрель это месяц, какого времени года? (Апрель это месяц
весны.)
– Правильно у нас на дворе весна. У каждого времени года, в том
числе и у весны, есть свои приметы. Какие, мы узнаем, совершив
путешествие.
Мотивация:
– Во время путешествия за каждое правильно выполненное задание и правильный ответ вы будете получать капельки, на которых записаны оценки. Затем в конце урока их посчитаем.
2. Проверка домашнего задания
– Начинаем наше путешествие по приметам весны. Обратите
внимание на слайд. (Слайд 3)
– Назовите по картинке первую примету весны. (Весной ярче светит
солнце.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с
помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
– Яркое солнце, интересуется, как вы выполнили домашнее задание.
Откройте тетради. Вспомните, что было задано. (Надо было
списать числа с карточки в рабочую тетрадь, сначала слева от
каждого числа записать предыдущее число, затем справа от каждого
числа записать следующее число.) (Слайд 4)
– Сколько чисел нужно было записать I группе, II группе и III
группе. (Нужно было записать I группе – 6 чисел: 19, 17, 15,
13, 11, 9; II группе – 5 чисел: 19, 17, 15, 13, 11; III
группе – 3 числа: 19, 15, 9.) (Слайд 5)
– Проверим правильность записи чисел, их предыдущих и следующих
чисел, сравнивая запись на слайде с записью в тетради. Если
какое-либо число записали не правильно, то простым карандашом
зачеркните неправильное число и сверху напишите правильное.
(Обучающиеся проверяют домашнее задание, зачитывая число, к
нему предыдущее и следующее числа. Исправляют ошибки, если таковые
имеются.)
– Итак, домашнее задание проверено. Поднимите руки, у кого нет
ошибок при выполнении домашнего задания – оценка ”5”.
(Обучающимся, выполнивших домашнее задание без одной ошибки,
раздаются капельки с оценкой ”5”.)
– Поднимите руки, у кого имеется одна или две ошибки – оценка ”4”.
(Обучающимся, выполнивших домашнее задание с одной или двумя
ошибками, раздаются капельки с оценкой
”4”.)
– Поднимите руки, у кого имеется три или больше трёх ошибок –
оценка ”3”. (Обучающимся, выполнивших домашнее задание с тремя
или более ошибок, раздаются капельки с оценкой
”3”.)
3. Подготовка к активной деятельности на уроке
– Сегодня на уроке мы будем продолжать работу над темой
«Число 20. Состав числа».
(Слайд 6)
Целеполагание:
– Во время путешествия мы будем работать над числом 20, закрепим
навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20. Будьте внимательны
и аккуратны при выполнении заданий. Хорошо подумайте, прежде чем
отвечать на вопросы. Продолжим путешествие. Солнце пригрело землю,
снег стал таять.
– Посмотрите, что же произошло дальше. (Слайд 7) Назовите
вторую примету весны. (Весной капает капель.)
– Для проверки не забывайте нажать на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и
анализируют правильный ответ.)
Устный счет и работа с числом 20(Слайд 8)
– Смотрите, на крыше дома висят сосульки. Сосчитаем их. Работаем
по цепочке. (Обучающиеся считают сосульки по цепочке.)
– Сколько всего сосулек на крыше? (Всего двадцать
сосулек.)
– Число 20 однозначное или двухзначное число? (Число 20
двухзначное число.)
– Почему? (Потому что в записи числа 20 две цифры.)
– Какую цифру в числе 20 надо писать сначала, какую потом? (В
числе 20 писать надо сначала цифру 2, потом – цифру 0.)
– Сколько десятков в числе 20? (В числе 20 два
десятка.)
– Сколько единиц в числе 20? (В числе 20 нуль единиц.)
– После какого числа следует число 20? (Число 20 следует после
числа 19.)
– Какое число предшествует числу 20? (Числу 20 предшествует
число 19.)
– Молодцы! При повторении ранее изученного материала, правильно и
полными предложениями отвечали на вопросы … (называются имена
обучающихся), поэтому вы получаете оценку ”5”. Оценку ”4”
заработали … (называются имена обучающихся), потому что вы не
всегда правильно и полными предложениями отвечали на вопросы. …
(называются имена обучающихся) чаще всего отвечали на вопросы не
правильно и с помощью, поэтому вы получаете оценку ”3”.
(Раздаются капельки, соответствующие выставленным
оценкам.)
– Путешествие по приметам весны продолжается.
(Слайд 9)
– Посмотрите на картинку и назовите третью примету весны.
(Весной текут ручьи.)
– Для проверки не забудьте нажать на шляпу. (Обучающиеся
нажимают с помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и
анализируют правильный ответ.)
– Правильно. А по ручьям можно пускать кораблики. Вы пускали
когда-нибудь такие кораблики? (Ответы обучающихся.)
(Слайд 10)
– Смотрите, к нам по ручью плывут кораблики, преодолевая на своём
пути разыгравшиеся волны. Выполним пальчиковую
гимнастику. Покажем, как играют волны, при этом повторим
обратный счёт в пределах 20. Ну-ка вместе, ну-ка дружно.
(Под шум волн обучающиеся выполняют волнистые движения рук,
проговаривая хором обратный счёт в пределах 20.)
4. Организация деятельности по применению полученных знаний
Работа в тетрадях
– Пальчиковую гимнастику выполнили. Можно и в тетрадях
пописать.(Слайд 11) Опустите взгляд на парту, обратите внимание,
правильно ли лежит у вас тетрадь, если нет, то поправьте её.
Возьмите в одну руку ручку, а другую положите на тетрадь. Спину
выпрямите. Голову слегка наклоните вперёд. (Проверяют
правильное положение тетради на парте, свою посадку за
партой.)
– Отступите в своих тетрадях от домашнего задания 4 клетки вниз,
восемь клеточек вправо и запишите сначала число, месяц. После чего
отступите клеточку вниз и четыре клеточки вправо и запишите
классная работа. (Отступая нужное количество клеточек вниз и
вправо, обучающиеся записывают в тетрадях: 16 апреля. Классная
работа.)
– Наше путешествие продолжается.
(Слайд 12)
– Посмотрите внимательно на картинку и назовите четвёртую
примету весны. (Весной прилетают птицы с юга.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с
помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
– Каких перелётных птиц вы знаете? (Скворцы, грачи, ласточки,
дикие гуси и утки, лебеди.)
а) Чистописание.
– Так же как птицы летят с юга друг за другом, и вам надо чисто
и аккуратно под музыку написать строчку числа 20. (Обучающиеся
записывают строчку числа 20.)
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность записи числа
20 и каллиграфию. (Обучающиеся меняются тетрадями и
проверяют правильность записи числа 20 и
каллиграфию.)
– Друг другу выставьте оценки за каллиграфическое написание числа
20. (Обучающиеся выставляют друг другу оценки за
каллиграфическое написание числа 20. Учителем раздаются капельки с
оценками.)
б) Оформление и решение задачи.
– Смотрите, одна из птиц что-то несёт в клюве. Это конверт с
задачей. (Слайд 13)
(Учащимся раздаются карточки с задачей.) Нам
предстоит её составить, решить и записать в тетрадях.
– Рассмотрите картинку. (Рисунок на карточке:)

– Что на ней нарисовано? (На картинке нарисован
кошелек.)
– Прочитайте надписи. (20 рублей минус один рубль.)
– Составьте задачу. (В кошельке было 20 рублей. Из
кошелька взяли 1 рубль. Сколько рублей осталось в
кошельке?)
(Слайд 14)
– Что известно в задаче? (В задаче известно, сколько было в
кошельке денег, и сколько взяли из него.)
– Что нужно найти в задаче? (В задаче нужно найти, сколько
рублей осталось в кошельке.)
– Какие слова нам нужны для составления краткой записи?
(Для составления краткой записи нам нужны слова: было, взяли,
осталось.)(Слайд 15)
– Как запишем вопрос? (Сколько рублей осталось в
кошельке?)(Слайд 16)
– Каким действием воспользуемся при решении задачи? (При
решении задачи воспользуемся вычитанием.)
– Что запишем при решении задачи? (20 р. – 1 р. =19
р.)(Слайд 17)
– Сформулируйте ответ задачи. (В кошельке осталось 19
рублей.)
– Как кратко запишем ответ? (Ответ. 19 рублей.) (Слайд
18)
При разборе задача учителем оформляется на доске:
Задача.
Было – 20 р.
Взяли – 1 р.
Осталось - ?
Решение.
Сколько рублей осталось в кошельке?
20 р.–1 р. =19 р.
Ответ. 19 рублей.
(Обучающиеся наблюдают за правильным оформлением задачи.)
– Запишите краткую запись, решение и ответ задачи у себя в
тетрадях, соблюдая правила оформления (отступы). (Обучающиеся
записывают краткую запись, решение и ответ задачи у себя в
тетрадях, соблюдая правила оформления).
– Задача решена. Получите капельки за её решение. (Учителем
раздаются капельки с оценками за решение и оформление
задачи.)
– Я вижу, что при решении задачи вы немножечко устали. Предлагаю
вам провести физкультурную минутку. (Слайд 19)
– Тихо встаньте из-за парт. Начинаем отдыхать. (Встают из-за
парт. Выходят к доске. Становятся друг за другом.)
Физкультурная минутка:
Снова нет ручьям покоя –
День и ночь журчат в кустах. (Бегут по кругу друг за другом)
Ходит солнце золотое
В чистых-чистых небесах. (Спокойно идут друг за другом.)
Льёт лучи на лес и луг
(приседают – встают)
И на все цветы вокруг.
(«Цветок» над головой)
– Отдохнули? (Ответы обучающихся.)
– А сейчас тихо и соблюдая правильную посадку, присядьте за свои
парты. Продолжим наше путешествие. (Обучающиеся тихо и соблюдая
правильную посадку, присаживаются за парты.)
– Путешествие по приметам весны продолжается. (Слайд 20)
– Назовите пятую примету. (Весной появляются первые
цветы.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с
помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
– Как называются первые цветы? (Первые цветы называются
подснежниками.)
– На этой поляне с подснежниками предлагаю вам следующее
задание.(Слайд 21)
в) Решение примеров.
– Получите карточки. (Раздаются карточки с цепочками.)
Выполним игровое упражнение «Цепочка».
Впишите нужные числа в пустые фигуры, прежде составив и записав
пример в тетрадях (дифференцированное задание). (Составляют по
карточкам и решают примеры, затем вписывают нужные числа в пустые
фигуры на карточках.)
– Обучающиеся III группы работает со мной у доски, а остальные
самостоятельно в тетрадях. Отступите от решённой задачи одну
клеточку вниз и восемь клеточек вправо. Запишите слово примеры с
заглавной буквы. Приступим к выполнению задания.
Запись на карточках:

– Проверяем выполненное задание по цепочке с комментированием.
(Обучающиеся объясняют выполненное задание по
цепочке: К 2 прибавить 5 получится 7 (2+5=7). К 7
прибавить 3 получится 10 (7+3=10). К 10 прибавить 10
получится 20 (10+10=20). Из 20 вычесть 1 единицу получится
19 (20–1=19). Из 19 вычесть 1 единицу получится 18
(19–1=18). Из 18 вычесть 1 единицу получится 17
(18–1=17).)
– Молодцы! Задание выполнено, получите капельки. (Выставляются
обучающимся оценки за решение примеров. Раздаются капельки с
оценками.)
– Продолжаем путешествие. (Слайд 22)
– Рассмотрите картинку. Назовите шестую примету весны.
(Весной просыпаются насекомые.)
– Для проверки нажмите на шляпу. (Обучающиеся нажимают с
помощью компьютерной мышки на шляпу, прослушивают и анализируют
правильный ответ.)
– Каких насекомых вы знаете? (Бабочка, стрекоза, оса, пчела,
муха, комар, кузнечик.)
г) Геометрический материал.
– На этой страничке путешествия выполним геометрический
материал.
(Слайд 23)
Рисунок на карточке:

– Обратите внимание. На карточке изображены точки. Сначала
по клеточкам перенесите их к себе в тетрадь в таком же
расположении друг от друга. Потом соедините эти точки по порядку
прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью линейки. И вы
узнаете, что находится ещё на поляне, где просыпаются насекомые.
Приступим к выполнению данного задания. (Обучающиеся переносят
по клеточкам данные на карточке точки, соединяют их
по порядку прямыми линиями, начиная с числа 10 с помощью
линейки.)
– Что у вас получилось? (У нас получилась ель.)
– Как вы думаете, из каких геометрических фигур её можно составить?
(Её можно составить из одного большого треугольника, двух
маленьких треугольников и двух одинаковых квадратов.)
– За выполнение геометрического материала получите капельки с
оценками. (Выставляются обучающимся оценки за выполненный
геометрический материал. Раздаются капельки с оценками.)
5. Объявление домашнего задания
– Итак, геометрический материал выполнен и оценен. Перейдём к информации по домашнему заданию. Домашнее задание у каждого из вас на карточке. Даны примеры. Вам необходимо сначала вписать нужные числа в пустые квадраты на своих карточках, затем переписать примеры в рабочую тетрадь.
(Слайд 24)
1 группа – 1, 2, 3 столбики,
2 группа – 1, 2 столбики,
3 группа – 1 столбик.
Запись на карточках:

6. Подведение итогов
– Наше путешествие подошло к концу. Подведём итоги.
(Слайд 25)
– Чем занимались на уроке? (Сегодня на уроке мы путешествовали.
По картинкам определяли приметы весны. Выполняли задания. Писали
число 20. Решали задачу, примеры в пределах 20. Вписывали числа в
пустые фигуры. Рисовали ель по точкам.)
– На следующем уроке мы будем продолжать работать над числом 20.
При выполнении заданий мы будем находить пропущенные числа,
сравнивать числа между собой, находить двузначные числа среди
однозначных чисел, выполнять сложение и вычитание в пределах 20. А
сейчас сосчитайте капельки с каждой оценкой отдельно, полученные за
выполнение заданий на уроке. Поднимите капельку с оценкой,
которой получилось больше всего. (Считают и поднимают
капельки с оценкой, которой получилось больше всего.)
– Вот с такой капельки начинается ручеёк, а с маленького успеха
начинается большой успех в освоении математики. Эти оценки и
будут выставлены вам в журнал. (В журнал выставляются
оценки.)
(Слайд 26)
– Спасибо всем за работу на уроке.
Список используемой литературы:
- Алышева Т. В. Математика: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011;
- Алышева Т. В. Математика: Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010;
- Кудрина С. В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010;
- Презентация «Методика обучения составлению рассказа по пейзажной картине». /Лексическая тема: весна (подготовительная группа);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под ред. В. В. Воронковой. Подготовительный, 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2010;
- Урок математики во 2 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток». Учитель: Сюзева Е.М. Интернет-ресурсы;
- Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005.