Учебный процесс с информационными технологиями

Разделы: Коррекционная педагогика


Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования.

Ни одна отрасль науки не развивается так стремительно, как информатика. Компьютеризация охватила все стороны жизнедеятельности человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Пользователем компьютера может стать любой человек. Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку, поэтому уже в начальной школе изучается данный предмет.

В современной коррекционной школе тоже возникла необходимость изучения компьютерной грамотности для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Применять и уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детям с умственной отсталостью. Внедрение в нашу повседневную жизнь мобильных телефонов с их неограниченными возможностями, компьютерных терминалов оплаты и различной удобной в применении техники ставит перед нами необходимость обучения наших учащихся знаниям и умениям пользоваться этими достижениями технического прогресса.

Передо мной, как перед современным учителем, возникла такая проблема, как наиболее успешно научить ученика работе с новыми техническими средствами. Наиболее приемлемым для обучения я выбрала компьютер. Это одна из самых доступных в нашей школе современных машин. С помощью компьютера можно научить ребят пользоваться современной техникой, овладеть основами специальности секретарь.

Введение пропедевтического курса информатики в начальных классах специальной коррекционной школы VIII вида обусловлено следующими причинами:

  • наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся 2-4 классов легче и быстрее, чем старшеклассники осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления;
  • распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению компьютерной грамотности;
  • роль компьютера как средства модернизации процесса образования неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотным пользователем;
  • внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов.

Но кто же должен вести данные уроки? Только учитель-дефектолог, знающий все особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, владеющий методикой преподавания предметов в коррекционной школе, хорошо владеющий знаниями возрастных особенностей учащихся в состоянии обеспечить такой учебный процесс, который не будет вреден для здоровья школьника. Но обучение основам компьютерной грамотности требует специальных знаний информатики. Эти знания мной были получены на курсах повышения квалификации учителей.

На любом уроке частных методик, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как ещё один источник дополнительной информации по предмету, что увеличивает скорость подачи качественного материала одного урока.

Рассмотрим плюсы и минусы данного вида обучения.

Плюсы:

  • стабильно высокая мотивация учения за счёт игровой, исследовательской формы учебных заданий, мгновенная реакция компьютера на правильность их выполнения;
  • возможность дифференциации процесса обучения за счёт индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности;
  • расширение спектра способов предъявления учебной информации за счёт использования различных мультимедийных средств.

Минусы:

Важным является рассмотрение возможных негативных проявлений информатизации школы, а также способов их преодоления. Главным из них является угроза здоровью учащихся. Причинами ухудшения зрения, осанки школьников может стать несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации работы с компьютером, в том числе превышение допустимого времени пребывания школьников перед включённым компьютером.

Используя в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, педагог должен помнить о необходимости сохранения здоровья учащихся.

Для улучшения осанки использую специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области “медицинской эргономики” и включает принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения). Эрг-упражнения просты, занимают очень мало времени, повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером.

Также мной подобран материал для проведения гимнастики для глаз, физминуток, разминок до работы и после (танцевальных, музыкальных, общих), гимнастики для пальцев рук, специально разработанных для применения при работе с компьютером.

По нормам СанПиНа длительность непрерывной работы с видеодисплейными терминалами составляет для учащихся 1-5 классов не более 15-20 минут. В течение недели, количество уроков с применением ТСО, не должно превышать для обучающихся 1 ступени 3-4, обучающихся 2 ступени 4-6.

Один раз в четверть проводится беседа (инструктаж) по правилам поведения при работе с компьютером.

Я работаю с классом для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Мой опыт работы показывает, что, не смотря на сложный диагноз, учащиеся вполне успешно овладевают навыками работы на компьютере. В нашей школе нет специального компьютерного класса. Но у нас есть возможность заниматься с детьми на ноутбуках. В данном виде работы есть свои плюсы: ноутбук мобилен, не требует специальной установки на парте, занимает мало места на рабочем столе, по мере необходимости его можно принести в класс на любой урок.

Уже в первом классе для детей с умеренной умственной отсталостью успешно применяется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point, с помощью которой успешно показываются эффектные наглядные материалы. А в следующих классах в неё включаются схемы задач, примеры, тестовые задания, задания для физминуток и минуток чистописания.

В дальнейшем, с 3-4 класса, уже можно применять информационно-обучающие программы. Мной созданы самые простые задания для обучения работе с компьютерной мышью (“Покажи фигуру”, “Покажи цифру (букву)”, “Покажи и перенеси на другое место”, “Выложи столько же”, “Реши примеры” и т.д.). Все задания носят практическую направленность и разработаны на основе учебного материала. Так же использую и простые компьютерные игры для детей 3-4 лет.

Работу по обучению работе на компьютерной клавиатуре с учащимися целесообразно начинать с 4-5 класса. Если в предыдущих классах возможно было использовать компьютер на уроках как одну из форм преподнесения материала или проведения тестирующего задания, то обучение работе на клавиатуре требует специального времени, а в учебном компоненте у нас нет уроков информатики. Мы нашли выход из данной ситуации и для работы стали использовать частично уроки игротерапии, мир и человек, трудового обучения и социально-бытовой ориентировки без ущерба изучению программного материала. Особенно хорошо использовать уроки трудового обучения и СБО, так как для проведения данных уроков класс делится на две группы и на уроке присутствует 3-4 человека, что обеспечивает более удобную форму проведения урока.

Мной разработана программа обучения работе на персональном компьютере, которая рассчитана на 2-3 года в зависимости от умений детей. Работа по данной программе начинается с 3 класса. В данную программу включается изучение основ работе с принтером, ксероксом.

Прохождение курса обучения даёт возможность обеспечить дальнейшую профессиональную деятельность ученика специальной коррекционной школы VIII вида – обучение основам специальности помощник секретаря и их дальнейшее успешное устройство на работу.

Возможность применения информационных и коммуникативных технологий в педагогической практике положительно влияет на познавательную мотивацию, учебную активность и инициативность учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Учащиеся испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

При условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья собственной образовательной траектории.