Тип: урок обобщения и систематизации и углубление знаний, полученных в начальной школе по данной теме.
Цели:
- Образовательные:
- обучить учащихся способам решения задач на встречное движение и движение в одну сторону;
- обеспечить условие для усвоения всеми учащимися понятий скорость сближения и скорости удаления;
- определить уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала;
- провести коррекцию уровня сформированности умений в ходе урока.
- Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать творчество и кругозор учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство уверенности в своих силах;
- на примерах задач учить разрешать жизненные ситуации;
- воспитать в детях патриотические чувства и гордость за страну.
Форма: беседа, иллюстрация.
Оборудование: доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах. Медиапрезентация (Приложение 1), ноутбук.
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности, реализация принципа связи теории и практики.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи.
Регулятивные УУД: Постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану. Контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: совместное решение задач (в парах), демонстрация и оценивание полученных результатов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью и цели учебной деятельности ее и мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Ожидаемые результаты: каждый ученик должен проводить классификацию задач по видам (в одном и противоположном направлении) Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи. Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.
Основные понятия: путь, скорость, время, противоположное и встречное направление.
Межпредметные святи: природоведение, физкультура.
Ресурсы: учебник по математике 5 класс Виленкин, интернет, информация СМИ.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Время |
Орг. момент | Проверяет свою готовность к уроку. Приветствие. Какое у вас настроение? Как вы заметили у нас сегодня необычный урок, сегодня у вас открытый урок. | Настраиваются на урок. | 1 мин. | |
Мотивационный | Представьте, что мы находимся далеко за пределами нашей республики. Смотрим на слайд. И сопровождают нас сегодня белый медведь, зайка и леопард. Так, где же мы находимся? (Сочи) Почему вы так утверждаете? (Это символы зимних олимпийских игр) Все смотрели олимпиаду? Болели за наших спортсменов? Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Оолимпийские игры) | Слушают речь учителя, психологический
настрой на продуктивную работу. Включаются в беседу. |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. | 3 мин. |
Устный счет | Спортсмены, перед тем как выйти на
старт, разминаются. Давайте мы, тоже начнем урок с
разминки наших мозгов, т.е. с устного счета.
Подготовились? Слушаем внимательно. (33, 15)
|
Отвечают на вопросы: 33 медали завоевали Российские спортсмены. 15 дисциплин |
Уметь проговаривать
последовательность действий на уроке
(Регулятивные УУД) Знать и ориентироваться в происходящих значимых событиях. (Познавательные УУД) |
5 мин. |
Актуализация знаний | Чтоб завоевать медали спортсмены
усиленно тренировались, бегали, прыгали, падали,
стреляли и т.д. они все время находились в
движении, лишь после соревнований они отдыхали.
Например, в скоростном спуске для результата что
важно? (Время) При прыжках с трамплина, что
учитывают? (Путь) Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? – Какие задачи на движение вы знаете? – встречное; – в противоположных направлениях; – вдогонку; – Вспомним формулы нахождения величин движения: – скорость, время, расстояние. В начальной школе вы уже знакомились, как находить путь, скорость и время. |
Включаются в беседу. Самостоятельно
выделяют и формулируют тему урока, связь
математики и олимпиады, цели урока. Записывают дату и тему урока. Тема: движение Должны сформулировать правило нахождения пути, скорости и времен |
Уметь оформлять свои мысли в устной
форме (Коммуникативные УУД) Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) |
5 мин. |
Практическая фронтальная работа. | Фронтальная работа. Учитель записывает
рассуждения и решения детей на доске. Легкие задачи на нахождение элементов: Задача 1. Скорость самолета 200 км/ч. Время полета до Сочи 6 часов. На каком расстоянии находится Сочи с Якутска? (Ответ: 1200 км) Задача 2. Последним соревнованием на олимпиаде был командный марафон на 50 км. Где наши спортсмены Александр Легков, Максим Вылегжанин и Илья Черноусов заняли все призовые места. Средняя скорость лыжника составляет 25 км/ч. Через какое время завершил соревнование лыжник? (Ответ: 2ч) Задача 3. Болельщик от олимпийского стадиона «Фишт» до Горнолыжного центра «Роза хутор» потратил 30 минут. Его скорость равна 1,6 км/мин. Какое расстояние между стадионами? (Ответ: 48 км) |
Рассуждают и решают устно задачи. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи. | 10 мин. |
Физкульт. минутка | Давайте представим себе, что мы
биатлонисты (это еще один олимпийский вид
спорта). Он сочетает в себе лыжные гонки и умение
точно стрелять. Представили!!! Представим себе, что мы биатлонисты. Для этого сначала подвигаем рукам, так как будто мы идем на лыжах, а потом постараемся поразить глазам все пять мишеней на экране, Закончили стрелять? Значит, опять бегом на лыжи. И опять стреляем!!! |
Выполняют упражнения | 2 мин. | |
Групповая работа. Работа на доске | Даются задачи на движения на карточке. (Приложение 3) Задача 1. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два болельщика. Первый направляется в сторону большого ледового дворца «Большой», а второй сторону дворца зимнего спорта «Айсберг». Скорость одного из них 0,5 км/ч, а другого 0, 4 км/ч. Сколько метров будет их отделять друг от друга через 2 часа? (Ответ: 1,8 км или 1800 м) Задача 2. Два лыжника Фуркад и Крюков начали соревнование. Скорость Фуркада 24 км/ч, а у Крюкова на 2 км/ч меньше. Через 1,5 часа на сколько отстанет Крюков от соперника? (Ответ: 3 км) Задача 3. Из одной и той же точки одновременно выехали 2 фигуриста Татьяна Волосожар и Максим Траньков . Через 3 секунды расстояние между ними стало 21 м. Найдите скорость Татьяны, если скорость Максима 4 м/с. (Ответ: 3 м/с) |
Группами (парами) решают задачи на карточках. И каждая команда выводит одного представителя на защиту решения задачи. | Коммуникативные УУД: совместное решение задач (в парах), демонстрация и оценивание полученных результатов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. | 10 мин. |
Итог урока | Теперь из полученных карточек
составьте слово. Что означает это слово? Кто победил в этих олимпийских играх? А мы сегодня победили? Конечно да, потому что мы решили все задачи. (Приложение 2) |
ПОБЕДА | Познавательные УУД: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы. | 3 мин. |
Рефлексия учебной деятельности | Постарайтесь составить из имеющихся у
вас букв слово. Ответ: «ПОБЕДА». Теперь поговорим об уроке: – Какую цель ставили мы в начале урока? – Достигли цели? (Да) – Какая тема урока была? – Какие математические термины, сведения и информации вы сегодня повторили, узнали? – Для чего нужно знать математику? (Математические задачи встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.) – Расскажите по схеме, чему научились на уроке?
|
Высказывают свое мнение. Анализируют и оценивают свою работу и работу товарища. | Уметь оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Личностные УУД |
5 мин. |
Домашнее задание. | Составить математическую задачу из жизни | Записывают в дневниках домашнее задание | 1 мин. |