Расширение экономического кругозора младших школьников и игровые моменты в формировании элементарных знаний по экономике

Разделы: Начальная школа


Каждый день мы слышим слово «экономика». С экономикой сталкивается любой человек.
Очень жаль, что сейчас в начальной школе отменён этот курс, а ведь экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление. Целью экономического образования является приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

В начальной школе дети знакомятся с тем, что экономика включает в себя 5 разделов.

В переводе это слово означает «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел, забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она даёт о себе знать? Прежде всего ценой. Каждая вещь в нашем доме имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает нам выбор: это дорого, а это можно купить. Деньги – это кровь экономики. Они «текут» от покупателя к продавцу и рынок живёт.
Мы проанализировали курс «Окружающий мир» по всем программам, которые ведутся у нас в школе, и параллелям и выяснили, что вопросы экономики освещены во всех классах и по всем программам. (Приложение 1)

А вот тема «Деньги» изучается только в 3 классе по системе Школа России.

Мы провели анкету среди обучающихся 2-4 классов. Вопросы в анкете были такие:

  1. Есть ли у тебя личные деньги?
  2. Откуда ты их берёшь?
  3. Много ли их бывает?
  4. На что ты их тратишь?
  5. Как бы ты поступил, имея в наличии 1 млн. долларов?

Варианты ответов: жильё, питание, покупка машины, развлечения, покупка одежды, путешествие, помощь нуждающимся, на здоровье. (Приложение 2)

Проанализировав ответы детей, можно прийти к выводу, что «карманные» деньги имеет теперь каждый обучающийся в начальной школе. Они пока ещё не знают настоящую «цену» деньгам, тратят их, в основном, на свои удовольствия. Но когда речь заходит о большой сумме денег, то даже в младшем школьном возрасте они понимают, что в жизни важнее и куда правильнее их потратить.
Так как эта тема близка и интересна детям, мы решили пополнить их знания о деньгах через разные виды работ на других уроках.

ЧТЕНИЕ

  1. Карточки: «Деньги из книжек». (Приложение 3)
  2. Пословицы и поговорки о деньгах (Дети рисовали рисунки, как они понимают выбранную пословицу).
  3. Загадки о деньгах. (Приложение 4)
  4. Крылатые слова и выражения. (Приложение 5)
  5. Дополнительное чтение художественных произведений:

а) Г.Х.Андерсен «Серебряная монетка» Из этой книги дети узнают, откуда появилась монета (монетный двор), из чего изготавливается (из серебра), почему её в других странах принимают за фальшивую (на ней изображён другой герб);
б) Г.Х.Андерсен «Калоши счастья» (о власти денег) и др.

МАТЕМАТИКА

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например: при изучении темы “Цена, количество, стоимость” дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли. При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

  1. Б.А.Райзберг «Математические задачи с экономическим содержанием для начальной школы».
  2. Задачник Г. Остера.
  3. Логические задачи.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рефераты на темы: «Животные на монетах», «Памятные монеты».

Оформление буклетов по рефератам.

  1. Презентация «О чём рассказала монета». (Приложение 6)
  2. Викторины: «Происхождение российских денег», «Золото», «Денежная».
  3. Ребусы, шарады.

ТЕХНОЛОГИЯ

Проект «Рисуем деньги» (Приложение 7)

По опыту можно утверждать, что такая работа дает положительные результаты:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;
  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;
  • усиливает познавательные мотивы;
  • расширяет личный опыт учеников;
  • повышает качество и прочность знаний;
  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

За время нашей работы по теме «Деньги», мы пришли к выводу, что даже в младшем школьном возрасте в наше время деньги играют важную роль. Они могут влиять на людей, на личность человека. Могут изменить характер, поведение и взгляды на жизнь. Некоторые люди с появлением большого количества денег изменяются в плохую сторону, становятся жадными. Но, с другой стороны, деньги приносят благо человеку, когда он перестаёт в чём-то нуждаться и становится счастливым. Это должен понимать каждый.

Поэтому с раннего возраста необходимо воспитывать у детей правильное отношение к деньгам, уметь их «ценить», умело ими распоряжаться.

Источники информации:

1.Федоренко П., Хайлов Л. История денег. – М.: Малыш, 1995. – 110 с.
2.Преображенский А.А. История раскрывает тайны. – М.: Дет. лит., 1991. – 143 с.
3.Потин В.М. Монеты. Клады. Коллекции. – СПб.: Искусство, 1992. – 303 с.
4. Федоров-Давыдов Г.А. Монеты рассказывают. – М.: Педагогика. 1981. – 112 с.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Клады и сокровища. – М.: Изд-во АСТ, 1998. – 480 с.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Коллекции и коллекционеры. – М.: Изд-во АСТ, 1999. – 464 с.
7. Фирсов Е.Г. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. – Ярославль: 1998.
8. http://ru.wikipedia.org
9. http://www.russian-money.ru
10. http://www.money-gain.ru
11. http://www.e-allmoney.ru