Цель: Углублять представление детей о добре как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Задачи:
- Закрепить представление о добре и зле
- Развивать способность противостоять злу, желание делать добро.
- Воспитывать доброту, отзывчивость.
Оборудование: пословицы; выставка книг, заготовки солнце на каждого ученика и одна чёрная туча на доске, фонограмма песен “Улыбка”, “Если добрый ты”, “Настоящий друг”.
Ход занятия
Оргмомент. Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы улыбнёмся им и пожелаем здоровья! (Дети улыбаются и говорят “Здравствуйте”).
Действительно, ребята, одно слово “Здравствуйте” заменяет целое предложение “Желаем здоровья!”
А сейчас нам расскажет стих Лера.
“Здравствуйте!”- ты скажешь человеку!
“Здравствуйте!”- улыбнётся он в ответ.
И, наверное, не пойдёт он в аптеку,
И, здоровым будет много лет.
Настрой на работу.
Слайд1(солнце и песня “Улыбка”)
В. Ребята, улыбнитесь солнышку, а теперь друг другу. Вижу, теперь у вас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие, постарайтесь быть внимательнее и добрее друг к другу. А сейчас нам расскажет стих Кристина.
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
В. Ребята, а тему нашего занятия мы сформулируем вместе.
На доске запись.
В5ЕЖ70Л1И9В032СТ4Ь И Д10Б6Р0Т3А
Нам нужно зачеркнуть в этих словах все цифры, кроме нуля и тогда мы узнаем тему нашего занятия. Давайте вместе прочитаем тему нашего занятия “Вежливость и доброта”. Ребята, а как вы думаете какого человека мы называем вежливым? (ответы детей). А добрым? (ответы детей).
Слайд 2. Вежливость - это совокупность правил приличия, умения вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.
Слайд 3. Доброта - это отзывчивость, стремление делать добро другим.
Слайд 4. Давайте вместе прочитаем правило вежливости:
- В вежливости проявляется отношение к другим людям.
- Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
- Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
- Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость
- Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Слайд 5. Правило доброты:
- Помогать там, где нужна помощь.
- Выручать друзей в беде.
- Улыбаться тем, с кем общаешься.
- Не жадничать.
- Не завидовать.
- Прощать ошибки других.
Слайд 6. Ребята, в каждом из нас есть маленькое солнце, это солнце доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Первые слова, которыми мы начинаем день - это (какие слова?) “доброе утро”. Произнося “доброе утро”,, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, весёлым, добрым. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: “Доброе утро!”- и сразу станет теплее, радостнее.
А как нужно произносить эти слова? (с улыбкой, спокойным голосом).Сейчас выйдут два ученика и один скажет “доброе утро” с улыбкой, радостно, а другой грубым голосом и нахмурившись. А мы посмотрим чьё “доброе утро” нам больше понравится.
Слайд 7. Ребята, я знаю, что все вы любите сказки? А вы помните, что в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я показываю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. (Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Красная шапочка, волк, Золушка, Мальвина, Баба-Яга, Водяной, Винни-Пух, Доктор Айболит).
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? На злого или доброго? Почему?
А вы знаете, что добро всегда приносит радость окружающим людям. И первый шаг к доброте - это доброе слово.
И сейчас мы с вами поиграем в игру “Доскажи словечко”. Слайд 8.
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого...(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (Добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит ( извините, пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорят (До свидания)
Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всём быть полезными людям.
А какие добрые поступки совершали вы? (ответы детей).
Давайте поиграем в игру, которая называется “Дружные ребята”.
Встаньте в большой круг плотнее, руки вытянете вперёд. Ваша задача прокатить мяч по кругу в ладошках и не уронить его. (под музыку).
А как вы думаете, почему у нас не упал мяч? Молодцы, потому что мы дружные. А дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.
Слайд 8. Давайте прочитаем вместе “Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе”.
А сейчас я хочу поиграть с вами ещё в одну игру “Плохо-хорошо” (хлопаем - хорошо, топаем – плохо).
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться...
- Не уступить старому человеку место в транспорте
- Поднять упавшую у друга вещь.
- Обмануть товарища.
- Вымыть доску в классе.
Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих.
Ребята вспомните Доктора Айболита. Каким он был? (добрым). А каким был Бармалей (злым). Чем же закончилась их встреча? Доктор Айболит перевоспитал Бармалея. Пират стал добрым и воспитанным.
Слайд 9.
Злость нельзя в себе копить!
Это чувство страшное!
Знай, злодеем в жизни быть-
Самое ужасное.
Ребята, много славных дел ждёт вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость и доброта , радует людей и делает их стойкими и весёлыми. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.
Представьте себе, что у каждого из вас есть своё солнце, возьмите его и нарисуйте ему ротик, который соответствует вашему настроению, а на лучах напишите как можно добрых и вежливых слов. А сейчас каждый выйдет к доске и наклеит своё солнышко на хмурую тучу. Посмотрите, как стало светло и тепло в нашем классе от ваших тёплых лучей.
А сейчас мы все вместе исполним песню кота Леопольда “Если добрый ты”.