Цель: Познакомить детей и взрослых с природными особенностями, традициями и культурой Красноярского края.
Задачи:
- Обобщить знания детей о родном крае.
- Формировать элементарные историко-географические представления.
- Воспитывать интерес к истории и культуре родного края
(1-слайд)
На заднике герб Красноярского края, флаг России, в верхнем левом углу высечена карта Красноярского края.
Под торжественную музыку на сцену выходят ведущие.
Ведущий (взрослый):
Необозримый и широкий
Мой край встает передо мной.
Он весь в работе, весь в учебе,
Он весь преображен трудом.
Мальчик:
Находится здесь центр России -
Так с гордостью мы говорим.
И даль становится мне ближе,
И мне отчетливо видны
Девочка:
Гул Заполярного Норильска,
Смех в новостройках детворы!
Мальчик:
Я вижу как мечтой о рельсах
В тайге, где даже тропок нет,
Девочка:
Прокладывали люди рельсы
Дороги Абакан - Тайшет.
Взрослый:
И нет предела нашим планам!
Они, друзья мои, и впрямь
Все:
По высоте под стать Саянам,
По широте под стать морям!
Взрослый: Добрый день, дорогие друзья!
Дети: Здравствуйте!
Мальчик: Начинаем праздничный концерт, посвященный 80 - летию образования Красноярского края!
Девочка: Наш концерт будет необычным. Мы отправимся в путешествие с юга края на север.
Взрослый: Замечательно, а во время путешествия будем делать остановки, и знакомить наших зрителей с самым интересным, что там увидим. Согласны?
Дети: Да!
Взрослый: Открываем наш концерт - путешествие песней “Край родной”.
Девочка: А исполнят ее ребята из группы “Ромашка”.
Мальчик: Встречайте наших артистов аплодисментами!
(2-слайд)
(Песня “Край родной” исполняют дети из гр. “Ромашка”).
(3-слайд)
Взрослый: Алиса, Алеша, мы с вами живем в какой части нашего края?
Дети: На юге.
Взрослый: Здесь самый благоприятный климат для выращивания зерна, а по сбору зерна наш край вот уже 10 лет занимает 1 место в Сибирском федеральном округе.
Мальчик. Вот почему на нашем гербе изображен серп!
(4-слайд)
Взрослый: Но в наших южных краях выращивают еще и замечательные фрукты и овощи. Какой у нас самый знаменитый овощ?
(5-слайд)
Дети: Помидор.
Девочка: Я очень люблю праздник Минусинского помидора, который проводится каждый год в нашем городе, и мы с папой и с мамой всегда на него ходим.
Мальчик: Я тоже всегда хожу на этот праздник, и сейчас мы услышим помидорные частушки в исполнении ребят из группы “Нарцисс”.
(6-слайд) “Помидорные частушки”
В Минусинске мы живём,
Вкусный пряники жуём,
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споём.Помидоры, помидоры -
Все, словно с картиночки!
И прославили наш город
Наши минусиночки.Всем известен с давних пор
Минусинский помидор -
В Красноярском крае
Лучшего не знают!Помидор - не сувенир,
Овощ уникальный.
На салат и на гарнир
И в засолке главныйВ Минусинске весь народ
Овощем любуется.
Ждет, что Дума назовёт
“Помидорной” улицу!Помидор наш вообще
Гордость минусинцев
И с заморским овощем
Близко не сравнится.
(7-8слайд)
Взрослый: С южных районов края двигаемся вниз по Енисею на север и любуемся красотой Сибирской природы. Писатели, поэты, художники, композиторы не раз воспевали ее в своих произведениях, а мы с вами послушаем стихи в исполнении наших ребят. . (9-слайд)
Дима Ельчанинов “Родимый край” автор Анатолий Третьяков.
Родимый край!
Саянские отроги.
И степь, и тундра...
И во всей красе
Тайга на скалах.
Где кипят пороги,Весь в облаках, как в перьях Енисей.
Какая мощь в тебе,
Мой край таежный!
И нет тебя прекрасней и родней.
Как хорошо, что здесь порою можно
С природою побыть наедине.
Алиса Соколова. “Кедры” автор Казимир Лисовский.
Насквозь исхлестанные ветром,
Косыми прутьями дождя,
Стоят величественно кедры
Корнями в скалы уходя.Стоят на горном перевале,
Стоят всем вьюгам вопреки.
Стоят - и их ничто не сломит,
На то они - сибиряки!
Коля Запольских. “Край наш Красноярский” автор Раицкая.
На карте мира место есть
И нет его прекрасней,
Зовется место это здесь,
Край Красноярский!И не устану никогда
Твердить одно и тоже-
- Край Красноярский
Родина моя и нет его дороже!!!
(10-13слайд)
Взрослый: Продолжаем путешествие по Енисею и приближаемся к краевому центру, но я предлагаю сделать остановку в знаменитом на всю Россию селе под Красноярском - деревне Овсянка.
Мальчик: Родине замечательного красноярского писателя Виктора Петровича Астафьева.
Взрослый: Вот что говорил об Овсянке Виктор Петрович. “Родное село - самое главное, самое светлое место у человека. Где бы я ни был, где бы ни жил, всегда помнил об этом”. В дань памяти и глубокого уважения к великому Красноярскому писателю в нашем концерте прозвучит русская народная песня в исполнении сводного оркестра народных инструментов “Светит месяц”
(Оркестр народных инструментов)
(14-слайд)
Девочка: И, наконец, мы в Красноярске - столице нашего края. Погуляем по городу, полюбуемся его красотой!
На фоне слайдов звучит стихотворение Н. Анишиной “Славься в веках Красноярск”
(15-16 слайд)
Славим столицу Сибирского края,
Светлый, приветливый наш Красноярск.
Ярким и свежим нарядом сверкая,
Ты вдохновляешь и радуешь нас.Чтим все твои ордена трудовые,
Множим успехи упорным трудом.
Здесь, в благородных просторах России,
Малая Родина ты, отчий дом!
(17-21 слайд)
Люди таланты свои раскрывают,
И в благодарность счастливой звезде,
Имя твое, Красноярск, прославляют
В спорте, науке, искусству, труде!Мир красотою “Столбы” восхищают,
И Енисей величав без прикрас.
Гордостью наши сердца наполняют
Славься во веки веков, Красноярск!
(23-слайд)
Взрослый: Столица нашего края замечательный город, но я хочу рассказать вам и нашим зрителям о Краевом Доме народного творчества.
Много лет назад работал там удивительный человек Константин Михайлович Скопцов. Он ездил по всему необъятному нашему краю и записывал в деревнях старинные народные песни, частушки, праздники. Давайте посмотрим фрагмент “Сибирского капустника”
(Фрагмент народного праздника)
(24-слайд)
Взрослый: Нам с вами пора двигаться дальше. Посмотрите на карту. Мы плывем мимо самых густонаселенных районов края. На нашем пути города Сосновоборск, Железногорск, Канск, Ачинск, Назарово, Иланск.
Представим, что мы с вами заглянули в один из дворов такого города, и увидели, например, как ребятишки зимой сами в своем дворе строят горку! . (25-слайд) Инсценировка рассказа Н. Носова “Горка”
(26-слайд)
Мальчик: Смотрите, какое интересное название на карте - Казаченское.
Взрослый: И не случайно! Ведь Сибирь осваивали казаки, вот и сохранилось такое название, да не просто село, а целый район так называется - Казаченский.
Девочка: Наши зрители сейчас увидят казачий танец
Взрослый: а исполнят его ребята из группы “Мишутка”
(Исполняется Казачий танец”).
Взрослый: Покидаем Казаченское, двигаемся дальше вниз по Енисею и вступаем в Заполярную зону.
(27-слайд)
Девочка: Здесь находится самый северный город нашего края Норильск.
(28-слайд)
Мальчик: Здесь край вечной мерзлоты. Здесь царство Снежной Королевы!
Взрослый. Да, где-то сюда, в эти края попали герои Ганса Христиана Андерса Кай и Герда. Представляю, как трудно им было! Холод, лютый мороз, пронизывающий ветер. Слышите?
(29-слайд)
(Звучит фонограмма ветра, вьюги.)
(30-слайд)
На сцене сидит Кай и складывает из льдинок слово “Вечность”
Герда (кричит): Кай! Кай! Отзовись... (Выбегает на сцену, подбегает к Каю.) Кай! Кай, почему ты молчишь?
(31-слайд)
Кай: Тише, ты сбиваешь меня.
Герда: Кай, милый, это я! Ты меня забыл?
Кай: Я никогда ничего не забываю.
Герда: Кай, я нашла тебя, а ты даже не сказал мне “Здравствуй!”
Кай: (сухо): Здравствуй, Герда.
Герда: Кай, что ты делаешь?
Кай: Я должен сложить из льдинок слово “вечность”, и Королева подарит мне весь мир.
Герда ( бросается к Каю и обнимает его): Кай, Кай пойдем домой. Я не могу тебя здесь оставить... ты тут все забыл... Ты сидишь и сидишь, как будто на свете нет ни детей, ни взрослых, как будто никто не плачет и не смеется, а только и есть в мире эти кусочки льда... (Герда обнимает Кая и плачет.) А бабушка все плачет и стоит у ворот, Кай! Дождик идет, а она все стоит и ждет, ждет, ждет... Помнишь, как она нам пела: “Розы цветут - красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа”. (Герда плачет.)
(32-слайд)
Взрослый: Ребята, смотрите, смотрите! Герда заплакала, горячая слезинка упала на грудь Кая и растопила его ледяное сердце.
Кай: Герда! Герда, это ты? Ты плачешь? Что случилось? Кто посмел тебя обидеть? Как здесь холодно! (Пробует идти, ноги плохо ему повинуются.)
Герда (поддерживает его) Идем!.. Ничего, ничего, шагай! Нас ждут друзья, бабушка... Мы дойдем, дойдем, дойдем!
(Кай с Гердой уходят).
Взрослый: Хорошо, что у этой сказки счастливый конец и все герои оказались вместе.
Девочка: В сказках всегда счастливый конец.
Мальчик: Ну, а мы с вами продолжаем вести концерт.
(33-слайд)
Взрослый: с полуострова Таймыр. Мы ведь с вами сюда приплыли. А здесь, на севере нашего края, живут замечательные народы: эвенки, ненцы, долгане, нганасане. Их язык, культура отличаются от нашей.
Девочка: У них и одежда, и танцы другие, и мы это сейчас увидим.
В танце девочки восхваляют реку Томпо.
Взрослый: А вон она на карте!
(34-слайд)
Девочка: Они благодарят реку за то, что она дает им рыбу, чистейшую воду. А вода это источник жизни - так считают эвенки.
(35-слайд)
(исполняется эвенкийский танец)
Взрослый: Мы с вами проделали большой путь, проплав по Енисею с юга на север тысячи километров, а теперь пора назад, домой.
(36-слайд)
Дети: Да, возвращаемся в Минусинск!
Взрослый: Возвращаемся и слышим задушевную песню.
(песня “Родной Минусинск”)
Пахнет мятой и резидой,
Тополя склонились к реке.
Город мой небольшой такой,
Я пою эту песню тебе.Припев: Минусинск, ты мой родной,
Я люблю тебя всей душой.
И горжусь твоей красотой,
Я всегда буду город с тобой.
(37-слайд) (38-слайд) (39-слайд)
II. Манит синей прохладой лес,
Ветерок гладит тёплой рукой.
Карусель из ярких чудес
Дарит мне мой город роднойПрипев: Минусинск, ты мой родной,
Я люблю тебя всей душой.
И горжусь твоей красотой,
Я всегда буду город с тобой.
(40-слайд) (41-слайд) (42-слайд)
Здесь мой дом и улыбки друзей,
Тополей над рекой строгий ряд.
Уголок России моей
Он всегда мне по доброму рад.Припев: Минусинск, ты мой родной,
Я люблю тебя всей душой
И горжусь твоей красотой,
Я всегда буду город с тобой.
(43-слайд) (44-слайд) (45-слайд)
Чтецы:
Я - частица земли Минусинской,
Хлебородной, озерной, лесной,
Где шумят тополя - исполины,
Словно стражи стоят над рекой!Я - частица земли Минусинской,
Где черемухи белый снежок,
И березы с зеленой косичкой,
Да весенних скворцов голосок.Я - частица земли Минусинской,
Где рассветные росы в лугах,
Ширь полей, Енисейские зори,
Молодецкая удаль в плечах.Я - частица земли Минусинской,
Где тропинок бескрайний простор.
Хороша ты, родная сторонка
С теплым плесом Тагарских озер!
Взрослый: Дорогие друзья! Хочу напомнить, что в 2019 году Красноярск объявлен местом проведения зимней Универсиады. И не случайно! На Олимпийских Играх в Сочи 2014 года красноярские спортсмены выиграли 8 медалей из 33. Край стал вторым регионом России по количеству завоеванных спортсменами медалей.
(46-слайд) (47-слайд ) (48-слайд)
(49-слайд) (50-слайд) (51-слайд)
Тогда олимпийскими чемпионами стали биатлонист Евгений Устюгов, бобслеист Дмитрий Труненков, скелетонист Александр Третьяков и сноубордист Виктор Уайлд (дважды), серебряными призерами — сноубордист Николай Олюнин и саночники Александр Денисьев и Владислав Антонов, бронза у сноубордистки Алены Заварзиной.
(52-слайд)
Вперед, к барьерам, олимпийцы!
Дарите миру свой рекорд!
Китайцы, русские, индийцы -
Вас всех зовет отважный спорт.Для спорта дух всего важнее,
А кожи цвет не важен, нет!
Спешите жить, вперед, скорее,
Для новых, радостных побед!
(На сцене ведущие)
Мальчик: Вот и закончился наш концерт-путешествие по Красноярскому краю.
Девочка: Нам помогали его провести самые талантливые ребята из разных групп нашего детского сада.
Взрослый: Мы с вами увидели, какой красивый и какой разный наш край. Давайте же беречь его, заботиться о нем и всегда помнить, что мы
Все: сибиряки!!!
(53-слайд)
(Спортивная композиция под “Гимн Красноярского края”).
Конец.