Интонационное прочтение 2-й картины балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»

Разделы: Музыка


Цель урока:

  • Расширение представления обучающихся об интонационно-образной природе музыки; осознание ими интонации как средства общения между людьми, носителя смысла музыки, “формулы”, облегчающей ее понимание,

Задачи:

  • развитие в детях умения проводить смысловое чтение музыкального текста;
  • раскрытие на основе интонационных “формул” музыкального образа, созданного И. Стравинским во 2-й картине балета “Петрушка”;
  • углубление познания детей об универсальности понятий “форма и содержание”, “формула” в музыке, науке и в жизни;
  • развитие навыков сотрудничества детей в группе, умения совместно создавать художественный “продукт”;
  • развитие в детях чувства сопереживания.

Оборудование:

  • Класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для создания рабочих групп,
  • Доска;
  • Фортепиано;
  • Листы бумаги (А 4 или тетрадные);
  • Карандаши или ручки;
  • Портрет И.Ф. Стравинского.
  • Музыкальный материал:
  • Ноты 2-й картины балета И. Стравинского “Петрушка” (по желанию учителя);
  • Аудиозаписи 1-й и 2-й картин балета И. Стравинского “Петрушка”;
  • Видеозапись 2-й картины балета И.Стравинского “Петрушка”.

Ход урока

Дети входят в класс под звучание фрагмента из 1-й картины балета И. Стравинского “Петрушка” (“Народные гуляния на Масленой”)

Приложение 1

На доске – портрет И. Стравинского

Учитель. Ребята, мы с вами вошли в класс под звучание известного во всем мире произведения выдающегося русского композитора Игоря Федоровича Стравинского (показать его портрет). И к Стравинскому, и к прозвучавшему произведению мы сегодня обязательно еще вернемся. А пока посмотрим на доску.

(На доске написаны формулы: S=ab; P=(a+b) х2)

У. Перед вами знакомые вам буквенные последовательности? Что это такое? На каком уроке вы встречались с такими записями?

Дети. Это математические формулы (вычисление площади и периметра прямоугольника).

У. А для чего людям нужны формулы?

Д. (Высказывают свои предположения: чтобы облегчить подсчеты, быстро что-то подсчитать, вычислить и т.д.)

У. Значит ли это, что математические формулы являются внешней формой внутреннего закона и помогают нам ускорить и облегчить понимание существующих законов природы?

Д. Да.

У. Где еще мы встречаемся с подобного рода короткими, емкими записями?

Д. Закон, правило – на предмете “Окружающий мир” (в старших классах – на “Физике”, “Химии”…)

У. А есть ли формулы, правила, облегчающие нам понимание законов жизни?

Д. Да, есть. Например, правила дорожного движения, дорожные знаки - на дороге, заповеди – в религии и др.

У. А существуют ли подобные формулы в музыке? Подумайте.

(Наиграть на фортепиано разные интонации и попросить детей их пропеть и охарактеризовать)

Нисходящие полутоновые - интонации жалобы, страдания; восходящие квартовые – интонации призыва, непокорности и т.д.)

У. Вы правильно охарактеризовали прозвучавшие звуковые последовательности, не перепутав страдание с призывом, жалобу с непокорностью. Что в данном случае сыграло для вас роль сообщения?

Д. Интонация.

У. Так можем ли мы говорить о существовании в музыке интонационных “формул”?

Д. Да, можем.

У. Интонация – средство общения с нами композитора. То о чем он хочет нам сообщить, он сообщает нам через интонации. В каждой интонации сконцентрирован многолетний опыт человечества и поэтому они понятны всем, независимо от национальности, религии и т.д. А в других видах искусства существуют интонационные формулы? Какие?

Д. Цвета, линии, колорит и др. – в живописи; слово, интонация – в литературе; жест, мимика, движение – в танце и т.д.

У. Давайте еще раз посмотрим на портрет русского композитора И.Ф. Стравинского. Он умер более 40 лет назад и оставил после себя много прекрасной музыки. Сейчас мы с вами попытаемся расшифровать информацию, которую нам хотел еще при жизни сообщить Стравинский в одном из своих произведений. Для этого мы воспользуемся нашим знанием интонационных формул.

Ваша задача – внимательно прослушать и написать по порядку (столбиком) на листках бумаги, какие чувства (на ваш взгляд) зашифровал композитор разными интонациями (например: радость, гнев, страдание, жалоба и т.п.).

Каждому ребенку раздается лист бумаги и карандаш (или ручка)

Игра “Дешифровщик:

Слушание 2-й картины балета “Петрушка” И.Ф. Стравинского

Приложение 2

Индивидуальная работа по расшифровке интонаций

У. А теперь переведите, пожалуйста, записанные существительные в глаголы в единственном числе настоящем времени (например, радость – радуется, гнев – гневается, страдание – страдает, жалоба - жалуется и т.д.).

Индивидуальная работа на листочках

Далее: делим класс на несколько групп

(переставляем парты, чтобы детям было удобно работать в группах)

У. А сейчас, используя расшифрованные записи (глаголы), каждая группа попробует придумать по ним свой сюжет. Что бы это, по-вашему, могла быть за история?

Групповая работа по составлению сюжета

Через 5-7 минут каждая группа или ее представители рассказывает свою историю

Обсуждение

У. Здорово! У вас получились разные и интересные истории.

А сейчас предлагаю вам посмотреть и послушать историю, рассказанную нам автором этой музыки – композитором Стравинским.

Просмотр видео (2-я картина балета “Петрушка” И.Ф. Стравинского)

Обсуждение просмотренного фрагмента балета, соотнесение прозвучавших интонаций с действием, происходящим в этот момент на сцене

(при необходимости учитель может корректировать ответы учеников в соответствии с кратким содержанием балета)

Краткое содержание балета “Петрушка” - Приложение 3

У. Кто здесь является главным действующим лицом?

Д. Петрушка.

У. Балет так и называется – “Петрушка”. Но соответствует ли образ, данный нам Стравинским, сложившемуся у нас представлению об этом персонаже?

Д. Нет, не соответствует.

У. Почему?

Д. (Высказывают свои мнения).

У. Какое получилось несоответствие (странность, противоречие)! Озорник Петрушка и вдруг такие интонации: жалобы, гнева, страха, тревоги, любви… Почему, как вы думаете?

Д. (Высказывают свои мнения)

У. Так ли уж это легко и просто – быть куклой? Всегда зависеть от чьего-то желания? Веселить людей? Быть шутом? Ведь это для зрителей фокус – процесс, окутанный тайной, впечатляющее магическое действие. А с точки зрения объекта фокуса – это превращение помимо воли, подчинение чужой власти. Т.е. отсутствие свободы, бессилие что-либо изменить. Но разве кукла способна испытывать столько чувств?

Д. Неживая кукла не способна.

У. Так что же делает Стравинский со своим Петрушкой?

Д. Стравинский как бы оживляет его.

У. Т.е., очеловечивает. Петрушка Стравинского – не просто кукла (маска), а кукла ожившая, чувствующая, имеющая душу. Некрасивая, неловкая, одинокая, но обладающая бесконечно добрым, любящим сердцем.

На доске написаны слова:

  • Маска
  • Душа
  • Внешнее
  • Внутренне
  • Форма
  • Содержание

У. Как бы вы сгруппировали слова, написанные на доске?

Д.

Маска – внешнее – форма;
Душа – внутренне – содержание.

У. Всегда ли в человеке совпадают внешнее и внутреннее? Важно ли для каждого из нас в жизни за маской (внешней формой) увидеть душу (ее внутренне содержание)? Почему?

Д. Чтобы не обмануться…

У.Правильно. А еще? Ведь Петрушка, например, никого и не хотел обмануть.

Д.Еще и для того, чтобы понять человека.

У.Правильно. Молодцы!

Итак, сегодня мы с вами “пообщались” с композитором И. Стравинским. Помогло нам в этом наше умение слышать и узнавать музыкальные интонации. Хотели бы вы на следующем уроке продолжить это общение?

Спасибо за урок.

Подведение итогов. Оценка творческой активности уч-ся. Выставление оценок за урок