Пояснительная записка
Данное мероприятие разработано для учащихся ДШИ по классу баяна, аккордеона. Мероприятие имеет черты жанра «музыкальное путешествие». Его содержание направлено на формирование у ребенка познавательного интереса к народной музыке Молдавии: дети знакомятся с молдавской музыкой, молдавскими народными инструментами и танцами. Мероприятие призвано обогатить музыкальные впечатления учащихся, расширить их кругозор. Возможно, знакомство с виртуозной, глубоко выразительной музыкой, вызовет желание включить её в свой репертуар, что положительно отразится на развитии художественно-исполнительских навыках учеников класса баяна и аккордеона. Популярность этих инструментов в Молдавии демонстрируется музыкальными видео примерами.
Некоторые характерные особенности народной молдавской музыки отражены в практической части. Задания в виде решения кроссворда, определения размера по заданному ритмическому рисунку, нахождения синкопы в такте, исполнения ритмического рисунка под музыку, активизируют работу слуха и чувство ритма учащихся, закрепляют имеющиеся знания. Предлагается выполнить простые танцевальные движения для физической разрядки и получения положительных эмоций. Присутствие родителей учеников приветствуется. Ведущий – один преподаватель, коллеги баянисты участвуют в исполнении музыкальных номеров, помогают в организационных моментах мероприятия.
Данная разработка может быть интересна педагогам при подготовке урока или классного часа.
Цель: создание условий для формирования интереса детей к народной музыке, посредством обзорного знакомства с молдавской народной музыкой.
Задачи:
– расширить кругозор учащихся;
– дать представление об особенностях молдавской
народной музыки;
– познакомить со звучанием некоторых
национальных инструментов;
– активизировать слуховое восприятие;
– закрепить имеющиеся знания;
– вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;
– привить интерес к музыкальному творчеству
других народов.
Подготовительный этап
1. Презентация с видами Молдавии: природа, памятники архитектуры, национальный костюм.
2. Видеозаписи: ансамбль «Флуераш»; исполнители на инструменте най, цимбалы; Государственный академический ансамбль народного танца Молдовы «Жок» (танец мэрунцика, жок); «Молдавские напевы» в исполнении на аккордеоне. (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
3. Музыкальные примеры: медленная хора; бэтута; табакеряска в исполнении преподавателей на баяне (аккордеоне). (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)
4. Ватманы формата А3 с заготовленными заданиями (3 шт.).
Задание №1: ритмический рисунок аккомпанемента медленной хоры, в размере 6/8 (размер не указывать) – 4 такта.
Задание №2: мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель.
Задание №3: простой ритмический рисунок двудольных тактов, в одном из них используется синкопа (восьмая, четверть, восьмая), всего 4 такта. Кроссворд: на листе ватмана по горизонтали нужно расположить 3следующих определения таким образом, чтобы по вертикали получилось слово «жок». 1) руководитель хора или оркестра; 2) главный звук лада; 3) созвучие из 3-х звуков и более звуков.
5. Национальное блюдо – вертута с яблоками.
Техническое обеспечение:
1. Компьютер, экран.
2. Музыкальные инструменты: баян (аккордеон,
фортепиано).
3. Школьная доска, или мольберт (для демонстрации
заданий).
4. Крепление для ватманов; маркер.
5. Аудитория на 30 человек, имеется место для
танцевальных движений участников, стоящих в две
линии лицом друг к другу.
6. Стулья, стол. Вертута предлагается на разносе
порционно, на шпажках.
Основной этап:
1. Новый материал
Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на
мероприятии, посвящённом интересному
знакомству. Устраивайтесь поудобнее, нам
предстоит совершить небольшое путешествие,
которое может вам напомнить о солнечном лете.
Куда же мы отправимся? А это предстоит вам
отгадать!
– Расположена эта страна на юго-востоке Европы,
на севере, востоке и юге она граничит с Украиной,
а на западе - с Румынией.
Слады 2-9
Её природа великолепна – зелёные холмы,
спокойные озёра и реки, бескрайние поля с жёлтыми
макушками подсолнечника, обширные виноградники.
Слайды 10-11
Это страна виноградников и виноделия, здесь же
выращивают её знаменитые яблоки! В начале 19 века
это государство отошло к России, где его называли
– Бессарабия. Сейчас это страна ближнего
зарубежья, её столица – город Кишинэу (Кишинёв). Я
думаю, что вы знаете о какой стране я говорю. (Ответы
детей)
Слайд 12
– Название страны происходит от реки Молдова.
Молдаване имеют общие корни с румынами.
Слайды 13-19
Молдавия имеет свою богатую историю и культуру,
мы с вами поговорим о молдавской народной музыке.
– Молдаване очень музыкальны, их народная музыка
отличается яркостью, виртуозностью,
своеобразным мелодическим языком. Ребята, даже
получив обзорное представление о молдавской
музыке, вы сможете распознать её среди другой
народной.
Слайд 20 (флуераш)
– Исполнители молдавской народной музыки
зовутся лэутары. На каких же
инструментах исполняют молдаване свою музыку? (Ответы
детей)
– Издавна народной стала скрипка, ещё из струнных,
– цимбалы, кобза, виолончель, контрабас.
Духовые – най, флуер, тарагот,
вал, тришка, чомпой, труба, тромбон.
Ударные – барабан (в прошлом –
трымбица), бухай, дрымба, лэута. Вот такие
интересные названия, к сожалению, мы не сможем
послушать и увидеть все перечисленные
инструменты, но некоторые из них предлагаем
вашему вниманию
Слайды 21, 22 (най, цимбалы)
– Ребята, какие вы знаете самые распространённые
народные музыкальные жанры? (Ответы детей)
– Да, пожалуй основные, это песня и танец. У
молдаван песни бывают (как и у других народов) и
весёлые, задорные и протяжные, лирические. Нужно
вам сказать, что медленные лирические песни
называются – дойны. Они занимают очень большое
место в музыкальной культуре Молдавии.
Послушайте, какое певучее слово – дойны,
запомните его.
– Мы с вами вспомнили и другой жанр, это – танец.
Танцевальная молдавская музыка очень
эмоциональная, жизнерадостная, живая и
зажигательная! Следующий номер прозвучит на
инструменте, который очень популярен в Молдавии
и любим и многие из вас учатся на нём играть.
Эту композицию молдавской музыки для своего
инструмента сделал прославленный исполнитель
Валерий Ковтун. О каком же инструменте идёт речь?
Ответы детей и просмотр видеозаписи
«Молдавские напевы» в исполнении аккордеониста.
– Молдаване очень любят танцевать. А танцы такие:
хора (хоровод по-нашему), сырба, остропэц, брыул,
мэрунцика, бэтута. По содержанию танцы связаны в
основном с трудовой деятельностью. Вот перевод
их названий: коса, полотно, веретено, амбар для
кукурузы, пастушеский танец, танец кожевников,
виноград, танец овечек. (Просмотр видеозаписи
танца мэрунцика).
2. Практические задания
– Сейчас предлагаю вам выполнить
задания.
На листах ватмана изображены: ритмический
рисунок аккомпанемента медленной хоры, в
размере 6/8 (размер не указывать) – задание №1;
мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель –
задание №2; ритмический рисунок двудольных
тактов с использованием синкопы) – задание №3.
Задание №1: Определение размера по заданному ритмическому рисунку. (Ученики хлопают ритм, считают вслух; находят, что размер 6/8, затем размер выставляется в начале такта).
– Ребята, в размере 6/8 часто пишется медленная хора (бывает быстрая хора, на 2/4). Постарайтесь услышать этот характерный для хоры, ритмический рисунок в аккомпанементе – восьмая, восьмая пауза, восьмая, восьмая, восьмая пауза, восьмая. Будем слушать музыку и каждый из вас, пусть найдёт остинатный ритм в партии басов.
(В исполнении преподавателя, звучит медленная хора; все слушают, потом негромко хлопают под музыку ритм аккомпанемента).
Задание №2: Показать записанные мелизмы: мордент, трель, форшлаг.
– Скажите, что означают эти знаки? (Ответы) Кто может показать на фортепиано, как это исполняется? (обучающиеся показывают каждый мелизм, преподаватель может помогать). Это украшения в музыке, – мелизмы: мордент, трель, форшлаг. Мелизмы часто используются в народной молдавской музыке. Как вы думаете, зачем? Что они могут изображать, передавать? (Ответы детей). Звуки природы, пение птиц, а также, мелизмы подчёркивают эмоцию, можно сказать, – придают «жару».
– Ещё для молдавской музыки характерны синкопированные ритмы, синкопы. Давайте вспомним, что такое синкопа? (Ответы). Это длинная нота на слабой доле такта.
Задание №3: Нужно прохлопать заданный ритм, определить в каком такте находится синкопа. (В исполнении преподавателя звучит танцевальная молдавская музыка, на пример межтактовой, внутритактовой синкопы.
– Раз мы говорим с вами о танцевальной музыке, давайте выполним несложные движения молдавского танца. В описании Молдавии сказано, что танцуют здесь не как у поляков и французов по 2-4 человека, а принимают участие в танце сразу много лиц. Они образуют круг или длинный ряд, причём танцуют больше на свадьбах. Мы хоть и не на свадьбе, а попробуем.
Танцевальные движения:
Разделиться на 2 шеренги, встать лицом друг к другу (по типу« стенка на стенку»), взяться за руки. 1-я восьмёрка: на 8 счётов идём на право, руки покачиваются вперёд-назад, голова на каждый шаг вправо, – прямо. Шаг приставной, колени высоко поднимаем. 2-я восьмёрка: повороты на пятках, носки вместе. 3-я восмёрка: руки на плечи друг друга, движемся влево, шаг накрест с поворотом на носках. 4-я восьмёрка: перескоки, «хэй!».
Музыкальное сопровождение: подвижная молдавская музыка в исполнении преподавателей.
– Ребята, предлагаю вам небольшой кроссворд, решив его, узнаете название популярного молдавского танца. Кроссворд вы решили верно, и популярный молдавский танец, это – жок! (Просмотр видеозаписи танца жок).
3. Подведение итогов, угощение всех участников
– Сегодня, вы услышали народную молдавскую музыку, какое впечатление она произвела на вас? Какие вызвала эмоции, настроение? (Ответы). Что вы можете сказать о характерах прозвучавшей музыки? (Отзывы детей). Спасибо всем за участие, надеемся, что ваше знакомство с этой чудесной музыкой только началось. Желаем успеха! А привет вам был, конечно же, из солнечной Молдавии! Дорогие ребята и уважаемые родители,предлагаем вам традиционное молдавское блюдо – вертута с яблоками. Если кто-то из вас бывал в этой стране, поделитесь впечатлениями. И традиционно фото на память о нашей встрече!