Внеклассное мероприятие «Интересное знакомство. Привет из солнечной…»

03.02.2015

Пояснительная записка

Данное мероприятие разработано  для учащихся ДШИ по классу баяна, аккордеона. Мероприятие имеет черты жанра «музыкальное путешествие». Его содержание направлено на формирование у ребенка познавательного интереса к народной музыке Молдавии: дети знакомятся с молдавской музыкой, молдавскими народными инструментами и танцами. Мероприятие призвано обогатить музыкальные впечатления учащихся, расширить их кругозор. Возможно, знакомство с виртуозной, глубоко выразительной музыкой, вызовет желание включить её в свой репертуар, что   положительно отразится на развитии художественно-исполнительских навыках учеников класса баяна и аккордеона. Популярность этих  инструментов в Молдавии демонстрируется музыкальными видео примерами.

Некоторые характерные особенности народной молдавской музыки отражены в практической части. Задания в виде решения кроссворда, определения размера по заданному ритмическому рисунку, нахождения синкопы в такте, исполнения ритмического рисунка под музыку, активизируют работу слуха и чувство ритма учащихся, закрепляют имеющиеся знания. Предлагается выполнить простые танцевальные движения для физической разрядки и получения положительных эмоций. Присутствие родителей учеников приветствуется. Ведущий – один преподаватель, коллеги баянисты участвуют в исполнении музыкальных номеров, помогают в организационных моментах мероприятия.

Данная разработка может быть интересна педагогам при подготовке урока или классного часа.

Цель: создание условий для формирования интереса детей к народной музыке, посредством обзорного знакомства с молдавской народной музыкой.

Задачи:

– расширить кругозор учащихся;
– дать представление об особенностях молдавской народной музыки; 
– познакомить со звучанием некоторых национальных инструментов;
– активизировать слуховое восприятие;
– закрепить имеющиеся знания;
– вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;
– привить интерес к музыкальному творчеству других народов.

Подготовительный этап

1. Презентация с видами Молдавии: природа, памятники архитектуры, национальный костюм.

2. Видеозаписи: ансамбль «Флуераш»; исполнители на инструменте най, цимбалы; Государственный академический ансамбль народного танца Молдовы «Жок» (танец мэрунцика, жок); «Молдавские напевы» в исполнении на аккордеоне. (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

3. Музыкальные примеры: медленная хора; бэтута; табакеряска в исполнении преподавателей на баяне (аккордеоне). (Спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.)

4. Ватманы формата А3 с заготовленными заданиями (3 шт.).

Задание №1: ритмический рисунок аккомпанемента медленной хоры, в размере 6/8 (размер не указывать) – 4 такта.

Задание №2: мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель.

Задание №3: простой ритмический рисунок двудольных тактов, в одном из них  используется синкопа (восьмая, четверть, восьмая), всего 4 такта. Кроссворд: на листе ватмана по горизонтали  нужно расположить 3следующих определения таким образом, чтобы по вертикали получилось слово «жок». 1) руководитель хора или оркестра; 2) главный звук лада; 3) созвучие из 3-х звуков и более звуков.

5. Национальное блюдо – вертута с яблоками.

Техническое обеспечение:

1. Компьютер, экран.
2. Музыкальные инструменты: баян (аккордеон, фортепиано).
3. Школьная доска, или мольберт (для демонстрации заданий).
4. Крепление для ватманов; маркер.
5. Аудитория на 30 человек, имеется место для танцевальных движений участников, стоящих в две линии лицом друг к другу.
6. Стулья, стол. Вертута предлагается на разносе порционно, на шпажках.

Основной этап:

1. Новый материал

Слайд 1
– Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на мероприятии, посвящённом интересному знакомству. Устраивайтесь поудобнее, нам предстоит совершить небольшое путешествие, которое может вам напомнить о солнечном лете. Куда же мы отправимся? А это предстоит вам отгадать!
– Расположена эта страна на юго-востоке Европы, на севере, востоке и юге она граничит с Украиной, а на западе - с Румынией.
Слады 2-9
Её природа великолепна – зелёные холмы, спокойные озёра и реки, бескрайние поля с жёлтыми макушками подсолнечника, обширные виноградники.
Слайды 10-11
Это страна виноградников и виноделия, здесь же выращивают её знаменитые яблоки! В начале 19 века это государство отошло к России, где его называли – Бессарабия. Сейчас это страна ближнего зарубежья, её столица – город Кишинэу (Кишинёв). Я думаю, что вы знаете о какой стране я говорю. (Ответы детей)
Слайд 12
– Название страны происходит от реки Молдова. Молдаване имеют общие корни с румынами.
Слайды 13-19
Молдавия имеет свою богатую историю и культуру, мы с вами поговорим о молдавской народной музыке.
– Молдаване очень музыкальны, их народная музыка отличается  яркостью, виртуозностью, своеобразным мелодическим языком. Ребята, даже получив обзорное представление о молдавской музыке, вы сможете распознать её среди другой народной.
Слайд 20 (флуераш)
– Исполнители молдавской народной музыки зовутся лэутары. На каких же инструментах исполняют молдаване свою музыку? (Ответы детей)
– Издавна народной стала скрипка, ещё из струнных, – цимбалы, кобза, виолончель, контрабас.
Духовые  – най, флуер, тарагот, вал, тришка, чомпой, труба, тромбон.
Ударные – барабан (в прошлом – трымбица), бухай, дрымба, лэута. Вот такие интересные названия, к сожалению, мы не сможем послушать и увидеть все перечисленные инструменты, но некоторые из них предлагаем вашему вниманию
Слайды 21, 22 (най, цимбалы)
– Ребята, какие вы знаете самые распространённые народные музыкальные жанры? (Ответы детей)
– Да, пожалуй основные, это песня и танец. У молдаван песни бывают (как и у других народов) и весёлые, задорные и протяжные, лирические. Нужно вам сказать, что медленные лирические песни называются – дойны. Они занимают очень большое место в музыкальной культуре Молдавии. Послушайте, какое певучее слово – дойны, запомните его.
– Мы с вами вспомнили и другой жанр, это – танец. Танцевальная молдавская музыка очень эмоциональная, жизнерадостная, живая и зажигательная! Следующий номер прозвучит на инструменте, который очень популярен в Молдавии  и любим и многие из вас учатся на нём играть. Эту композицию молдавской музыки для своего инструмента сделал прославленный исполнитель Валерий Ковтун. О каком же инструменте идёт речь?
Ответы детей  и просмотр видеозаписи «Молдавские напевы» в исполнении аккордеониста.
– Молдаване очень любят танцевать. А танцы такие: хора (хоровод по-нашему), сырба, остропэц, брыул, мэрунцика, бэтута. По содержанию танцы связаны в основном с трудовой деятельностью. Вот перевод их названий: коса, полотно, веретено, амбар для кукурузы, пастушеский танец, танец кожевников, виноград, танец овечек. (Просмотр видеозаписи танца мэрунцика).

2. Практические задания

Сейчас предлагаю вам выполнить задания.
На листах ватмана изображены: ритмический рисунок аккомпанемента  медленной хоры, в размере 6/8 (размер не указывать) – задание №1; мелизмы над нотами – мордент, форшлаг, трель – задание №2; ритмический рисунок двудольных тактов с использованием синкопы) – задание №3.

Задание №1: Определение размера по заданному ритмическому рисунку. (Ученики хлопают ритм, считают вслух; находят,  что размер 6/8, затем размер выставляется в начале такта).

– Ребята, в размере 6/8 часто пишется медленная хора (бывает быстрая хора, на 2/4).  Постарайтесь услышать этот характерный для хоры, ритмический рисунок в аккомпанементе – восьмая, восьмая пауза, восьмая, восьмая, восьмая пауза, восьмая. Будем слушать музыку и каждый из вас, пусть найдёт остинатный  ритм в партии басов.

(В исполнении преподавателя, звучит медленная хора; все слушают, потом негромко хлопают под музыку ритм аккомпанемента).

Задание №2: Показать записанные мелизмы: мордент, трель, форшлаг.

– Скажите, что означают эти знаки? (Ответы) Кто может показать на фортепиано, как это исполняется? (обучающиеся показывают каждый мелизм, преподаватель может помогать). Это украшения в музыке, – мелизмы: мордент, трель, форшлаг. Мелизмы часто используются в народной молдавской музыке. Как вы думаете, зачем? Что они могут изображать, передавать? (Ответы детей). Звуки природы, пение птиц, а также, мелизмы подчёркивают эмоцию, можно сказать, – придают «жару».

– Ещё для молдавской музыки характерны синкопированные ритмы, синкопы. Давайте вспомним, что такое синкопа? (Ответы). Это длинная нота на слабой доле такта. 

Задание №3: Нужно прохлопать заданный ритм, определить в каком такте находится синкопа. (В исполнении преподавателя звучит танцевальная молдавская музыка, на пример межтактовой, внутритактовой синкопы.

– Раз мы говорим с вами о танцевальной музыке, давайте выполним несложные движения молдавского танца. В описании Молдавии сказано, что танцуют здесь не как у поляков и французов по 2-4 человека, а принимают участие в танце сразу много лиц. Они образуют круг или длинный ряд, причём танцуют больше на свадьбах. Мы хоть и не на свадьбе, а попробуем.

Танцевальные движения:

Разделиться на 2 шеренги, встать лицом друг к другу (по типу« стенка на стенку»), взяться за руки. 1-я восьмёрка: на 8 счётов идём на право, руки покачиваются вперёд-назад, голова на каждый шаг вправо, – прямо. Шаг приставной, колени высоко поднимаем. 2-я восьмёрка: повороты на пятках, носки вместе. 3-я восмёрка: руки на плечи друг друга, движемся влево, шаг накрест с поворотом на носках. 4-я восьмёрка: перескоки, «хэй!».

Музыкальное сопровождение: подвижная молдавская музыка в исполнении преподавателей.

– Ребята, предлагаю вам небольшой кроссворд, решив его, узнаете название популярного молдавского танца. Кроссворд вы решили верно, и популярный молдавский танец, это – жок! (Просмотр видеозаписи танца жок).

3. Подведение итогов, угощение всех участников

– Сегодня, вы услышали народную молдавскую музыку, какое впечатление она произвела на вас? Какие вызвала эмоции, настроение?  (Ответы). Что вы можете сказать о характерах прозвучавшей музыки? (Отзывы детей). Спасибо всем за участие, надеемся, что ваше знакомство с этой чудесной музыкой только началось. Желаем успеха! А привет вам был, конечно же, из солнечной Молдавии! Дорогие ребята и уважаемые родители,предлагаем вам традиционное молдавское блюдо – вертута с яблоками. Если кто-то из вас бывал в этой стране, поделитесь впечатлениями. И традиционно фото на память о нашей встрече!


a_id: 653317