Классный час "Яркий миг в черно-белом фото"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Знакомство с историей развития черно-белой фотографии.

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

Основой для изобретения фотографии послужило наблюдение знаменитого греческого ученого Аристотеля. В IV веке до н.э. он описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в оконной ставне, рисует на стене тот пейзаж, который виден за окном. Изображение получается перевернутым и очень тусклым, но воспроизводит натуру без искажений.

В конце X века н.э. в работах арабских ученых появились первые упоминания о camera obscura (с лат. «темная комната») – приспособлении для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов.

Ее конструкция менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой в передней стенке. Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку.

Переносная камера-обскура.

Техника позволяла получать изображение, оставалось лишь зафиксировать его без участия рисовальщика.
Впервые это удалось сделать лишь в XIX веке. Француз Жозеф Нисефор Ньепс начал покрывать металлические пластинки битумным лаком. Под действием света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости освещения. После обработки пластинки растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф, подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой. Съемка по методу Ньепса длилась 6-8 часов на ярком солнце.

Ньепс – первый в мире фотограф.

Первая в мире фотография Ньепса 1826 г.

Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера. Изображение (дагерротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагерротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

Дагеротип – парижский бульвар

Камера Дагера.

Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был англичанин Уильям Генри Талбот. Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра. Полученное негативное изображение Талбот печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ изобретатель назвал «калотипией» (с греч. «прекрасный отпечаток»). Главным достоинством калотипии стала возможность получения нескольких копий одного изображения.

Генри Фокс Тальбот.

Книга Тальбота – «Карандаш природы».

Метла. Из книги Тальбота «Карандаш природы» 1846 г.

Как мы уже сказали – предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус некоторых продуктов.
Арабский математик и ученый X века Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом. (Ультрафиолетовое излучение вредно для глаз.
Начало XX века ознаменовалось разработками новых технологий чёрно-белого и цветного проявления в фотографии. Наконец, в тридцатые годы компания Kodak начала производить уже первые цветные фотоматериалы. С этого момента фотография начала развиваться стремительными темпами.
Казалось, что наступление эры массовой цветной фотографии сделает бессмысленными традиционные черно-белые снимки. Они неизбежно потеряются где-то в глубине столетий.
Однако, несмотря ни на что, черно-белые фото по-прежнему чрезвычайно популярны у всех поклонников фотографии. Они прошли проверку временем и технологиями, став настоящей классикой фотографического искусства, в таких популярных жанрах, как портретная съемка, или художественное фото.

Оборудование фотолаборатории:

– фотоаппарат
– фото бачок
– фотоувеличитель
– ванночки
– глянцеватель
– красный свет

Материалы:

– фотоплёнка
– фотобумага
– проявитель
– закрепитель

(Даётся краткая характеристика и назначение оборудования и материалов)

Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Французский живописец Деларош (1797-1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с этого дня".
В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества".
Фотография – это документальный рассказ о снимаемом объекте 
Фотография – это искусство!