Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Применение современных компьютерных технологий открывает новые перспективы в совершенствовании системы образования, приобретении таких новых знаний о мире, которые подчас и невозможно получить без компьютерных и коммуникационных средств.

Новые информационные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования – развитие творческого потенциала личности: интеллектуального, художественно-эстетического и т.д. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет приблизить обучения к научному поиску, развивает навыки самостоятельного мышления. С развитием ИКТ расширились возможности вовлечения личности в поисковую деятельность, раскрытия творческих способностей и поддержки творческой деятельности как обучающихся, так и педагога.

Внедрение в образовательный процесс компьютерных коммуникационных средств позволит расширить возможности выхода обучающегося в более широкое адресное и географическое информационное пространство и снять зависимость обучения от конкретного рабочего места и времени работы. Выход в информационное пространство мирового сообщества позволит повысить уровень информационного кругозора учеников. [3. 89-95]

Компьютерные средства обучения используются нами в работе в течение 5 лет. Ранее значительная роль при этом отводилась учителю:  создание и демонстрация различных презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям, школьники привлекались к непосредственной работе на компьютере во внеурочной деятельности, при создании мультфильмов.

После оснащения кабинета начальных классов мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет виды работы по ИКТ и учителя, и учащихся существенно расширились.

Учитель получил возможность решить некоторые технические проблемы проведения уроков (например, доска «в клетку» для уроков математики, большая цветовая палитра для выделения главных деталей, редактирование деформированных текстов и т.п.).

Постоянный доступ в Интернет позволяет учителю проиллюстрировать свой рассказ фотографиями, рисунками, быстро реагировать на вопросы школьников, он может найти ответ для детей или организовать самостоятельную работу ребят по поиску нужной информации и т.д.

Во внеурочной деятельности, на кружке «Юный режиссер» с помощью компьютерных программ дети под руководством учителя создают мультфильмы: ведут съемку и монтаж, записывают текст, подбирают музыку и с удовольствием показывают свою работу родным и друзьям.

Данная работа является обобщением опыта работы педагога и учащихся 3 класса с мультимедийным комплексом и иллюстрирует различные виды деятельности.

В работе представлены примеры заданий по обучению младших школьников работе на интерактивной доске, в программе PowerPoint, в сети Интернет, по организации групповой и парной работы учащихся с использованием ИКТ; примеры применения мультимедийного оборудования учителем для работы с классом на уроках и во внеурочной деятельности.

Конспект мастер-класса

Цель. Ознакомление педагогического коллектива с возможностями применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

Задачи. Показать:

  • Фронтальную работу учителя с классом.
  • Возможные способы самопроверки работы школьников с помощью ИКТ.
  • Применение мультимедийных программ в MimioStudio.
  • Применение шаблонов в программе MimioStudio.
  • Возможности применения видеокамеры MimioView.
  • Организацию групповой работы с применением интерактивной доски.
  • Организацию поиска учащимися информации в сети Интернет
  • Работу учащихся в программе PowerPoint
  • Использование компьютерных программ для создания мультфильмов
  • Умения учащихся работать на интерактивной доске:
    • письмо и рисование,
    • передвижение объектов,
    • выбор функций на «панели инструментов».

Оборудование для учителя

Оборудование для учащихся

  • Лист бумаги в клетку
  • Ручка
  • Простой и цветные карандаши
  • Презентация «История России» (работа учащихся)

Программное обеспечение мастер-класса

Программа

Функции

Задания

MimioStudio

Доска Письмо Существительные и прилагательные
  Работа с панелью инструментов Начертить треугольник, закрасить его синим. Начертить овал, закрасить его зеленым. Передвинуть овал на треугольник
  Передвижение объектов учителем на мониторе Деформированное предложение (Приложение 1)
  Передвижение объектов учеником на доске Работа в группах (Приложение 2)

Галерея MimioStudio

Мультимедиа Flash-карточка Вычисления в столбик с проверкой
  Транспортир на 1800 Виды углов
Шаблоны Сетка крупная Начертить параллелепипед, закрасить заднюю сторону фигуры.
Научить рисовать круг

MimioView

  Работа в режиме on line Показ работы учащегося
  Работа со статичным изображением Упражнение из учебника.
Р. Н. Бунеев и др. Русский язык, 3 класс 2 часть, М : – Баласс, 2013 – с 91, упр 332.

PowerPoint

    Демонстрация работы учащихся

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Список литературы

  1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3-го класса общеобразовательной школы в 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2013. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
  2. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013. – 208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
  3. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М. : ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.