Пояснительная записка
Применение современных компьютерных технологий открывает новые перспективы в совершенствовании системы образования, приобретении таких новых знаний о мире, которые подчас и невозможно получить без компьютерных и коммуникационных средств.
Новые информационные технологии позволяют на качественно новом уровне реализовать важнейшую цель образования – развитие творческого потенциала личности: интеллектуального, художественно-эстетического и т.д. Внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет приблизить обучения к научному поиску, развивает навыки самостоятельного мышления. С развитием ИКТ расширились возможности вовлечения личности в поисковую деятельность, раскрытия творческих способностей и поддержки творческой деятельности как обучающихся, так и педагога.
Внедрение в образовательный процесс компьютерных коммуникационных средств позволит расширить возможности выхода обучающегося в более широкое адресное и географическое информационное пространство и снять зависимость обучения от конкретного рабочего места и времени работы. Выход в информационное пространство мирового сообщества позволит повысить уровень информационного кругозора учеников. [3. 89-95]
Компьютерные средства обучения используются нами в работе в течение 5 лет. Ранее значительная роль при этом отводилась учителю: создание и демонстрация различных презентаций к урокам, внеклассным мероприятиям, школьники привлекались к непосредственной работе на компьютере во внеурочной деятельности, при создании мультфильмов.
После оснащения кабинета начальных классов мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет виды работы по ИКТ и учителя, и учащихся существенно расширились.
Учитель получил возможность решить некоторые технические проблемы проведения уроков (например, доска «в клетку» для уроков математики, большая цветовая палитра для выделения главных деталей, редактирование деформированных текстов и т.п.).
Постоянный доступ в Интернет позволяет учителю проиллюстрировать свой рассказ фотографиями, рисунками, быстро реагировать на вопросы школьников, он может найти ответ для детей или организовать самостоятельную работу ребят по поиску нужной информации и т.д.
Во внеурочной деятельности, на кружке «Юный режиссер» с помощью компьютерных программ дети под руководством учителя создают мультфильмы: ведут съемку и монтаж, записывают текст, подбирают музыку и с удовольствием показывают свою работу родным и друзьям.
Данная работа является обобщением опыта работы педагога и учащихся 3 класса с мультимедийным комплексом и иллюстрирует различные виды деятельности.
В работе представлены примеры заданий по обучению младших школьников работе на интерактивной доске, в программе PowerPoint, в сети Интернет, по организации групповой и парной работы учащихся с использованием ИКТ; примеры применения мультимедийного оборудования учителем для работы с классом на уроках и во внеурочной деятельности.
Конспект мастер-класса
Цель. Ознакомление педагогического коллектива с возможностями применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
Задачи. Показать:
- Фронтальную работу учителя с классом.
- Возможные способы самопроверки работы школьников с помощью ИКТ.
- Применение мультимедийных программ в MimioStudio.
- Применение шаблонов в программе MimioStudio.
- Возможности применения видеокамеры MimioView.
- Организацию групповой работы с применением интерактивной доски.
- Организацию поиска учащимися информации в сети Интернет
- Работу учащихся в программе PowerPoint
- Использование компьютерных программ для создания мультфильмов
- Умения учащихся работать на интерактивной
доске:
- письмо и рисование,
- передвижение объектов,
- выбор функций на «панели инструментов».
Оборудование для учителя
- Видеокамера. MimioView
- Мультфильм «Приключения Колобка» (работа учащихся)
- Презентация «Применение ИКТ в начальной школе»
- Файл с заготовками для интерактивной доски. MimioStudio
Оборудование для учащихся
- Лист бумаги в клетку
- Ручка
- Простой и цветные карандаши
- Презентация «История России» (работа учащихся)
Программное обеспечение мастер-класса
Программа |
Функции |
Задания |
MimioStudio |
||
Доска | Письмо | Существительные и прилагательные |
Работа с панелью инструментов | Начертить треугольник, закрасить его синим. Начертить овал, закрасить его зеленым. Передвинуть овал на треугольник | |
Передвижение объектов учителем на мониторе | Деформированное предложение (Приложение 1) | |
Передвижение объектов учеником на доске | Работа в группах (Приложение 2) | |
Галерея MimioStudio |
||
Мультимедиа | Flash-карточка | Вычисления в столбик с проверкой |
Транспортир на 1800 | Виды углов | |
Шаблоны | Сетка крупная | Начертить параллелепипед, закрасить заднюю
сторону фигуры. Научить рисовать круг |
MimioView |
||
Работа в режиме on line | Показ работы учащегося | |
Работа со статичным изображением | Упражнение из учебника. Р. Н. Бунеев и др. Русский язык, 3 класс 2 часть, М : – Баласс, 2013 – с 91, упр 332. |
|
PowerPoint |
||
Демонстрация работы учащихся |
Список литературы
- Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 3-го класса общеобразовательной школы в 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2013. – 176 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
- Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 3-й класс («В одном счастливом детстве»). В 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013. – 208 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
- Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст]: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М. : ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.