Цели урока:
Учебная:
- способствовать развитию навыков защиты своих идей;
- формировать у учащихся навыки творческой деятельности;
- закрепить представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
- определить роль охраняемых территорий.
Воспитательная:
- формировать навыки культуры публичной речи;
- учиться слушать и оценивать выступления своих одноклассников.
Образовательная:
- развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, в том числе с цифровыми образовательными ресурсами;
- формировать навыки синтеза и анализа информации;
- формировать экогеографическое мировоззрение.
Задачи:
- закрепление знаний по природным компонентам природных зон РФ;
- овладение теоретическими и прикладными знаниями по проблеме формирования экологической ситуации в регионах РФ;
- усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование ситуаций в пределах определенного природного участка);
- развитие ценностных ориентаций по проблемам оптимизации экологической ситуации в пределах ООПТ;
- воспитание готовности к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.
Тип урока:
Конкурс – защита учебных проектов «ООПТ в пределах определенного субъекта РФ», с участием старшеклассников (Толкачева Е., Азиков Д., Тихонов П. Гусева П. – представители Министерства природы России)
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная
Методы обучения:
- игровой (конкурс)
- метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение.
Межпредметные связи:
- география – экология;
- география – биология;
- география – краеведение;
- география – информатика.
Средства обучения:
- Физическая карта России;
- Карта “Заповедники России”;
- Атлас 8 класса, издательство «Дрофа»
- Учебник: Баринова И.И. “География: природа России – 8 кл.”;
- Индивидуальные проекты “ООПТ в пределах субъекта РФ”;
- Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся и учителя.
Содержание урока:
На доске тема: Проект «Особо охраняемая
природная территория в пределах различных
субъектов России»
Презентация учителя на экране (Приложение
1, слайд 1)
ХОД УРОКА
I. Оргмомент: (1 мин)
- приветствие;
- проверить подготовку ребят к уроку.
II. Введение в урок (4 мин)
Учитель: Уважаемые друзья, гости! Мы
рады видеть вас сегодня на нашем уроке. На уроке
присутствуют учащиеся 8 класса, в том числе
авторы проектов – непосредственные защитники
проекта и учащиеся 10 класса (4 человека) –
представители Министерства природы, которые
участвуют в оценке по выявлению лучших проектов:
Толкачева Елена, Гусева Полина, Азиков Дмитрий,
Тихонов Петр (Приложение 1,
слайд 1)
У нас сегодня урок-конкурс. Конкурс учебных
проектов, которые посвящены вопросам сохранения
естественных ландшафтов, памятников природы,
приумножению и разведению редких и исчезающих
видов растений и животных. На 1 этапе
(проблематизация) (личностная окраска)
работы над проектом мною была предложена общая
тема – «Создание особо охраняемой природной
территории», т.к. большинство школьников ярко
представляют себе изменения природной среды в
результате хозяйственной деятельности человека
и близко к сердцу принимают проблему уничтожения
растений и животных (слайд № 2)
В оценке каждого проекта ООПТ принимают участие
все учащиеся 8 класса, вы получаете оценочный
лист и после каждой защиты проставляете оценку
от 3 до 5 баллов каждому автору. В связи с этим
прошу вас быть внимательными слушателями.
Слово представителю Министерства природы.
Представитель Минприроды: сегодня вы
представляете на конкурс свои проекты ООПТ, и
прежде я хочу сделать небольшое вступление.
Наша страна огромна, 17 млн. кв.км., разнообразие ее
ландшафтов потрясает, но, к сожалению, все они
испытывают разнообразную антропогенную
нагрузку. Уже со второй половины 20 века (слайд 3),
хозяйственная деятельность в условиях сурового
Севера, территории средней и северной тайги
(слайд 4) получает все большее развитие, и эта
тенденция будет сохраняться . В хорошо освоенной
зоне смешанных лесов (слайд 5) все более
значительное развитие получают
промышленно-городские комплексы. Реликты
естественных экосистем сохраняются лишь в
немногих заповедниках. Исторически хорошо
освоенная зона степей (слайд 6) превратилась в
пахотные угодья, что привело к серьезным
негативным экологическим последствиям. Это:
засухи, пыльные бури, истощение почв, уничтожение
целинных охотничье-промысловых видов фауны.
Хозяйственная деятельность в полупустынях
(слайд 7) (геологоразведка, добыча минерального
сырья, строительство поселков) оказывает
разрушительное воздействие на ландшафт,
опустынивание прогрессирует. И есть все
основания предполагать, что в ближайшем будущем
антропогенные экологические комплексы будут
преобладать. Человеку придется самому
поддерживать благоприятный экологический
баланс, и мы должны быть готовы к значительным
материальным затратам. Беречь природу, охранять
её богатства – конституционная обязанность
каждого человека (слайд 8). Особо охраняемые
природные территории — одна из форм сохранения
природы, поэтому относятся к объектам
общенационального достояния, сохраняя
уникальные и типичные экосистемы, биологическое
и ландшафтное разнообразие.
Пожалуйста, предлагайте свои проекты ООПТ (слайд
9).
Учитель (слайд 10): Итак, на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, которые созданы вами. Они предназначены для сохранения природных комплексов, редких видов животных и растений.
III. Представление проектов в форме презентаций с последующими вопросами членов Министерства природы.
Регламент – каждый выступающий – 3-4 мин, 1 мин – дополнительные 2 вопроса, один по проекту и один – рефлексия.
Когда выступающий будет называть тип ООПТ – слайд с определением этого типа ООПТ (слайды 10-14).
1. Автор проекта – Пронин Богдан: Я представляю проект ООПТ в Республике Саха. (Приложение 3)
Защита по плану.
1. Общие сведения о природе территории (рельеф,
климат, воды, почвы, растительный и животный мир
этой природной зоны);
2. Перечень и характеристика основных объектов
охраны (редких и исчезающих видов растений и
животных)
3. Запрещенные и разрешенные виды деятельности и
природопользования
4. Существенные особенности и дополнительные
сведения; существенные особенности ООПТ
…
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
- Какие источники информации вы использовали в своей работе?
- С какими трудностями столкнулись при составлении презентации?
2. Автор проекта – Гришкина Анастасия:
Я представляю проект ООПТ на территории
Камчатского края. Защита по плану. (Приложение
4)
…
Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Какую информацию из ИНТЕРНЕТА вы
использовали в работе над проектом?
2.Что дала вам работа над этим проектом?
3. Автор проекта Нечаева Диана: Я представляю проект ООПТ Московской области, в нашем родном Рузском районе. Защита по плану. (Приложение 2)
Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Озеро Глубокое уже относится к областному
заказнику, ты об этом знаешь?
2. Что вы узнали нового во время работы над
проектом?
4. Автор проекта Лебедева Екатерина: Я
представляю проект ООПТ в Тюменской области.
Защита по плану.
…
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1.
2. Что было наиболее интересным в работе над
проектом?
5.Автор проекта Шубина Мария: Я
представляю проект ООПТ в Чукотском автономном
округе. Защита по плану.
…
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы, задавайте ваши вопросы по проекту.
1. Чему ты научилась в результате работы над
проектом?
2.
6. Автор проекта Суванов Бахтияр: Я
представляю проект ООПТ в Приморском крае.
Защита по плану.
…
Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.
1. На территории Приморского края действуют
несколько ООПТ, какие вы знаете?
2.
7. Автор проекта Ляпкин Владислав: я
представляю проект ООПТ в республике Алтай .
Защита по плану.
….
Вопросы представителей Минприроды:
1.
2.
IV. Итоги урока-конкурса защиты (4 мин)
Учитель: Все проекты для нас ценны.
Хотелось бы, чтобы они осуществились. Каждый
человек уникален по своим способностям и
талантам и каждый предложил интересный
достойный проект ООПТ. Подведем итоги
урока-конкурса (слайд 15)
Проанализировать рейтинговую оценку каждого
проекта, объявить баллы приглашаю
представителей Министерства природы (слайд 16).
Представитель Минприроды: По нескольким
критериям оценивания проектов наилучшим
проектом объявляем проект _____________________ (вручается
грамота)
Решением министерской комиссии объявляем благодарность за ответственное отношение к подготовке проекта и его защиты и награждаем грамотами по номинациям:
1. «За практическую направленность проекта»
автора проекта «ООПТ в пределах
______________________________________(вручается грамота)
2. «За оригинальное оформление и представление
проекта» автора проекта «ООПТ в пределах
______________________________________(вручается грамота)
3. «За высокое мастерство публичного
выступления» автора проекта «ООПТ в пределах
______________________________________(вручается грамота)
4. «За сохранение редких видов растений и
животных» автора проекта «ООПТ в пределах
______________________________________(вручается грамота)
5. « За любовь к родному краю» автора проекта
«ООПТ в пределах ______________________________________(вручается
грамота)
6. «За _________________ автора проекта «ООПТ в пределах
______________________________________(вручается грамота)
Учитель: И последнее, определим автора
проекта-победителя по решению учеников 8 класса,
пожалуйста, передавайте свое решения на первые
парты.
Подсчет баллов и определение автора
проекта-победителя.