Урок-конкурс "Особо охраняемая природная территория России"

Разделы: География


Цели урока:

Учебная:

  • способствовать развитию навыков защиты своих идей;
  • формировать у учащихся навыки творческой деятельности;
  • закрепить представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России.
  • определить роль охраняемых территорий.

Воспитательная:

  • формировать навыки культуры публичной речи;
  • учиться слушать и оценивать выступления своих одноклассников.

Образовательная:

  • развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, в том числе с цифровыми образовательными ресурсами;
  • формировать навыки синтеза и анализа информации;
  • формировать экогеографическое мировоззрение.

Задачи:

  • закрепление знаний по природным компонентам природных зон РФ;
  • овладение теоретическими и прикладными знаниями по проблеме формирования экологической ситуации в регионах РФ;
  • усвоение методов научного познания (анализ, оценка, прогнозирование ситуаций в пределах определенного природного участка);
  • развитие ценностных ориентаций по проблемам оптимизации экологической ситуации в пределах ООПТ;
  • воспитание готовности к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.

Тип урока:

Конкурс – защита учебных проектов «ООПТ в пределах определенного субъекта РФ», с участием старшеклассников (Толкачева Е., Азиков Д., Тихонов П. Гусева П. – представители Министерства природы России)

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке: индивидуальная

Методы обучения:

  • игровой (конкурс)
  • метод проектирования, как метод развивающего обучения направленный на личностно – ориентированное обучение.

Межпредметные связи:

  • география – экология;
  • география – биология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Атлас 8 класса, издательство «Дрофа»
  4. Учебник: Баринова И.И. “География: природа России – 8 кл.”;
  5. Индивидуальные проекты “ООПТ в пределах субъекта РФ”;
  6. Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся и учителя.

Содержание урока:

На доске тема: Проект «Особо охраняемая природная территория в пределах различных субъектов России»
Презентация учителя на экране (Приложение 1, слайд 1)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент: (1 мин)

  • приветствие;
  • проверить подготовку ребят к уроку.

II. Введение в урок (4 мин)

Учитель: Уважаемые друзья, гости! Мы рады видеть вас сегодня на нашем уроке. На уроке присутствуют учащиеся 8 класса, в том числе авторы проектов – непосредственные защитники проекта и учащиеся 10 класса (4 человека) – представители Министерства природы, которые участвуют в оценке по выявлению лучших проектов: Толкачева Елена, Гусева Полина, Азиков Дмитрий, Тихонов Петр (Приложение 1, слайд 1)
У нас сегодня урок-конкурс. Конкурс учебных проектов, которые посвящены вопросам сохранения естественных ландшафтов, памятников природы, приумножению и разведению редких и исчезающих видов растений и животных. На 1 этапе (проблематизация) (личностная окраска) работы над проектом мною была предложена общая тема – «Создание особо охраняемой природной территории», т.к. большинство школьников ярко представляют себе изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности человека и близко к сердцу принимают проблему уничтожения растений и животных (слайд № 2)
В оценке каждого проекта ООПТ принимают участие все учащиеся 8 класса, вы получаете оценочный лист и после каждой защиты проставляете оценку от 3 до 5 баллов каждому автору. В связи с этим прошу вас быть внимательными слушателями.

Слово представителю Министерства природы.

Представитель Минприроды: сегодня вы представляете на конкурс свои проекты ООПТ, и прежде я хочу сделать небольшое вступление.
Наша страна огромна, 17 млн. кв.км., разнообразие ее ландшафтов потрясает, но, к сожалению, все они испытывают разнообразную антропогенную нагрузку. Уже со второй половины 20 века (слайд 3), хозяйственная деятельность в условиях сурового Севера, территории средней и северной тайги (слайд 4) получает все большее развитие, и эта тенденция будет сохраняться . В хорошо освоенной зоне смешанных лесов (слайд 5) все более значительное развитие получают промышленно-городские комплексы. Реликты естественных экосистем сохраняются лишь в немногих заповедниках. Исторически хорошо освоенная зона степей (слайд 6) превратилась в пахотные угодья, что привело к серьезным негативным экологическим последствиям. Это: засухи, пыльные бури, истощение почв, уничтожение целинных охотничье-промысловых видов фауны. Хозяйственная деятельность в полупустынях (слайд 7) (геологоразведка, добыча минерального сырья, строительство поселков) оказывает разрушительное воздействие на ландшафт, опустынивание прогрессирует. И есть все основания предполагать, что в ближайшем будущем антропогенные экологические комплексы будут преобладать. Человеку придется самому поддерживать благоприятный экологический баланс, и мы должны быть готовы к значительным материальным затратам. Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека (слайд 8). Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.
Пожалуйста, предлагайте свои проекты ООПТ (слайд 9).

Учитель (слайд 10): Итак, на сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки, которые созданы вами. Они предназначены для сохранения природных комплексов, редких видов животных и растений.

III. Представление проектов в форме презентаций с последующими вопросами членов Министерства природы.

Регламент – каждый выступающий – 3-4 мин, 1 мин – дополнительные 2 вопроса, один по проекту и один – рефлексия.

Когда выступающий будет называть тип ООПТ – слайд с определением этого типа ООПТ (слайды 10-14).

1. Автор проекта – Пронин Богдан: Я представляю проект ООПТ в Республике Саха. (Приложение 3)

Защита по плану.

1. Общие сведения о природе территории (рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир этой природной зоны);
2. Перечень и характеристика основных объектов охраны (редких и исчезающих видов растений и животных)
3. Запрещенные и разрешенные виды деятельности и природопользования
4. Существенные особенности и дополнительные сведения; существенные особенности ООПТ

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

    1. Какие источники информации вы использовали в своей работе?
    2. С какими трудностями столкнулись при составлении презентации?

2. Автор проекта – Гришкина Анастасия: Я представляю проект ООПТ на территории Камчатского края. Защита по плану. (Приложение 4)

Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Какую информацию из ИНТЕРНЕТА вы использовали в работе над проектом?
2.Что дала вам работа над этим проектом?

3. Автор проекта Нечаева Диана: Я представляю проект ООПТ Московской области, в нашем родном Рузском районе. Защита по плану. (Приложение 2)

Учитель: Уважаемы представитель Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Озеро Глубокое уже относится к областному заказнику, ты об этом знаешь?
2. Что вы узнали нового во время работы над проектом?

4. Автор проекта Лебедева Екатерина: Я представляю проект ООПТ в Тюменской области. Защита по плану.

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1.
2. Что было наиболее интересным в работе над проектом?

5.Автор проекта Шубина Мария: Я представляю проект ООПТ в Чукотском автономном округе. Защита по плану.

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы, задавайте ваши вопросы по проекту.

1. Чему ты научилась в результате работы над проектом?
2.

6. Автор проекта Суванов Бахтияр: Я представляю проект ООПТ в Приморском крае. Защита по плану.

Учитель: Уважаемые представители Министерства природы , задавайте ваши вопросы по проекту.

1. На территории Приморского края действуют несколько ООПТ, какие вы знаете?
2.

7. Автор проекта Ляпкин Владислав: я представляю проект ООПТ в республике Алтай . Защита по плану.
….

Вопросы представителей Минприроды:

1.
2.
IV. Итоги урока-конкурса защиты (4 мин)

Учитель: Все проекты для нас ценны. Хотелось бы, чтобы они осуществились. Каждый человек уникален по своим способностям и талантам и каждый предложил интересный достойный проект ООПТ. Подведем итоги урока-конкурса (слайд 15)
Проанализировать рейтинговую оценку каждого проекта, объявить баллы приглашаю представителей Министерства природы (слайд 16).
Представитель Минприроды: По нескольким критериям оценивания проектов наилучшим проектом объявляем проект _____________________ (вручается грамота)

Решением министерской комиссии объявляем благодарность за ответственное отношение к подготовке проекта и его защиты и награждаем грамотами по номинациям:

1. «За практическую направленность проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)
2. «За оригинальное оформление и представление проекта» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)
3. «За высокое мастерство публичного выступления» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)
4. «За сохранение редких видов растений и животных» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)
5. « За любовь к родному краю» автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)
6. «За _________________ автора проекта «ООПТ в пределах ______________________________________(вручается грамота)

Учитель: И последнее, определим автора проекта-победителя по решению учеников 8 класса, пожалуйста, передавайте свое решения на первые парты.
Подсчет баллов и определение автора проекта-победителя.

Приложение 5
Приложение 6