Цель: закрепить умение правильно произносить звук [с] в словах со стечением согласных.
Задачи:
- развивать возможности восприятия и произношения слов различной слоговой сложности;
- развивать фонематическое восприятие;
- учить операциям идентификации (угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове);
- стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, воображения;
- активизировать словарный запас;
- совершенствовать умение слушать и слышать педагога.
Оборудование: дидактическое пособие «Хоккейная площадка», бумажная шайба, набор предметных картинок, бусины, леска, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики.
В одном небольшом городке жил мальчик по имени Стас. Каждое воскресное утро мама пекла ему блинчики (упражнение «Блинчик»). Позавтракал Стас, выглянул в окно, а там ребята расчищают от снега хоккейную площадку (упражнение «Почистим зубы»). Стас быстро оделся и выбежал во двор. По пути он несколько раз скатился с горки (упражнение «Горка»). Прибежал Стас на площадку, помог ребятам, а потом они вместе стали играть в хоккей.
2. Игра «Хоккеисты»
На столе лежит картинка с изображением хоккейной площадки и ворот. У края картинки лежит бумажная шайба. Логопед предлагает ребенку «забить шайбу в ворота» – улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, плавно и целенаправленно подуть через щель посередине языка на бумажную фигурку.
3. Игра «Собери льдинки»
Логопед предлагает ребёнку нанизать по одной
крупной прозрачной бусине на леску каждый раз,
когда услышит слово со звуком [с].
Лексический материал: воск, обувь, киоск, писк,
леска, метель, космос, куст, коньки, пустыня,
тесто.
4. Слоговая разминка
СВА-СВО-СВУ-СВЫ
СКА-СКО-СКУ-СКЫ
СПА-СПО-СПУ-СПЫ
СТА-СТО-СТУ-СТЫ
СНА-СНО-СНУ-СНЫ
СМА-СМО-СМУ-СМЫ
5. Игра «Живое – неживое»
Ребенок повторяет за логопедом только те слова, которые обозначают неживые предметы: паста, пастух, стакан, ступа, аисты, маска, каска, слон, ослы, капуста, ставни, старик, скат.
6. Упражнение «Цепочка»
Ребенок повторяет за логопедом цепочку слов, а затем выделяет и называет в них общую часть.
стая – стадо – ставить
скалка – скачет – скалы
слава – слабый – сладкий
маска – каска – ласка
сосна – весна – десна
хвосты – мосты – кусты
7. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем – раз! И два – мы распутаем слова!»
Логопед произносит слова, бросая ребенку мяч, а
ребенок, возвращая мяч, их повторяет: скала,
скамейка, ступеньки, сосна, капуста, сковородка,
стакан.
Затем логопед «запутывает» слова, а ребенок
должен их «распутать»: ласка, смакейка,
спутеньки, насос, пустака, скороводка, скатан.
8. Игра «Стас и Саня»
Логопед объясняет ребенку, что Стас и Саня – друзья, они все делают вместе, но Саня делает все немного быстрее. Логопед начинает называть действие, которое выполнил Саня, произнося звук [с], ребенок договаривает слово, а затем произносит целиком, повторяет предложение.
Стас ломает, а Саня уже с…
Стас метёт, а Саня уже …
Стас трёт, а Саня уже …
Стас мнёт, а Саня уже …
Стас вяжет, а Саня уже …
Стас поет, а Саня уже …
Стас плетёт, а Саня уже …
Стас варит, а Саня уже …
9. Игра «Что сделал Стас?»
Ребенок должен найти предмет, к которому подходит действие: носки, суп, снеговик, сандалии, сосна, лист бумаги, ананас, собака, солнце, скамейка, сапоги, страница.
Стас слепил … Стас связал … Стас сварил … Стас спилил … Стас снял … Стас смял … |
Стас съел … Стас срисовал … Стас спас … Стас скинул … Стас склеил … Стас сколотил … |
10. Итог занятия