«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает.
Каждый учитель должен задавать себе вопрос: «Как учить ребенка, сохраняя его здоровье?»
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка. Урок – основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Гигиенически правильно организованный урок дает возможность длительно поддерживать достаточно высокий уровень умственной работоспособности, необходимой для полноценного обучения и предупреждать преждевременное наступление утомления. Но нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние здоровья педагога, что в свою очередь оказывает влияние на состояние здоровья обучающихся. Технические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).
Перед использованием ТСО, обучающихся необходимо научить пользоваться ими. Здесь средство обучения выступает как предмет освоения. При первоначальном ознакомлении с обучающей техникой учащиеся обычно бывают крайне возбуждены и заинтересованы, поэтому они часто обращают большое внимание на второстепенные моменты и не всегда усваивают учебную информацию. Рассеивание внимания может иметь место при первоначальном изучении дисплея, другой техники.
Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить детей работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и четко определять цели работы, объекты оценки и контроля.
Именно в начальной школе – ввиду психологических особенностей младшего школьника – ТСО просто незаменимые помощники учителя. Преимущественно наглядно-образное восприятие наших учащихся, требует использования различных аудиовизуальных средств обучения на уроках музыки, рисования и труда, на уроках чтения и природоведения, на уроках русского языка и математики, а также физического воспитания.
Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала.
Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему, а иногда и к активной форме протеста. Оптимальная частота применения ТСО в учебном процессе зависит от возраста обучающихся, учебного предмета и необходимости их использования.
Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: обучающиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у обучающихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. Правильное чередование различных средств может предотвратить это явление. Минуты напряженного умственного труда необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, разгрузкой зрительного и слухового восприятия.
Целесообразное количество уроков с применением ТСО – не более 3-4 раз в неделю.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 5 (СанПиН 2011)
При использовании ТСО и необходимости
сочетать восприятие информации с экрана и
ведение записи в тетради – освещенность на
столах обучающихся должна быть 300 лк.
Телевизоры устанавливают на специальных тумбах
на высоте 1,0 – 1,3 м от пола. При просмотре
телепередач размещение зрительских мест должно
обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до
глаз обучающихся.
При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым СанПиН.
Опасен следующий факт: интерес детей к работе с компьютером настолько маскирует утомление, школьники настолько увлекаются, что не замечают признаков утомления, продолжают занятия (игры) и в результате наносят существенный вред своему здоровью. Как результат – мы получаем появление психосоматических расстройств, невротических реакций и распространенность проявлений стресса у школьников.
Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся
Для детей 6 лет норма не должна превышать 10 минут и для детей 7-10 лет 15 мин.
Гигиенические требования к оформлению и размещению компьютера
Экран монитора Клавиатура Оформление
изображения на экране
Расстояние 0,6-0,7 м от ученика Клавиши светло
серого цвета с матовой поверхностью Размер
символов по высоте не менее 3,1-3,8 мм
Ниже уровня глаз на 5-100 Сопротивление клавиш 0,25-0,5
Н Расстояние между строками не менее 1,55-1,9 мм
Антибликовое покрытие Наклон клавиатуры 12-150
Контраст между яркостью символов и фона не ниже
80%
Рентгеновское излучение не более 10,8 мК Р/ч
Изображение стабильно, без мерцаний и бликов
Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 мм –
не более 10 Вт/м2, в диапазоне 315-400 мм и в
видимом диапазоне излучения 400-700 мм – 0,1 Вт/м3
Оптимальное сочетание цвета: темно-зеленый фон и
белые знаки. Не более 7 цветов одновременно.
Рекомендуемая мебель для компьютерных классов образовательных учреждений
Рост учащихся, см Высота над полом, см
Стол Пространство для ног Стул
145-160 640 530 380
161-175 700 560 420
175 760 590 460
После использования ТСО, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, (а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления).
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их
и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,
не поворачивая головы, за медленными движениями
указательного пальца вытянутой руки влево и
вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой
руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на
счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений
глазами в правую сторону, столько же в левую
сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1-2 раза.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. .
И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак
2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову
1 – резко повернуть таз направо
2 – резко повернуть таз налево. Во время
поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. – стоя, руки вдоль туловища
1 – правую руку на пояс
2 – левую руку на пояс
3 – правую руку на плечо
4 – левую руку на плечо
5 – правую руку вверх
6 – левую руку вверх
7- 8 – хлопки руками над головой
9 – опустить левую руку на плечо
10 – правую руку на плечо
11 – левую руку на пояс
12 – правую руку на пояс
13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6
раз.
Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 –
быстрый, 6 – медленный.
Все вышесказанные требования изложены в
документе «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» 2011 год
Сегодня во многих школах имеются компьютеры,
проекторы, экраны, интерактивные доски – вся эта
техника призвана, чтобы акцентировать внимание
учеников, усилить познавательный интерес,
мотивацию к обучению. Но применять эти
инструменты нужно грамотно, чтобы не навредить
здоровью ребенка.
В заключение, хочется вспомнить восточную мудрость:
«У кого есть здоровье – у того есть надежда.
У кого есть надежда – у того есть всё!»
Литература:
- Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности в ходе проектно-исследовательской деятельности. // Начальная школа.2007.№7.
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. // Начальная школа.2006. №2.
- Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей).// Начальная школа. 1999. №7.
- Якиманская И., Якунина О. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения. // Директор школы.1998. №3.